|
|
5.3.7. Проверка исправности функционирования и обслуживание систем отопления и кондиционирования воздуха
Схема расположения компонентов системы К/В
Система кондиционирования
|
Система кондиционирования
воздуха постоянно находится под высоким давлением. Ни в коем случае не
отсоединяйте рефрижераторные линии и не снимайте никакие компоненты системы,
предварительно не выполнив разрядку последней. Разрядка системы кондиционирования
воздуха должна производиться силами опытного специалиста в условиях мастерской
автосервиса. При рассоединении рефрижераторных линий обязательно надевайте
защитные очки!
|
Схема расположения компонентов системы кондиционирования показана на иллюстрации.
Перечисленные ниже контрольные проверки должны производиться на регулярной основе
с целью поддержания системы кондиционирования воздуха в исправном состоянии:
a) Проверьте состояние ремня привода компрессора. В случае выявления дефектов
или признаков износа произведите замену (см. Главу
Текущее
обслуживание);
b) Проверьте усилие натяжения приводного ремня, в случае необходимости произведите
соответствующую регулировку (см. Главу
Текущее
обслуживание);
c) Проверьте шланги рефрижераторного тракта на наличие трещин, вздутий, признаков
отвердевания и старения резины, оцените состояние штуцерных соединений. Дефектные
компоненты замените;
d) Проверьте пластины теплообменника конденсатора на наличие застрявших между
ними останков насекомых, старых листьев и прочего мусора. В случае необходимости
прочистите зазоры тонкой кисточкой, либо продуйте их сжатым воздухом;
e) Проверьте уровень заряда системы.
Система кондиционирования воздуха должна включаться как минимум на 10 минут не
реже чем раз в месяц (даже в зимнее время года). Длительное бездействие К/В приводит
к отвердеванию и выходу из строя уплотнительных колец и манжет соединительного
тракта.
Имеющие место утечки в тракте наилучшим образом проявляются при увеличении рабочих
параметров системы (температура и давление), - оставьте кондиционер включенным
на 5-10 минут при работающем двигателе. Источники утечек могут быть выявлены по
потекам масла.
Ввиду сложности конструкции системы и необходимости использования специального
оборудования, ее обслуживание, глубокая диагностика и восстановительный ремонт
лежат вне пределов квалификации среднестатистического механика-любителя и должны
производиться в условиях мастерской автосервиса. В компетенцию владельца автомобиля
попадают лишь перечисленные ниже в настоящем Разделе простейшие проверки и замены.
Если система не функционирует вовсе, проверьте состояние соответствующего предохранителя
и реле в монтажном блоке, расположенном в двигательном отсеке автомобиля.
Наиболее типичной причиной нарушения исправности функционирования К/В является
снижение уровня заряда рефрижераторного масла. Приведенные ниже простейшие проверки
позволят быстро выявить признаки снижения уровня хладагента.
Проверка уровня заряда хладагента
Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры.
Включите К/В на максимальную хладопроизводительность. Выберите максимальный скоростной
режим вентилятора. Откройте двери, чтобы избежать циклических отключений системы
при охлаждении замкнутого в салоне воздушного объема.
Срабатывание муфты сцепления компрессора К/В сопровождается отчетливо слышимым
щелчком, после которого центральная часть муфты должна начать вращаться. После
того, как температура системы достигнет рабочего значения, ощупайте две подсоединенные
к испарителю на переборке двигательного отсека трубки.
|
Более тонкая трубка, идущая к испарителю
от выходного штуцера конденсатора, должна быть на ощупь достаточно холодной.
Трубка потолще, идущая от выпускного штуцера испарителя назад к компрессору,
должна быть еще немного (на 2 ÷ 6 градусов) холоднее. Если выпускная
трубка на ощупь заметно теплее впускной, следовательно, система нуждается
в подзарядке. Введите термометр в выходной воздуховод через центральный
дефлектор на панели приборов . При включенном К/В температура выходящего
из дефлектора воздуха должна быть на 2 ÷ 4.5 градуса ниже температуры
окружающей среды (вплоть до значения 4.5°С). В очень жаркую погоду (выше
+40°С), допустимо повышение выходной температуры до уровня 15.7 °С, но
не более. Если кондиционер не обеспечивает требуемую интенсивность охлаждения
воздуха, следует произвести подзарядку системы. Для более подробной диагностики
состояния системы автомобиль следует отогнать в специализированную мастерскую.
|
|
Загляните в смотровое окно на крышке сборки
ресивера-осушителя, - вспенивание хладагента внутри ресивера свидетельствует
о падении его уровня. В жаркую погоду пузыри в смотровом окне могут присутствовать
даже при нормальном уровне рабочей жидкости, - после отключения системы
вспенивание должно прекратиться.
|
Добавление хладагента
|
Начиная с 1994 г. системы
кондиционирования на всех моделях Subaru были переведены с хладагента
R-12 на экологически чистый R-134а. Ввиду различия рабочих характеристик
хладагенты не являются взаимозаменяемыми. Кроме того, конструкция штуцерных
узлов и насадок к баллончикам не позволяет случайно заправить в систему
масло не того типа. При замене компонентов в систему следует добавлять
ровно такое количество хладагента соответствующего сорта, которое было
утрачено при снятии компонента. Перед заправкой системы внимательно ознакомьтесь
с отпечатанной на баллончике инструкцией!
Во многих регионах свободная продажа хладагента R-12 может быть запрещена
и заправку системы следует производить в условиях специализированной станции
техобслуживания. Хладагент типа R-134а можно приобрести практически в
любом магазине автомобильных химикалиев!
|
|
Приготовьте стандартный зарядный набор
R-134а, - спрашивайте в магазинах автомобильных аксессуаров. В состав
набора входят баллончик с рефрижераторным маслом объемом 14 унций (ounce),
вентильная насадка и отрезок шланга, подсоединяемый между вентилем и сервисным
штуцером низконапорной части рефрижераторного тракта. Зарядный сервисный
штуцер обычно включен в большую тюбинговую линию рефрижераторного тракта,
идущую к переборке двигательного отсека. Так как одного баллончика масла
может оказаться недостаточно для окончательной зарядки системы, имеет
смысл на всякий случай закупить сразу пару. Проследите, чтобы хотя бы
в одном из баллончиков масло было подкрашено в красный цвет, что позволит
быстро выявить утечки хладагента в случае возникновения таковых.
|
Ни в коем случае
не заправляйте в систему более двух баллончиков хладагента!
|
|
В соответствии с инструкциями изготовителей подсоедините зарядный набор к НИЗКОНАПОРНОЙ
части рефрижераторного тракта.
Закройте вентиль на переходной насадке и наверните последнюю на головку баллончика,
предварительно удостоверившись в наличии уплотнительного кольца/резиновой прокладки.
|
Обязательно наденьте
защитные очки!
|
|
Снимите пылезащитный колпачок со штуцера
низконапорной части рефрижераторного тракта и подсоедините к нему оборудованный
разъемом быстрой стыковки шланг зарядного набора.
|
Конструкция штуцерных
узлов не позволит произвести подключение набора к высоконапорной
части тракта.
|
|
Прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры и включите К/В. Проследите,
чтобы шланг зарядного набора не соприкасался с лопастями вентилятора системы охлаждения
и прочими движущимися компонентами в моторном отсеке.
Вращением вентильной насадки проткните головку баллончика, открыв тем самым подачу
хладагента (должен послышаться характерный звук вырывающегося газа). В процессе
всей зарядки держите баллончик строго вертикально, время от времени встряхивая
его. Зарядку следует прерывать, когда температуры впускной и выпускной трубок
испарителя сравниваются. Между сериями зарядки делайте паузу, необходимую для
стабилизации системы.
|
Ни в коем случае не закачивайте
в систему более двух баллончиков хладагента! Во избежание обледенения
баллончика в процессе заправки оберните его смоченным в теплой воде полотенцем.
|
При наличии под рукой точного термометра введите его в через дефлектор в центральный
воздуховод К/В и следите за температурой подаваемого в салон воздуха.
Когда баллончик опустеет, перекройте вентиль и отсоедините шланг от низконапорного
штуцера системы. Сразу же наденьте на штуцер пылезащитный колпачок.
Отсоедините от баллончика вентильную насадку, в случае необходимости переставьте
ее на второй баллончик и продолжите заправку. По завершении процедуры поставьте
незаконченный баллончик вертикально на стеллаж и по мере надобности используйте
его для подзарядки системы.
Система отопления
Если отопитель не обеспечивает должный нагрев подаваемого в салон воздуха, причиной
такого отказа может являться одна из следующих:
a) Термостат заклинен в открытом положении, что не позволяет подаваемой в теплообменник
отопителя охлаждающей жидкости двигателя нагреться до нормальной температуры.
Замените термостат (см. Раздел
Проверка исправности функционирования и замена термостата);
b) Имеет место нарушение проходимости охладительного тракта, что блокирует подачу
охлаждающей жидкости в теплообменник отопителя. Ощупайте шланги, подсоединенные
к патрубкам на задней переборке двигательного отсека. Оба шланга должны быть горячими,
- противное свидетельствует о нарушении проходимости тракта (заблокированы шланги,
теплообменник, либо управляющая заслонка отопителя). Отсоедините шланги и произведите
обратнопоточную промывку теплообменника. Промойте также оба шланга;
c) Если восстановить проходимость теплообменника путем промывки не удается, следует
произвести его замену (см. Раздел
Снятие и установка теплообменника отопителя).
Если скорость вращения вентилятора отопителя не соответствует выбранному положению
соответствующего переключателя на панели управления системы, проверьте состояние
предохранителя, соединительной электропроводки, реле, переключателя и резистивной
сборки.
Если выход воздуха через дефлекторы вовсе отсутствует, предпримите следующие действия:
a) Включите зажигание и активируйте вентилятор отопителя. Прижмите ухо к дефлектору
и попытайтесь на слух определить, функционирует ли приводной мотор;
b) Если звуки, подтверждающие исправность функционирования мотора отсутствуют,
а резистивная сборка в порядке, следует заменить мотор (см. Раздел
Снятие, проверка и установка приводного электромотора вентилятора отопителя).
Увлажнение коврового покрытия на полу под теплообменником отопителя, либо выход
пара через дефлекторы воздуховодов говорят об утечках теплообменника. Снимите
теплообменник (см. Раздел
Снятие и установка теплообменника отопителя) и замените его новым (теплообменник отопителя восстановительному
ремонту не подлежит).
Проверьте проходимость дренажного шланга, идущего от сборки отопителя/испарителя
и проложенного справой стороны переборки. Блокировка данного шланга может приводить
к выходу пара из дефлекторов воздуховодов при включении отопителя.
Устранение запахов системы кондиционирования воздуха
Неприятные запахи, зачастую возникающие при включении К/В вызываются образованием
колоний плесени на пластинах теплообменника испарителя. Теплая влажная среда создает
благоприятные условия для возникновения и развития грибковых микроорганизмов.
Доступ к теплообменнику испарителя на большинстве моделей крайне ограничен. Процедура
гарантированного полного удаления плесени, выполняемая в условиях мастерской автосервиса
является достаточно трудоемкой, отнимает много времени и требует применения сильнодействующих
дезинфицирующих средств. В принципе, достаточно эффективная обработка может быть
выполнена и в домашних условиях собственными силами владельца автомобиля.
Специальные дезинфицирующие средства в аэрозольной расфасовке, предназначенные
для обслуживания систем кондиционирования воздуха, можно приобрести практически
в любом магазине автомобильных аксессуаров. Следует помнить, что цена средства
обычно прямо пропорциональна его эффективности. Переключите систему в режим циркуляции
воздуха и на десять минут включите вентилятор отопителя на максимальную скорость.
С целью просушки системы включите обогрев на максимальную интенсивность. Отсоедините
электропроводку от компрессора с целью предотвращения его срабатывания.
Подача средства обычно осуществляется через длинный шланг. Снимите резисторную
сборку электромотора привода вентилятора отопителя (см. Раздел
Снятие и установка резистивной сборки приводного электромотора вентилятора отопителя), введите сопло
подающей насадки в образовавшееся отверстие и сместите его влево, направив на
теплообменник испарителя. Подача средства осуществляется в соответствии с инструкциями
его изготовителя. Постарайтесь максимально полно обработать всю поверхность теплообменника.
Длительность каждого цикла обработки и интервалы между сериями должны быть указаны
на этикетке тары.
Наилучшей профилактической мерой против возникновения колоний плесени в теплообменнике
испарителя является регулярная проверка проходимости дренажной трубки, а также
кратковременное включение режима удаления конденсата после каждой дальней поездки
с работающим кондиционером с целью просушки испарителя.
|
|