4.3.1. Капитальный ремонт двигателя - общая информация
Определение степени необходимости выполнения капитального ремонта двигателя
далеко не во всех случаях оказывается простой задачей и обычно требует учета
широкого спектра различных симптомов и факторов.
Значительный пробег вовсе необязательно является признаком того, что двигатель
нуждается в капитальном ремонте. С другой стороны, незначительный срок эксплуатации
автомобиля также нельзя считать достаточной гарантией исправности состояния
силового агрегата. Пожалуй, основным фактором, определяющим срок службы двигателя,
является частота и регулярность выполнения процедур общего и текущего обслуживания
автомобиля. При нормальном уходе, частом выполнении смены моторного масла и
прочих оговоренных графиком процедур двигатель надежно прослужит на протяжении
многих и многих тысяч километров пробега. Напротив, нерадивое отношение к выполнению
текущего обслуживания вкупе с неумелым вождением могут привести к необходимости
проведения капитального ремонта силового агрегата уже спустя очень короткое
время.
Чрезмерный расход моторного масла можно считать сигналом о необходимости проверки
состояния поршневых колец, маслоотражательных колпачков и/или направляющих
втулок клапанов. Естественно, прежде всего, следует удостовериться, что потери
масла не связаны с развитием его внешних утечек. Обратитесь за помощью к квалифицированным
специалистам, которые помогут определить общее состояние двигателя вашего
автомобиля на основании анализов результатов проверки компрессионного давления
в цилиндрах (см.
Ремонтные процедуры, не требующие
извлечения двигателя из автомобиля - бензиновые двигатели
или
Ремонтные
процедуры, не требующие извлечения двигателя из автомобиля - дизельные двигатели).
Проверьте давление масла, подключив вместо датчика-выключателя контрольной
лампы подходящий манометр. Сравните результаты измерения с нормативными требованиями
(см.
Спецификации). Чрезмерно низкое давление масла может
являться признаком износа коренных/шатунных подшипников коленчатого вала и/или
масляного насоса.
Потеря развиваемой мощности, нарушение стабильности оборотов, чрезмерный шумовой
фон при работе клапанного механизма, повышенный расход топлива также относятся
к числу признаков необходимости проведения капитального ремонта двигателя, в
особенности, когда все эти факторы проявляются одновременно. Если выполнение
полного спектра настроек не поможет в устранении имеющих место отклонений, единственным
разумным выходом из положения останется выполнение восстановительных работ,
связанных с механической обработкой компонентов.
Капитальный ремонт силового агрегата подразумевает восстановление всех его
рабочих параметров до уровня, характерного для нового двигателя. В ходе капитального
ремонта в обязательном порядке производится замена гильз цилиндров (при соответствующей
комплектации), поршней и поршневых колец. Обычно заменяются коренные и шатунные
подшипники, в случае необходимости может быть произведена проточка и восстановление
шеек коленчатого вала. В обязательном порядке выполняется обслуживание клапанов,
состояние которых на момент возникновения необходимости в проведении капитального
ремонта двигателя почти наверняка оставляет желать лучшего. Параллельно с выполнением
процедур общего ремонта силового агрегата обычно производится также восстановительный
ремонт таких вспомогательных компонентов, как распределитель зажигания (бензиновые
двигатели), стартер и генератор. По завершении ремонта двигатель приобретает
характеристики, свойственные для нового агрегата, и может безотказно прослужить
еще многие и многие тысячи километров пробега.
|
Такие критичные компоненты системы охлаждения,
как шланги, приводные ремни, термостат и водяной насос при проведении
капитального ремонта двигателя должны заменяться в обязательном порядке.
Кроме того, следует внимательно проверить состояние радиатора. В случае
выявления признаков развития утечек или нарушения проходимости радиатор
следует также заменить. Многие фирменные мастерские автосервиса не дают
гарантию на эксплуатацию восстановленного двигателя без выполнения профессиональной
чистки и ремонта радиатора. Составители данного Руководства не рекомендуют
предпринимать попыток выполнения восстановительного ремонта водяного насоса,
- эффективнее и надежнее будет заменить его новым.
|
Прежде чем приступать к выполнению капитального ремонта двигателя внимательно
ознакомьтесь с материалами данной части Главы
Ремонт
двигателя,
тем самым теоретически подготовив себя к предстоящей работе. Заметим, что капитальный
ремонт двигателя вовсе не требует от исполнителя высокого профессионального
уровня (при условии строгого соблюдения всех инструкций), однако может отнять
достаточно много времени. Следует приготовиться к отказу от пользования автомобилем
на срок около двух недель, в особенности при необходимости обращения за помощью
в механическую мастерскую с целью выполнения отдельных восстановительных работ.
Проведите небольшой маркетинг, определив наличие в продаже необходимых запчастей,
инструментов и оборудования. Заблаговременно приготовьте все необходимые материалы.
Большая часть работ может быть выполнена с применением обычного набора слесарного
инструмента, однако часть проверок по определению пригодности некоторых компонентов
к дальнейшему использованию требует применения высокоточного измерительного
оборудования. В сомнительных ситуациях обращайтесь за советом к специалистам
автосервиса, которые всегда помогут определиться с выбором в вопросе о необходимости
замены или восстановительного ремонта любого из внутренних компонентов двигателя.
|
Прежде чем отдавать какие-либо из деталей для
проведения восстановительного ремонта в мастерскую автосервиса, проведите
полную разборку двигателя и демонтаж всех его внутренних компонентов.
Не забывайте, что решающим фактором в вопросе о целесообразности проведения
капитального ремонта двигателя всегда является состояние блока его цилиндров.
Часто дешевле и надежнее оказывается заменить изношенный двигатель восстановленным.
Никогда не приступайте к приобретению сменных компонентов до тех пор,
пока тщательно не изучите состояние блока. Помните, что время является
главным затратным фактором при выполнении капитального ремонта двигателя
- не следует бесцельно тратить его на установку сработавшихся или нестандартных
узлов и компонентов.
|
В заключение заметим, что все усилия по выполнению восстановительного ремонта
изношенных компонентов окажутся потраченными впустую при небрежном отношении
к тщательности поддержания чистоты при сборке агрегата.
|