3.2.2.8.2. Монтаж и проверка зазоров в коренных подшипниках Подбор вкладышей новых коренных подшипников
Предупреждение
Описание касается только
коренных подшипников стандартного размера. Ремонтные вкладыши на размерные группы
не подразделяются.
Коды размерной группы коренных и шатунных подшипников
|
1. Коренные подшипники
2. Шатунные подшипники
Новые коренные подшипники подбираются в соответствии с кодами идентификации,
нанесенными на коленвал и на блок цилиндров. |
На коленвале коды нанесены на щеке шейки 1-го цилиндра (со стороны крышки цепи).
Код из пяти цифр относится к диаметрам коренных подшипников, первая цифра означает
код для 1-й коренной шейки коленвала, а пятая – код для 5-й шейки.
Предупреждение
В некоторых двигателях
на щеке коленвала также нанесены коды из четырех цифр, которые указывают на
размерную группу шатунных подшипников (см. подраздел 3.2.2.10.2).
Коды размерных групп расточек под коренные вкладыши
|
На двигателях коды размерных групп расточек
под коренные вкладыши выбиты в основании блока цилиндров (указаны стрелкой). |
На блоке цилиндров размерные коды выбиты в основании со стороны маховика. На двигателях
имеется только код из пяти цифр, первая цифра в этом коде относится к 1-й коренной
шейке коленвала, а пятая – к 5-й шейке.
Чтобы подобрать вкладыши коренных подшипников надо узнать размерную группу для
расточки под вкладыш, выбитый на блоке цилиндров, и код размерной группы соответствующей
коренной шейки, который нанесен на коленвале, а затем по прилагаемой таблице определить
нужный вкладыш, ориентируясь по цветовой маркировке, которая в виде точки наносится
на его боковую поверхность.
Код на коленвале
|
Код на блоке цилиндров
|
Маркировка коренного вкладыша
|
0
|
0
|
черная
|
0
|
1
|
коричневая
|
0
|
2
|
зеленая
|
0
|
3
|
желтая
|
1
|
0
|
коричневая
|
1
|
1
|
зеленая
|
1
|
2
|
желтая
|
1
|
3
|
синяя
|
2
|
0
|
зеленая
|
2
|
1
|
желтая
|
2
|
2
|
синяя
|
2
|
3
|
розовая
|
3
|
0
|
желтая
|
3
|
1
|
синяя
|
3
|
2
|
розовая
|
3
|
3
|
белая (или отсутствует)
|
Проверка зазоров в коренных подшипниках
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Очистите наружную поверхность
новых коренных вкладышей, поверхности расточек под вкладыши в блоке
цилиндров и в крышках коренных подшипников. |
|
2. Надавив на вкладыш, уложите его на свое
место. Убедитесь, что выступ (указан стрелкой) на вкладыше подшипника
зашел в выборку в расточке блока цилиндров или в каркасе крышек коренных
вкладышей. Запрещается прикасаться к рабочей поверхности вкладышей
пальцами. |
3. Имейте в виду,
что на всех верхних вкладышах коренных подшипников предусмотрены смазочная
канавка и отверстие для подвода масла. Нижние вкладыши сплошные. |
|
4. Установите в крышки нижние вкладыши (канавка
и отверстие на этих вкладышах отсутствуют), также совместив выступ
с углублением. |
5. Если зазор будет проверяться
на вкладышах, бывших в эксплуатации, то проследите, чтобы вкладыши
были установлены на прежние места. Зазор можно проверить двумя способами. |
6. При определении зазора первым
способом надо установить крышки (или каркас крышек) коренных подшипников
вместе с вкладышами на блок цилиндров (для измерений этим способом
понадобятся специальные измерительные приборы – нутромер со стрелочным
индикатором, или телескопический микрометр, и обычный микрометр).
Затяните болты крышек (каркаса) с заданным моментом и измерьте внутренний
диаметр каждой собранной пары вкладышей. Зазор в коренных подшипниках
определяется как разность внутреннего диаметра собранных коренных
подшипников и измеренного диаметра коренных шеек коленвала. |
7. Второй способ (более точный)
состоит в применении пластмассовой калибровочной проволоки Plastigage
круглого сечения (изобретена и выпускается в США). Проволока сплющивается
между подшипником и шейкой коленвала. После снятия крышки подшипника
проволока остается в сплющенном виде. Сопоставив ширину раздавленной
проволоки со шкалой, прилагаемой к комплекту, можно определить зазор
в подшипнике. Калибровочную проволоку можно приобрести в службе автосервиса
дилера. Если проволоки у дилера не окажется, то ее можно приобрести,
наведя справки у агентов, специализирующихся на поставке запчастей
для двигателей, и получив сведения о наличии этого изделия в вашем
регионе. Проверка зазора с помощью калибра выполняется следующим образом. |
8. Установив на место
коренные вкладыши, осторожно поставьте коленвал. Никакой смазки на
шейках коленвала не допускается. Коренные шейки должны быть сухими
и чистыми. |
|
9. Приготовьте несколько отрезков
калибровочной пластмассовой проволоки Plastigage, длина которых немного
меньше ширины коренных подшипников, и положите по одному отрезку на
каждую коренную шейку коленвала параллельно его оси. |
10. Установите по месту крышки с
нижними вкладышами. При установке крышек ориентируйтесь по имеющимся
на них меткам, чтобы установить крышки в прежнее положение. |
11. Установите литой каркас крышек
коренных подшипников, заверните болты и затяните их. Во время
затяжки положение отрезка проволоки измениться не должно, поворот
коленвала не допускается. |
12. На всех двигателях отверните
болты крепления крышек. Отворачивайте болты в обратной последовательности
на один оборот за прием. Выверните и достаньте болты из достаньте
их из блока цилиндров. |
13. Снимите крышки коренных подшипников
(или каркас крышек), снова следя за тем, чтобы не поменялось положение
сплющенных калибровочных проволок и не провернулся коленвал. |
|
14. Сравните ширину раздавленных проволок
со шкалой на упаковке и определите зазор в коренном подшипнике. Сравните
с нормативным зазором. |
15. Измерение зазора путем сравнения
ширины раздавленной калибровочной проволоки со шкалой на упаковке |
16. Если зазор отличается от нормативного,
то причиной может быть неправильный подбор вкладышей (или их повышенный
износ, если проверялись вкладыши бывшие в эксплуатации). Перед тем
как прийти к выводу о необходимости замены вкладышей убедитесь в том,
что между крышками или блоком цилиндров и вкладышем при измерении
отсутствовали грязь или масло. Если ширина сплющенной проволоки с
одного края больше, то это указывает на конусность шейки. |
17. Если зазор отличается от нормы
при измерениях со старыми вкладышами, то повторите измерения с новыми
вкладышами. Если же и с новыми вкладышами зазор превышает норму, то
следует обратиться за консультацией в службу автосервиса дилера, или
к специалисту по данному двигателю, чтобы получить совет как действовать
дальше. Возможно также, что придется перешлифовать шейки коленвала
и заменить вкладыши ремонтными. |
18. При необходимости приобретите
вкладыши соответствующей размерной группы и повторите процедуру измерения
зазора в коренных подшипниках. |
19. По окончании соскоблите ногтем
или деревянной щепкой остатки калибровочной проволоки с коренных шеек
коленвала, не повредив при этом поверхность. |
|
Окончательная установка коленвала
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Осторожно достаньте коленчатый
вал из блока цилиндров. |
|
2. Установите вкладыши коренных подшипников
на места, руководствуясь пп. 5 и 6. Если устанавливаются новые
вкладыши, то тщательно промойте их в керосине, удалив остатки консерванта.
Тканью не оставляющей ворса протрите насухо вкладыши и шатуны. Обильно
смажьте свежим маслом для двигателя поверхности вкладышей, установленных
в блок цилиндров. |
|
3. Смажьте тонким слоем консистентной
смазки упорные полукольца и прикрепите их по обеим сторонам 3-го коренного
подшипника. Обратите внимание на то, чтобы смазочные канавки на обоих
полукольцах были обращены в сторону от блока цилиндров. |
4. Установите коленвал в блок цилиндров
и проверьте осевой люфт (см. подраздел
3.2.2.8.1). |
5. Тщательно очистите от смазки
разъемные плоскости крышек коренных подшипников и блока цилиндров. |
6. Смажьте свежим маслом для двигателя
поверхности нижних вкладышей. Убедитесь, что установочные выступы
на вкладышах заходят в углубления в крышках. |
|
7. Установите вкладыши коренных
подшипников на прежние места, ориентируясь по меткам. |
|
8. Установите литой каркас крышек
коренных подшипников, заверните болты и затяните их пока только от
руки. |
|
9. Затяните болты крышек в последовательности
указанной на рисунке с заданным моментом 1-го этапа. |
|
10. Динамометрическим ключом с торцовой головкой
затяните болты крышек с заданным моментом 1-го этапа. |
|
11. Доверните болты на угол, соответствующий
2-му этапу затяжки, соблюдая указанную последовательность. Если отсутствует
ключ с угловой шкалой, то затяните болты динамометрическим ключом
с моментом, указанным для 2-го этапа затяжки. |
12. Проверьте свободу вращения коленвала,
после чего установите остальные детали (см. пп. 13–16). |
13. Проверьте чистоту разъемных
поверхностей держателя заднего сальника и блока цилиндров. Нанесите
метку, указывающую глубину посадки сальника в держателе, затем достаньте
сальник из держателя, поддев его большой отверткой с плоским лезвием. |
14. Установите в держатель новый
сальник, убедившись, что губки рабочих кромок обращены в сторону двигателя.
Запрессуйте сальник легкими ударами молотка, на глубину, которая соответствует
метке, нанесенной перед снятием отработанного сальника. |
15. Проверьте в наличии направляющих
штифтов, затем нанесите на разъемную поверхность держателя сальника
полоску герметика. Оденьте держатель сальника на коленвал и установите
на блок цилиндров. Затяните болты крепления с заданным моментом. |
16. Установите маховик, цепи привода распредвалов и масляный
поддон.
|
|
|