2.3. Моторное маслоВязкость моторных масел
Вязкость и спецификации
На заводе-изготовителе в двигатель залито специальное всесезонное масло высокого
качества, которое пригодно, за исключением особо холодных климатических зон, для
эксплуатации во все времена года.
При доливке масла в двигатель также можно добавлять масло одной спецификации
в масло другой спецификации. Класс вязкости масла следует выбирать в соответствии
с данными на рис. Вязкость моторных масел. Если
температура воздуха лишь кратковременно выходит за приведенные здесь предельные
значения температуры, масло заменять не следует.
Бензиновые двигатели
А – всесезонные масла с повышенными антифрикционными свойствами, спецификация
VW 500 00.
В – всесезонные масла, спецификация VW 501 01;
– всесезонные масла, спецификации API-SF или SG.
Дизельные двигатели
А – всесезонные масла с повышенными антифрикционными свойствами, спецификация
VW 500 00 (для дизельных двигателей с турбонаддувом только в смеси со спецификацией
VW 505 00).
В – всесезонные масла, спецификация VW 505 00 (неограниченно для всех дизельных
двигателей);
– всесезонные масла, спецификация API-CD (для дизельных
двигателей с турбонаддувом только в случае крайней необходимости для доливки);
– всесезонные масла, спецификация VW 501 01 (для дизельных
двигателей с турбонаддувом только в смеси со спецификацией VW 505 00).
Качества моторных масел
Всесезонные масла по стандартам VW 501 01 и 505 00 являются сравнительно недорогими
маслами со следующими качествами:
– круглогодичное использование в зонах умеренного климата;
– превосходные моющие свойства;
– хорошая смазывающая способность при всех температурах и нагрузках двигателя;
– высокая стабильность первоначальныхсвойств в течение длительного времени.
Всесезонные масла с улучшенными антифрикционными качествами по стандарту VW
500 00 имеют, кроме того, дополнительные достоинства:
– круглогодичное использование почти при всех возможных температурах наружного
воздуха;
– малые потери мощности двигателя на трение;
– облегчение холодного пуска двигателя – также и при очень низких температурах.
Предупреждение
Сезонные масла вследствие
присущих им специфических вязкостно -температурных свойств обычно нельзя использовать
круглый год. Поэтому эти масла следует применять только в экстремальных климатических
зонах.
При использовании всесезонных
масел класса SAE 5W-30, необходимо избегать продолжительной работы двигателя
с высокой частотой вращения и постоянной большой нагрузкой на двигатель. Эти
ограничения не действительны для всесезонных масел с улучшенными антифрикционными
качествами.
Присадки к моторным маслам
Не следует добавлять никакие присадки, снижающие потери на трение, к моторным
маслам.
Смешивание масла
Этот и подобные ему вопросы интересуют многих автолюбителей. Ответ на первый –
к сожалению, нет, даже если это масла фирм "с мировым именем" (Shell,
Mobil, British Petroleum). Каждая фирма производит товарные масла, добавляя к
масляной основе целый комплекс присадок, химический состав которых держится в
большом секрете. Поэтому, много качественных масел одинакового назначения, изготовленных
по требованиям относительно экплуатационно-технических свойств международной классификации
API и европейской спецификации ССМС-АСЕА, но по технологиям различных фирм, при
смешивании способны создавать смеси низкого качества вследствие взаимодействия
и взаимоуничтожения присадок, то есть "несовместимости" присадок. Масла
разных фирм взаимозаме няемы, о возможности использования таких масел часто указывают
моторострои тели. Но это не значит, что их можно смешивать. Классификация API
и спецификация АСЕА предполагают обязательные одинаковые методы испытания (лабораторные,
стендовые – моторные и т. д.) масел разных фирм. При желании (или необходимости)
моторостроители могут вводить дополнительные испытания (или более жесткие условия)
к этим классификациям.
То же относится к смешиванию минеральных или синтетических масел (иногда –
даже одной фирмы). Масла синтетические могут иметь состав углеводородного характера
(в таких случаях масла одной фирмы можно смешивать, на что дает рекомендации
фирма производитель масла и за что она несет ответственность), другого химического
состава. К сожалению, нередки случаи, когда при смешивании масел ухудшается
их качество. В результате этого может "застучать" двигатель, поскольку
смесь несовместимых масел превращается в "желе".
Еще более отрицательный ответ на вопрос о возможности смешивания импортных
и отечественных масел, особенно тех, которые изготовлены с добавкой "отечественных"
присадок. Ни продавец, ни потребитель не знают состава присадок, которые есть
в маслах. Некоторые масла "отечественного происхождения" производятся
"фирмами", не имеющими даже элементарных знаний по нефтепродуктам.
Иногда такими "специалистами" используются отработанные масла (даже
без надлежащей регенерации) к производству "товарных". При этом и
соответсвующее качество. Поэтому советы по поводу возможности смешивания масел
надо давать очень осторожно!
Никакие "очистители" ("Токрон" и др.) не способны повысить
октановое число бензина. Для этого используют специальные присадки – антидетонаторы,
которые добавляют в процессе изготовления бензина на нефтезаводах, или добавки.
Причиной детонации (слышен металлический стук во время работы двигателя) и калильного
зажигания (двигатель продолжает работать при выключенном зажигании) могут быть
нагары в камере сгорания.
Повышение компрессии в системе "при введении некоторых добавок" происходит
не за счет вязкостных присадок, так как они не имеют их в своем составе, а по
другим причинам.
Уменьшить угар масла в старом двигателе и повысить компрессию в цилиндрах за
счет использования высоковязкостных масел нецелесообразно, поскольку это приведет
сначала действительно к повышению компрессии в цилиндрах, но ненадолго. В дальнейшем
ремонт двигателя обойдется дороже.
Причиной "акустического шума" в старом двигателе является его износ.
Поэтому, дешевле обойдется ремонт с последующим использованием высококачественно
го масла. Можно "уменьшить" зазоры добавками, но в целесообразности
этого следует разобраться, чтобы не навредить двигателю.
Коротко по поводу "судовых масел" и возможности их использования
в "автомобильных дизелях". Есть разные масла. Специальные судовые
масла для дизелей относятся к группе Е, например, М-16Е30, М-16Е60, М-20Е60,
предназначенной для малооборотных дизелей, работающих на высокосерном высоковязкостном
топливе – мазуте. Эти масла имеют технико-эксплуатационные свойства (показатели
качества), отличающиеся от показателей качества масел автомобильных дизелей,
поэтому использование их в автомобильных дизелях невозможно. Имеются судовые
масла группы Д, например, М-10ДЦЛ20, М-14ДЦЛ20, М-14ДЦЛ30, которые используются
в дизелях, работающих на высокосерном топливе. Масла водостойкие, но имеют повышенное
щелочное число и высокую зольность. Для автомобильных дизелей это – повышенный
износ двигателя, который со временем может не окупиться бесплатным маслом. Масло
М-16ДР для судовых дизелей, которые работают на дистиллятном топливе – дизельном
топливе с повышенной вязкостью сравнительно с вязкостью автомобильно го и содержанием
серы до 0,5%, могут использоваться в автомобильных дизелях летом (для тяжелых
грузовых, а не легковых автомобилей).
Надо взять за правило: использовать соответствующее двигателю высококачественное
масло одной марки (по классификации) и не рисковать смешивать его с таким же
синтетическим (или полусинтетическим) маслом. Двигатель за это отблагодарит
надежной работой. Не покупайте масло с рук, так как упаковку легко подделать.
|