4.24. Система охлаждения Особенности конструкции
|
Рис. 4.12. Система охлаждения двигателя: 1 – шланг подвода жидкости к насосу; 2 – водяной насос; 3 – отводящая трубка радиатора отопителя; 4 – подводящий патрубок радиатора отопителя; 5 – датчик температуры охлаждающей жидкости; 6 – электровентиляторы системы охлаждения; 7 – пробка; 8 – опора радиатора; 9 – кронштейн; 10 – верхний кожух радиатора; 11 – радиатор; 12 – нижний кожух радиатора; 13 – паровоздушный шланг расширительного бачка; 14 – подводящий шланг радиатора; 15 – термостат; 16 – отводящий шланг радиатора; 17 – жидкостный шланг расширительного бачка; 18 – расширительный бачок
|
Система охлаждения – жидкостная, закрытого типа, с принудительной циркуляцией жидкости, с расширительным бачком. Насос охлаждающей жидкости 2 ( рис. 4.12) центробежного типа, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиновым (или в вариантном исполнении поликлиновым) ремнем.
Электровентиляторы 6 с пластмассовыми крыльчатками установлены в общем кожухе, закрепленном на задней поверхности радиатора 11, и нагнетают воздух через сердцевину радиатора в подкапотное пространство. Включает и выключает электровентиляторы в зависимости от температуры охлаждающей жидкости датчик 5, ввернутый в приемный патрубок водяной рубашки головки блока цилиндров.
|
Рис. 4.13. Термостат: 1 – входной патрубок (от двигателя); 2 – перепускной клапан; 3 – пружина перепускного клапана; 4 – стакан; 5 – резиновая вставка; 6 – выходной патрубок; 7 – пружина
основного клапана; 8 – седло основного клапана; 9 – основной клапан; 10 – держатель; 11 – регулировочная гайка; 12 – поршень; 13 – входной патрубок (от радиатора); 14 – наполнитель; 15 – обойма; Д – вход жидкости от двигателя; Р – вход жидкости от радиатора; Н – выход жидкости к насосу
|
Термостат 15 с твердым термочувствительным наполнителем имеет основной 9 ( рис. 4.13) и перепускной 2 клапаны. Начало открытия основного клапана при температуре охлаждаюшей жидкости 79–82 °С, ход основного клапана не менее 6 мм.
Радиатор 11 (см. рис. 4.12) – горизонтальный, трубчато-пластинчатый, алюминиевый с пластмассовыми бачками.
Охлаждающую жидкость заливают через горловину расширительного бачка 18. Пробка расширительного бачка имеет впускной и выпускной клапаны.
ПРИМЕЧАНИЕ
Порядок замены охлаждающей жидкости описан в начале разд. 4 «Двигатель».
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не рекомендуется заполнять систему охлаждения водой, так как в состав тосола входят антикоррозионные и антивспенивающие присадки, а также присадки, препятствующие отложению накипи.
|
Регулировка натяжения и замена ремня привода водяного насоса и генератора
Недостаточное натяжение ремня ухудшает циркуляцию жидкости в системе охлаждения, что приводит к перегреву двигателя. Кроме этого ухудшается подзарядка аккумуляторной батареи и повышенно изнашивается сам ремень.
При слишком сильном натяжении могут выйти из строя подшипники водяного насоса и генератора.
|
Проверяют натяжение ремня привода водяного насоса и генератора сверху в подкапотном пространстве.
|
|
Рис. 4.14. Схема проверки натяжения клинового ремня привода водяного насоса и генератора: 1 – шкив генератора; 2 – шкив насоса;
3 – шкив коленчатого вала
|
Натяжение характеризуется величиной прогиба ремня между шкивами насоса и коленчатого вала (прогиб В) ( рис. 4.14) или шкивами генератора и насоса (прогиб А) при приложении усилия 98,1 Н (10 кгс) в середине расстояния между шкивами. Прогиб А должен быть 10–15 мм, прогиб В – 12–17 мм.
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Удобнее проверять прогиб А. Для проверки натяжения можно использовать пружинные весы-безмен, зацепив их крючком ветвь ремня и оттягивая ее вверх.
|
Натяжение ремня регулируйте на автомобиле, установленном на подъемнике или смотровой канаве. Регулировка осуществляется перемещением генератора относительно двигателя.
Вам потребуются: ключ «на 13», монтажная лопатка.
1. Снимите защиту масляного картера и брызговик двигателя (см. «Снятие и установка защиты масляного картера и брызговика двигателя»).
|
|
|
2. Ослабьте примерно на один оборот гайку крепления генератора к натяжной планке и...
|
3. ...гайку нижнего крепления генератора.
|
|
4. Для увеличения натяжения ремня переместите генератор от двигателя.
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Перемещая генератор для увеличения натяжения ремня, усилие прикладывайте только к корпусу генератора, размещая монтажную лопатку между корпусом и двигателем.
|
|
5. Для уменьшения натяжения ремня рукой переместите
|
6. Не меняя положения генератора, затяните гайку крепления генератора к натяжной планке и гайку нижнего крепления генератора.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
Моменты затяжки:
– гайки крепления генератора к натяжной планке 28,08–45,3 Н·м (2,9–4,6 кгс·м);
– гайки нижнего крепления генератора 57,3–72 Н·м (5,95–7,35 кгс·м).
|
7. Установите защиту масляного картера и брызговик двигателя в порядке, обратном снятию.
|
|
8. Для замены ремня выверните винт датчика положения коленчатого вала и извлеките датчик из гнезда кронштейна, не отсоединяя провода.
|
9. Снимите ремень привода насоса гидроусилителя рулевого управления (см. «Проверка натяжения и регулировка ремня привода насоса гидроусилителя»).
|
10. Выполните операции 2 и 3, предусмотренные для регулировки натяжения ремня, и придвиньте генератор к двигателю до упора.
|
|
11. Снимите ремень сначала со шкива насоса, затем со шкивов генератора и коленчатого вала.
|
12. Наденьте новый ремень сначала на шкив коленчатого вала, затем на шкив генератора и затем на шкив насоса.
|
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Если новый ремень туго надевается на шкив насоса, а генератор при этом до упора сдвинут к двигателю, аккуратно проворачивайте шкив насоса рукой или медленно проворачивайте коленчатый вал до полного надевания ремня на шкив. Проворачивать коленчатый вал попросите помощника.
|
13. Выполните операции 2–6, предусмотренные для регулировки натяжения ремня.
|
14. Установите на место датчик положения коленчатого вала.
|
Как вариант на автомобиль может быть установлен один поликлиновой ремень, служащий приводом всех вспомогательных агрегатов (водяного насоса, генератора и насоса гидроусилителя рулевого управления). При этом генератор установлен слева от двигателя вверху.
|
Рис. 4.15. Схема проверки натяжения поликлинового ремня привода вспомогательных агрегатов: 1 – шкив коленчатого вала; 2 – шкив водяного насоса; 3 – натяжной ролик; 4 – натяжная планка; 5 – болт; 6 – шкив генератора; 7 – ремень; 8 – гайка; 9 – поддерживающий ролик; 10 – шкив насоса гидроусилителя
|
В этом случае натяжение ремня проверяют его прогибом между шкивами генератора и водяного насоса. При нормальном натяжении ремня прогиб «h» ( рис. 4.15) под действием сосредоточенной нагрузки «Р» 75 Н (7,6 кгс) должен быть равен (12±1) мм.
Регулируют натяжение ремня перемещением натяжного ролика 3, вращая болт 5 натяжителя при ослабленных гайках 8 крепления кронштейна 4 натяжителя. После регулировки проверните коленчатый вал двигателя на два оборота и вновь проверьте натяжение ремня.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Не натягивайте ремень слишком сильно, чтобы не вызвать повышенные нагрузки на подшипники генератора, водяного насоса и насоса гидроусилителя рулевого управления.
|
Замена радиатора и электровентиляторов системы охлаждения
Вам потребуются: ключ «на 10», отвертка.
1. Отсоедините провод от «минусовой» клеммы аккумуляторной батареи.
|
2. Снимите защиту масляного картера и брызговик двигателя (см. «Снятие и установка защиты масляного картера и брызговика двигателя»).
|
3. Слейте жидкость из системы охлаждения (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
|
|
|
4. Снимите облицовку радиатора (см. «Снятие и установка облицовки радиатора»).
|
5. Отсоедините колодки жгутов проводов от электровентиляторов.
|
|
|
6. Выверните болты верхнего и...
|
7. ...бокового крепления верхнего кожуха радиатора и...
|
|
|
8. ...снимите кожух.
|
9. Выверните болты крепления верхнего крепления,...
|
|
|
10. ...отверните гайки нижнего крепления нижнего кожуха радиатора и...
|
11. ...снимите кожух.
|
|
|
12. Ослабьте хомут крепления и снимите с патрубка термостата нижний шланг радиатора.
|
13. Выверните болты крепления обоих верхних кронштейнов радиатора и снимите кронштейны.
|
|
|
14. Выдвиньте вперед верхнюю часть радиатора, ослабьте хомут крепления верхнего шланга и, дополнительно выдвинув радиатор вперед, снимите шланг с его патрубка.
|
15. Завод-изготовитель рекомендует снимать радиатор, не разъединяя его с кожухом электровентиляторов, однако на практике при этом недоступен хомут крепления нижнего шланга радиатора. Поэтому отсоедините кожух, отвернув гайку его верхнего крепления и...
|
|
|
16. ...четыре болта бокового крепления.
|
17. Выдвиньте радиатор вперед на максимально возможное расстояние.
|
|
|
18. Через образовавшийся зазор между кожухом и радиатором ослабьте хомут крепления нижнего шланга и,...
|
19. ...потянув шланг со стороны моторного отсека, снимите его с патрубка радиатора.
|
|
|
20. Снимите радиатор и...
|
21. ...кожух в сборе с электровентиляторами.
|
|
22. Для замены электровентилятора отверните три гайки его крепления к кожуху, снимите установленные под гайками шайбы и отсоедините электровентилятор от кожуха. Новый электровентилятор установите в последовательности, обратной снятию.
|
23. Промойте радиатор снаружи струей воды и просушите. Если на пластмассовых бачках радиатора есть трещины, замените радиатор.
|
24. Проверьте герметичность радиатора, для чего заглушите патрубки радиатора, подведите к нему воздух под давлением 0,1 МПа (1 кгс/см2) и опустите в емкость с водой не менее чем на 30 с. Негерметичность радиатора определяется по выходящим пузырькам воздуха. Если радиатор не помещается в емкость целиком, проверяйте его последовательно со всех сторон.
|
25. Устанавливайте радиатор и все снятые детали в последовательности, обратной снятию.
|
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Чтобы в дальнейшем исключить возможность подтекания охлаждающей жидкости, перед установкой смажьте патрубки радиатора тонким слоем силиконового герметика.
|
26. Залейте охлаждающую жидкость и удалите из системы охлаждения воздушные пробки (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
|
Замена водяного насоса
Насос снимайте для ремонта или замены при возникновении во время его работы шума, уровень которого превышает обычный, и течи охлаждающей жидкости.
Подшипник и сальник установлены в крышке насоса с натягом, кроме того, ступица шкива и крыльчатка напрессованы на валик. В связи с этим разборка насоса достаточно трудоемка, поэтому рекомендуем при неисправности заменять крышку в сборе со всеми входящими деталями.
Вам потребуются: ключи «на 13», «на 17», отвертка, пластилин, штангенциркуль.
ПРИМЕЧАНИЕ
Водяной насос снимают без снятия радиатора системы охлаждения. На фотографиях радиатор снят для наглядности.
|
1. Слейте жидкость из системы охлаждения (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
|
|
|
2. Ослабьте три болта крепления шкива, удерживая его от проворачивания отверткой.
|
3. Окончательно выверните болты крепления шкива и снимите его вместе с ремнем.
|
|
|
4. Отверните гайку болта крепления генератора к натяжной планке,...
|
5. ...выньте болт и отведите генератор от двигателя.
|
|
|
6. Отверните четыре гайки крепления крышки насоса, снимите шайбы.
|
7. Отверткой аккуратно отделите крышку от корпуса и снимите ее.
|
8. Снимите прокладку крышки.
|
ПРИМЕЧАНИЕ
Сильно обжатую или надорванную прокладку замените.
|
9. Очистите привалочную плоскость корпуса от остатков прокладки.
|
|
10. Отверните гайку крепления и снимите с крышки натяжную планку.
|
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Перед установкой новой крышки (в сборе) обязательно проверьте зазор между лопатками крыльчатки и корпусом насоса. Он должен быть 0,9–1,3 мм. При слишком большом зазоре подача насоса будет снижена, а при слишком малом – возможно задевание лопаток крыльчатки за стенки корпуса и их поломка.
|
|
|
11. Для проверки зазора между крыльчаткой и корпусом насоса изготовьте из пластилина три «столбика» и установите их между лопатками так,...
|
12. ...чтобы они выступали над лопатками на 2–3 мм.
|
13. Установите прокладку на крышку.
|
14. Установите крышку на корпус, затянув четыре гайки.
|
|
|
15. Снимите крышку. «Столбики» будут сжаты.
|
16. Определите штангенциркулем выступание «столбиков» над лопатками. Значение выступания равно зазору между лопатками и корпусом насоса.
|
|
17. Удалите «столбики» и установите крышку и снятые детали в порядке, обратном снятию.
|
18. Отрегулируйте натяжение ремня привода водяного насоса и генератора (см. «Регулировка натяжения и замена ремня привода водяного насоса и генератора»).
|
19. Залейте охлаждающую жидкость и удалите из системы охлаждения воздушные пробки (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
|
Замена термостата
Необходимость в снятии термостата может возникнуть для его замены при нестабильном температурном режиме двигателя – перегреве или недостаточном прогреве. При этом полностью сливать охлаждающую жидкость не требуется. Для проверки термостата на автомобиле пустите двигатель и потрогайте рукой нижний шланг радиатора – он должен быть холодным. После того как температура охлаждающей жидкости достигнет 80–85 °С, шланг должен начать нагреваться. Если этого не происходит, снимите термостат и проверьте его работоспособность.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Снимать термостат необходимо только на полностью остывшем двигателе.
|
Вам потребуется отвертка.
1. Слейте часть охлаждающей жидкости, вывернув пробку из отверстия для слива жидкости блока цилиндров (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
|
|
|
2. Ослабьте хомуты крепления и снимите с патрубков термостата шланг подвода охлаждающей жидкости к дроссельному узлу,...
|
3. ...нижний шланг радиатора,...
|
|
|
4. ...промежуточный шланг подвода охлаждающей жидкости в радиатор отопителя,...
|
5. ...нижний шланг блока цилиндров.
|
|
|
6. Ослабьте хомут верхнего шланга блока цилиндров и,...
|
7. ...вытянув термостат из верхнего шланга блока цилиндров, снимите его.
|
8. Перед установкой проверьте термостат, для чего опустите его в воду, подогретую до 70–75 °С. Нагревайте воду, постоянно перемешивая ее, до (80±2) °С.
|
|
9. При температуре (80±2) °С основной клапан термостата должен начать открываться. Если этого не происходит, замените термостат.
|
10. Установите новый термостат в порядке, обратном снятию.
|
ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ
Чтобы в дальнейшем исключить возможность подтекания охлаждающей жидкости, перед установкой смажьте патрубки термостата тонким слоем силиконового герметика.
|
11. Залейте охлаждающую жидкость и удалите из системы охлаждения воздушные пробки (см. «Замена охлаждающей жидкости»).
|
|