11.2. Система антиблокировки тормозов (ABS) - общая информация и коды неисправностейОбщая информация
Типичная схема расположения компонентов ABS
Резкое выжимание педали ножного тормоза на автомобиле, оборудованном тормозной
системой обычного типа, приводит к блокировке колес. При этом нарушается сцепление
протектора с дорожным покрытием, и автомобиль может пойти юзом, теряя управляемость.
Система антиблокировки тормозов (ABS) (обратитесь к иллюстрации выше) предотвращает
преждевременную блокировку колес, непрерывно управляя скоростью их вращения во
время торможения за счет модуляций давления гидравлической жидкости в каждом из
тормозных механизмов.
Электронный блок управления (ECU) ABS
ECU системы ABS закреплен под передней накладкой порога правой двери.
ECU отслеживает скорость вращения каждого из колес автомобиля, ориентируясь
на поступающие сигналы от колесных датчиков. Когда при аварийном торможении
какое-либо из колес начинает преждевременно блокироваться, ECU выдает команду
на активацию помещенного внутрь гидравлического модулятора электромагнитного
клапана, который, срабатывая, открывает соответствующий участок тормозного контура,
выпуская из него часть рабочей жидкости в резервуар и, соответственно, снижая
рабочее давление. Как только скорости вращения колес уравниваются, клапан вновь
закрывается и давление продолжает подниматься. Цикл длится доли секунды на каждом
из колес и повторяется до тех пор, пока торможение не будет завершено. Конструкция
системы позволяет корректировать давление в гидравлических контурах каждого
из четырех колес. В действительности схема функционирования ABS намного сложнее,
чем это может показаться, поэтому составители настоящего Руководства не рекомендуют
владельцам автомобилей производить попытки самостоятельного выполнения ремонта
системы. В случае возникновения неполадок разумнее всего будет обратиться к
специалистам автосервиса.
Гидравлический модулятор
Модулятор установлен внутри двигательного отсека и оборудован срабатывающим
по команде ECU электромагнитным клапаном регулировки гидравлического давления
в контурах тормозной системы.
Колесные датчики
Каждое из колес оборудовано индивидуальным датчиком оборотов. Датчик состоит
из ротора (кольца с равномерно расположенными по его периметру зубцами) и чувствительного
элемента в виде подмагниченной катушки. Чувствительный элемент датчика фиксирует
моменты прохождения мимо него зубьев ротора и преобразует получаемую информацию
в электрические сигналы, непрерывно передаваемые на модуль управления ABS. По
результатам обработки поступающих сигналов ECU получает информацию об относительной
скорости вращения каждого из колес. Пока все четыре колеса вращаются с одинаковой
частотой, ABS пребывает в пассивном состоянии. Как только любое из колес начинает
блокироваться, блок управления фиксирует изменение входящего сигнала и вырабатывает
команду на срабатывание модулятора, мгновенно сбрасывающего давление гидравлической
жидкости в тормозном механизме соответствующего колеса.
Датчик-выключатель стоп-сигналов
По сигналам, поступающим от датчика-выключателя стоп-сигналов ECU определяет
момент, когда водитель выжимает
педаль ножного тормоза, сразу же активируя ABS.
Диагностика и восстановительный ремонт
Если вмонтированная в панель приборов автомобиля контрольная лампа ABS загорается
и продолжает гореть во время движения, в первую очередь удостоверьтесь, что
стояночный тормоз полностью отпущен, а тормозная система функционирует исправно.
Если все в норме, следовательно, произошел отказ ABS. При этом в память ECU
должен быть занесен код неисправности. При диагностике и считывании кодов неисправностей
предупреждающая лампочка на панели приборов будет мигать. При наличии нескольких
кодов, их индикация будет начата с меньшего номера по возрастающей, вне зависимости
от времени их поступления. При движении автомобиля коды неисправности не индицируются.
Проведите визуальный осмотр:
- Проверьте состояние тормозных суппортов и колесных цилиндров;
- Проверьте состояние и надежность крепления контактных р
- азъемов электропроводки ECU и колесных датчиков (см.
Бортовое
электрооборудование);
- Проверьте соответствующие предохранители (см.
Бортовое
электрооборудование).
Восстановительный ремонт ABS выходит за пределы квалификации среднестатистического
механика-любителя.
Считывание и стирание кодов неисправностей
|
1. Поверните ключ зажигания в положение OFF. Проверьте
состояние аккумулятора; для работы системы требуется напряжение не
менее 12 В.
2. Включите зажигание и убедитесь в том, что контрольная лампа ABS
на панели приборов загорелась. Если лампочка не загорается, проверьте
предохранитель, лампочку или проводку.
3. Закоротите перемычкой выводы Ес и Е1 на разъеме DLC1. Включите
зажигание.
4. Если в памяти есть код неисправности, через 4 секунды лампочка
замигает. Количество первого пакета вспышек означает число десятков
двухразрядного номера неисправности, затем следует пауза в 1.5 секунды
и передается второй пакет вспышек, означающий количество единиц двухразрядного
номера. Если в системе присутствуют другие коды неисправностей, они
будут передаваться последовательно с интервалом в 2.5 секунды. После
окончания считывания кодов все они будут повторены в той же последовательности
спустя четыре секунды. Если кодов неисправности нет, лампочка будет
вспыхивать каждые 1/2 секунды без вариаций.
5. Поверните ключ зажигания в положение OFF.
6. Проверьте систему или отремонтируйте ее в соответствии с полученными
кодами неисправностей.
7. После ремонта необходимо стереть из памяти коды неисправности.
Если в процессе ремонта отсоединяли аккумулятор, все коды неисправности
сотрутся автоматически. Стирание кодов неисправностей производится
нажатием на педаль тормоза 8 или более раз в течение 3 секунд.
8. Снимите перемычку и присоедините к актюатору технологический разъем.
|
|
|