|
|
4.2. Автомобили с дизельными двигателямиЭтот тип двигателя получил свое название по имени немецкого инженера Рудольфа
Дизеля, построившего в 1897 году первый двигатель с самовоспламенением топлива.
Конструктивно дизельный двигатель аналогичен бензиновому двигателю: те же цилиндры,
поршни, распределительный вал, клапаны. Но имеется и ряд отличий, из которых главное,
можно даже сказать принципиальное, заключается в том, что воспламенение топлива
в дизельном двигателе производится не искрой от свечи зажигания, а за счет высокой
температуры, которой достигает воздух в результате сжатия его поршнем в цилиндре.
Второй важный момент – способ подачи топлива. В бензиновом двигателе рабочим телом
является смесь бензина с воздухом. Смесь готовится заранее (в карбюраторе) или
непосредственно в момент ее подачи в цилиндры (в системах впрыска) – главное то,
что топливо подается вместе с воздухом, а поджигается и сгорает относительно гомогенная
топливовоздушная смесь.
В дизельном двигателе подача топлива и воздуха происходит раздельно. Вначале в
цилиндр всасывается воздух, затем он сжимается, и только после этого впрыскивается
топливо, поэтому говорить о гомогенной топливовоздушной смеси не приходится. Впрыск
производится в конце такта сжатия, топливо и воздух фактически не смешиваются
друг с другом, горение происходит на фронте впрыскиваемой в сжатый воздух струи
топлива.
Самовоспламенение топлива сопровождается резким, скачкообразным повышением давления
в цилиндре – этим объясняется обычно шумная, жесткая работа дизельного двигателя.
В низкооборотных дизельных двигателях с большим рабочим объемом, которые используются
на грузовиках, этот недостаток проявляется в меньшей степени, и с ним мирятся.
В дизельных двигателях легковых автомобилей от него пытаются избавиться применением
вихревой камеры, или предкамеры, – небольшого отсека камеры сгорания, в который
впрыскивается топливо. Там оно воспламеняется, частично перемешивается с воздухом,
после чего горящая смесь распространяется по основному объему цилиндра. Этот способ
несколько уменьшает жесткость работы двигателя, но снижает его тепловую эффективность
и топливную экономичность. Для более плавного воспламенения топлива использованы
двухступенчатый впрыск и сложная электронная схема управления.
Характерной особенностью дизельных двигателей является наличие твердых частиц
в отработавших газах. Из-за гетерогенности процесса горения на поверхности отдельных
частиц топлива всегда наблюдается некоторый недостаток кислорода, в результате
чего вместо их окисления происходит частичное термическое разложение с образованием
твердых продуктов – сажи. Для хорошего сжигания дизельного топлива требуется значительное,
даже избыточное количество воздуха.
Также, степень сжатия у дизельного двигателя в 2 раза выше, чем у бензинового
двигателя. Высокая, не менее 14 (достигает 25), степень сжатия необходима для
того, чтобы температура воздуха в цилиндре поднялась до величины, достаточной
для воспламенения топлива. Обычно в дизельных двигателях степень сжатия составляет
21–22 и ограничивается лишь прочностными характеристиками двигателя.
Устройства для подачи топлива в дизельных двигателях значительно сложнее, чем
в бензиновых. Их сложность определяется прежде всего тем, что приходится впрыскивать
очень маленькие, всего несколько миллиграмм, порции топлива в среду с высоким
давлением. Эти порции должны быть очень точно отмерены – именно количеством подаваемого
топлива управляется работа дизельного двигателя. Для этого нужны быстродействующие
и точные форсунки. Высокая степень сжатия требует применения соответствующих топливных
насосов – давление в сопле форсунки должно достигать нескольких сотен бар. Все
это усложняет и ощутимо удорожает систему подачи топлива и, соответственно, сам
дизельный двигатель.
Топливо из топливного бака забирается топливным насосом высокого давления, а затем
под высоким давлением подается к топливным форсункам.
Для уменьшения количества вредных веществ, содержащихся в выхлопных газах, на
автомобилях с дизельными двигателями устанавливается окислительный катализатор.
Также используется система подмешивания выхлопных газов к свежему воздуху, поступающему
в двигатель, в результате чего уменьшается процентное содержание кислорода в воздухе,
который будет сжигаться в цилиндрах двигателя. В результате этого уменьшается
температура сгорания топливной смеси, в результате чего уменьшается количество
образовавшихся окислов азота.
Известны три способа впрыска дизельного топлива в цилиндры двигателя: через форкамеру,
через вихревую камеру и прямой впрыск.
При впрыске дизельного топлива через форкамеру топливо распыляется по форкамере
и мгновенно воспламеняется. В связи с незначительным количеством кислорода в форкамере
сгорает только часть топлива, а остальное топливо вытесняется из форкамеры в цилиндр
двигателя, где и сгорает полностью.
При впрыске топлива через вихревую камеру процесс сгорания топлива производится
таким же образом, как и при впрыске топлива через форкамеру. Отличие заключается
в форме и размерах канала, соединяющего вихревую камеру с камерой сгорания. При
впрыске топлива в вихревую камеру происходит значительно лучшее перемешивание
топлива с воздухом, а процесс сгорания осуществляется более плавно.
|
|