4.4.1. Приведение поршня первого цилиндра в положение верхней мёртвой точки (ВМТ)Верхней мёртвой точкой (ВМТ) называется наивысшая точка хода поршня в своём цилиндре. Строго говоря, в 4-тактных двигателях в процессе вращения коленчатого вала данное положение достигается каждым из поршней дважды: один раз в конце такта сжатия и второй – в конце такта выпуска. При выполнении процедур настройки и регулировки двигателя в подавляющем большинстве случаев используется положение поршня первого цилиндра в ВМТ конца такта сжатия.
Необходимость в приведении поршня в положение ВМТ возникает при проведении многих процедур, в частности таких, как обслуживание клапанного механизма, снятие и установка распределительного вала, компонентов привода ГРМ, и т.п.
Удостоверьтесь, что трансмиссия переведена в нейтральное положение, затем взведите стояночный тормоз, либо подоприте задние колёса автомобиля противооткатными башмаками. Разъедините разъёмы электропроводки катушек зажигания и выверните свечи зажигания (см. Раздел Проверка и замена свечей зажигания и модуля зажигания).
Приведение любого из поршней в положение ВМТ производится путём проворачивания коленчатого вала двигателя в нормальном направлении вращения при помощи торцевого ключа с храповым приводом (по часовой стрелке) за болт, ввернутый в торец передней цапфы коленчатого вала. При наличии помощника, предварительное проворачивание двигателя стартёром (короткими рывками) может быть осуществлено с водительского места под руководством оператора.
Установка поршня первого цилиндра в положение ВМТ
|
|
- Если крышка головки цилиндров не снята, выверните свечи зажигания и установите компрессометр в свечное отверстие первого цилиндра.
|
Компрессометр должен быть укомплектован резьбовой насадкой с соединительным шлангом длиной не менее 15 см.
|
- Проверните коленчатый вал так, чтобы засечка на его шкиве совпала с установочной меткой на крышке ремня привода ГРМ. При этом поршень первого цилиндра будет приведён в ВМТ.
- Удостовериться в том, что достигнута ВМТ именно конца такта сжатия можно, наблюдая за показаниями компрессометра – при приближении к ВМТ конца такта сжатия давление в цилиндре начнёт заметно расти. Если же снята крышка головки цилиндров, удостовериться в достижении ВМТ конца такта сжатия можно, наблюдая за распределительными валами – метки на них должны совпадать с метками на крышках подшипников. При этом все клапаны первого цилиндра закрыты.
- Если достигнута ВМТ конца такта выпуска, то для приведения поршня в ВМТ конца такта сжатия проверните коленчатый вал в нормальном направлении на полный оборот.
|
|
|