3.2.2.9. Блок цилиндров и коленвалОчистка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Снимите с блока цилиндров все
навесные агрегаты и датчики. Для очистки надо также достать заглушки.
Для этого просверлите в заглушках по небольшому отверстию, в которые
вверните по винту – саморезу. Заглушки извлекаются клещами за головки
винтов, или с помощью ударного съемника. |
2. Соскребите все остатки материала
прокладок с блока цилиндров и с каркаса крышек коренных подшипников
(в тех двигателях, в которых каркас предусмотрен), соблюдая осторожность,
чтобы не повредить разъемные уплотняемые плоскости. |
3. Снимите все заглушки
масляных каналов (если предусмотрены). Эти заглушки имеют очень плотную
посадку, поэтому может понадобиться их высверливание с последующим
прохождением разверткой. При сборке двигателя все заглушки замените. |
4. В случае сильного загрязнения
поверхности блока цилиндров понадобится очистка паром. |
5. После паровой обработки блока
еще раз повторите очистку смазочных отверстий и каналов. Промойте
все внутренние каналы блока цилиндров теплой водой до тех пор пока
не начнет вытекать чистая вода. Тщательно просушите блок и смажьте
все разъемные и шлифованные поверхности маловязким маслом, чтобы предотвратить
появление ржавчины. Процесс сушки можно ускорить продувкой внутренних
каналов сжатым воздухом. |
6. Если поверхность блока цилиндров
загрязнена умеренно, то можно ограничиться мойкой блока цилиндров
жесткой щеткой и горячей водой (с температурой, исключающей ожоги)
с мылом или моющим средством. Не жалейте времени и тщательно промойте
блок цилиндров. Независимо от способа очистки очень тщательно промойте
все внутренние смазочные каналы и хорошо просушите. Стенки цилиндров
смажьте маслом, чтобы предотвратить появление ржавчины. |
|
7. Резьбовые отверстия в блоке
следует очистить, что обеспечит точные показания момента затяжки при
сборке. Прогоните резьбу метчиком, так как это позволит очистить резьбовые
отверстия от грязи, следов коррозии и остатков герметика, а также
восстановить резьбу. При возможности продуйте отверстия струей сжатого
воздуха для удаления остатков материала от прохождения метчиком. |
Предупреждение
Хорошие результаты
дает впрыскивание в отверстия водно-дисперсионных смазок под высоким
давлением, которые имеются в продаже в длинных баллончиках с аэрозолью.
При очистке таким способом одевайте защитные очки.
|
8. Установите в блок
цилиндров новые заглушки, предварительно смазав их подходящим герметиком. |
9. Если сборка двигателя откладывается,
то накройте блок цилиндров полиэтиленовой пленкой, чтобы предотвратить
попадание грязи и образование ржавчины. Смажьте все разъемные уплотняемые
поверхности, что предохранит их от коррозии. |
|
Проверка состояния
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Визуально проверьте наличие
на блоке цилиндров трещин и следов коррозии. Проверьте состояние резьб
в отверстиях, отметьте места с сорванной резьбой. Если имелись подозрения
на утечку охлаждающей жидкости внутри блока цилиндров, то блок надо
испытать на герметичность, для чего целесообразно обратиться к специалисту.
При обнаружении дефектов отремонтируйте блок (если это возможно),
или замените. |
2. Проверьте наличие сколов и задиров
на внутренних поверхностях цилиндров. Проверьте наличие буртика в
верхней части цилиндра, буртик указывает на усиленный износ цилиндра. |
3. Проверьте наличие
сколов и задиров на внутренних поверхностях цилиндров. |
4. Измерьте внутренний диаметр цилиндра
в 10 мм от края цилиндра параллельно и перпендикулярно оси двигателя.
Повторите измерения на расстояниях 60 и 100 мм от края цилиндра. По
результатам этих шести измерений определите конусность и овальность
цилиндра. |
|
5. Обозначения размерных групп цилиндров
(указаны стрелками) отштампованы на разъемной плоскости блока под
прокладку головки цилиндров, рядом с цилиндрами. |
6. Проверьте состояние поршней и
колец (см. подраздел 3.2.2.12).
Зазор между поршнем и цилиндром определяется как разность измеренных
диаметров цилиндра и поршня. |
7. Сравните результаты
с указанными в (см. подраздел 3.2.1.1).
Если любое из измеренных значений выходит за нормативные пределы,
то цилиндр нужно расточить под очередной ремонтный диаметр, а если
это невозможно, то блок цилиндров следует заменить. Чтобы предпринять
наиболее правильные дальнейшие действия, проконсультируйтесь у специалиста.
В запчасти поставляются поршни только одного ремонтного размера –
0,2 мм. |
8. Если состояние поршней
и цилиндров удовлетворительное, и износ таков, что зазор между поршнем
и цилиндром в пределах нормы, то понадобится только замена поршневых
колец. |
9. В этом случае цилиндры подвергаются
только хоннингованию, которое обеспечивает лучшую приработку поршневых
колец и их герметичное прилегание к стенкам цилиндров. |
10. Хоннингование обычно выполняется
с помощью хоннинговальной головки с подпружиненными камнями, которое
вставляется в электродрель. Необходимо также заготовить керосин или
масло для хоннингования и ветошь. В процессе хоннингования периодически
перемещайте инструмент вверх и вниз в цилиндре, обильно смазывая стенки
цилиндра. |
11. После хоннингования на поверхности
стенок цилиндра должна образоваться структура тонких линий, пересекающихся
под углом около 60°. Не снимайте лишнего материала, хоннингование
заканчивайте сразу после доводки поверхности. Если будут устанавливаться
новые поршни, то следует иметь ввиду, что изготовителем поршней может
быть рекомендована обработка стенок цилиндров с несколько иным углом
пересечения линий. В этом случае соблюдайте инструкцию изготовителя
поршней. |
12. Запрещается доставать из цилиндра
хоннинговальную головку во время вращения, – сначала дождитесь полной
остановки. По окончании тщательно протрите цилиндр от масла. При отсутствии
приспособления для хоннингования, или если вы не уверены, что сможете
качественно выполнить эту операцию, следует обратиться в мастерскую,
где цилиндры отхоннингуют за умеренную плату. |
|
|