3.3.7.8. Коренные и шатунные подшипникиКоренные и шатунные подшипники при капитальном ремонте двигателя подлежат обязательной
замене, однако бывшие в эксплуатации подшипники следует тщательно проверить, чтобы
восстановить общее состояние двигателя на момент ремонта.
Причинами разрушения подшипников коленчатого вала являются недостаточная смазка
из-за неправильной сборки, загрязнение и проникновение посторонних частиц, частые
перегрузки двигателя, коррозия и др. Независимо от причины, вызвавшей разрушение
подшипников, ее следует устранить.
Виды износа коренных и шатунных подшипников
Подбор коренных подшипников
Диаграмма для подбора шатунных подшипников на двигателях 3F-E
Маркировка А
|
1,484 – 1,488 мм
|
Маркировка В
|
1,488 – 1,492 мм
|
Маркировка С
|
1,492 – 1,496 мм
|
Диаграмма для подбора шатунных подшипников коленвала на двигателях 3F-E
|
1. Коленвал
2. Центральный противовес
3. Подшипник N3
4. Размерная группа подшипника |
|
Маркировка на подшипнике
|
Номер на коленвале
|
3
|
4
|
5
|
Номер на блоке цилиндров
|
6
|
7
|
8
|
6
|
7
|
8
|
6
|
7
|
8
|
Размерная группа подшипника*
|
Т3
|
Т4
|
Т5
|
Т2
|
Т3
|
Т4
|
Т1
|
Т2
|
Т3
|
* Пример: Номер на коленвале 5, номер на блоке цилиндров 7 = размерная
группа Т2.
Диаметр коренных подшипников и внутренний диаметр отверстия
под коренные подшипники на двигателях 3F-E
Диаметр шейки коленвала
|
№
|
мм
|
Маркировка-3
|
N1
|
66.972 – 66.980
|
N2
|
68.472 – 68.480
|
N3
|
69.972 – 69.980
|
N4
|
71.472 – 71.480
|
Маркировка-4
|
N1
|
66.980 – 66.988
|
N2
|
68.480 – 68.488
|
N3
|
69.980 – 69.988
|
N4
|
71.480 – 71.488
|
Маркировка-5
|
N1
|
66.988 – 66.996
|
N2
|
68.488 – 68.496
|
N3
|
69.988 – 69.996
|
N4
|
71.488 – 71.496
|
Диаметр отверстия под коренные подшипники
|
N
|
мм
|
Маркировка-6
|
N1
|
72.010 – 72.018
|
N2
|
73.510 – 73.518
|
N3
|
75.010 – 72.018
|
N4
|
76.510 – 76.518
|
Маркировка-7
|
N1
|
72.018 – 72.026
|
N2
|
73.518 – 73.546
|
N3
|
75.018 – 75.026
|
N4
|
76.518 – 76.526
|
Маркировка-8
|
N1
|
72.026 – 72.034
|
N2
|
73.526 – 73.534
|
N3
|
75.026 – 75.034
|
N4
|
76.526 – 76.524
|
Диаграмма для подбора стандартных шатунных подшипников на двигателях
1FZ-FE
|
Нанесенный номер
|
Маркировка на шатуне
|
1
|
2
|
3
|
Номер на коленвале
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
1
|
2
|
3
|
Маркировка размерной группы подшипника*
|
2
|
3
|
4
|
3
|
4
|
5
|
4
|
5
|
6
|
* Пример: Номер на шатуне 3 + номер на коленвале 1 = Размерная группа
подшипника 4.
Диаграмма для подбора стандартных коренных подшипников коленвала на двигателях
1FZ-FE
| Нанесенный номер
|
Маркировка на блоке цилиндров
|
1
|
2
|
3
|
Номер на коленвале
| 1
| 2
| 3
| 1
| 2
| 3
| 1
| 2
| 3
|
Маркировка размерной группы подшипника*
| 2
| 3
| 4
| 3
| 4
| 5
| 4
| 5
| 6
|
*Пример: Номер на блоке цилиндров 2 + номер на коленвале 1 = Размерная
группа подшипника 3.
Диаметр коренных подшипников и внутренний диаметр отверстия
под коренные подшипники на двигателях 1FZ-FE
Диаметр отверстия под коренные подшипники:
|
– маркировка 1
|
74.026 – 74.032 мм
|
– маркировка 2
|
74.032 – 74.038 мм
|
– маркировка 3
|
74.03 – 74.044 мм
|
Диаметр шейки коленвала:
|
– маркировка 1
|
68.994 – 69.000 мм
|
– маркировка 2
|
68.988 – 68.994 мм
|
– маркировка 3
|
68.982 – 68.988 мм
|
Толщина стандартных подшипников:
|
– маркировка 2
|
2.489 – 2.492 мм
|
– маркировка 3
|
2.49 – 2.495 мм
|
– маркировка 4
|
2.495 – 2.498 мм
|
– маркировка 5
|
2.498 – 2.501 мм
|
– маркировка 6
|
2.501 – 2.504 мм
|
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Если устанавливаются подшипники стандартных
размерных групп, то новый подшипник подбирается по номерам, нанесенным
на заменяемый, а также по номерам на блоке цилиндров и коленвале с
использованием таблиц. |
2. Если коленвал шлифовался, то подшипники
следует подбирать в автосервисе, в котором выполнялась шлифовка. |
3. После подбора подшипников измерьте зазор
в шейках (см. подраздел 3.3.8.2). |
4. В заводских условиях при сборке двигателя
устанавливаются подшипники с разной цветовой маркировкой, которая
наносится на кромке вкладыша подшипника. |
5. Маркировка размерной группы подшипников обычно
наносится со стороны вкладыша, обращенной к задней части коленвала,
за исключением заднего коренного вкладыша, который маркируется со
стороны обращенной к передней части коленвала. |
6. Допускается устанавливать верхний и нижний
вкладыши из различных размерных групп. Например, чтобы скорректировать
зазор на 0,0125 мм стандартный вкладыш иногда используется со вкладышем
из группы с уменьшенным диаметром на 0,025 мм. |
Предупреждение
Запрещается
устанавливать пару вкладышей если различие их диаметров превышает
0,025 мм. Отличающиеся по размеру вкладыши следует устанавливать
либо все сверху, либо все снизу.
|
|
|