5.2. Коробка передачКоробка передач
1 – нижняя крышка;
2 – пробка отверстия для проверки уровня масла;
3 – шестерня II передачи промежуточного
вала;
4 – шестерня III передачи промежуточного вала;
5 – промежуточный вал (блок шестерен);
6 – передний подшипник промежуточного вала;
7 – болт зажимной шайбы;
8 – зажимная шайба переднего подшипника промежуточного вала;
9 – шестерня постоянного зацепления промежуточного вала;
10 – упорная шайба пружины синхронизатора
IV передачи первичного вала;
11 – первичный вал;
12 – передняя крышка;
13 – сальник первичного вала;
14 – задний подшипник первичного вала;
15 – картер сцепления;
16 – картер коробки передач;
17 – сапун;
18 – шестерня постоянного зацепления первичного вала;
19 – игольчатый подшипник переднего конца вторичного вала;
20 – зубчатый венец синхронизатора IV передачи;
21 – скользящая муфта синхронизатора IV и III передач;
22 – блокирующее кольцо синхронизатора III передачи;
23 – пружина синхронизатора III передачи;
24 – шестерня III передачи вторичного вала;
25 – шестерня II передачи вторичного вала;
26 – ступица скользящей муфты синхронизатора I и II передач;
27 – вторичный вал;
28 – шестерня I передачи вторичного вала;
29 – втулка шестерни I передачи вторичного вала; |
30 – промежуточный подшипник вторичного
вала;
31 – шестерня заднего хода вторичного вала;
32 – стержень рычага переключения передач;
33 – упорная подушка;
34 – упругая втулка;
35 – дистанционная втулка;
36 – запорная втулка;
37 – наружный чехол рычага переключения передач;
38 – внутренний чехол рычага переключения передач;
39 – сферическая шайба шаровой опоры рычага;
40 – рычаг переключения передач;
41 – сальник заднего подшипника вторичного вала;
42 – фланец эластичной муфты карданного вала;
43 – гайка заднего конца вторичного вала;
44 – уплотнитель центрирующего кольца элаастичной муфты карданного вала;
45 – центрирующее кольцо эластичной муфты карданного вала;
46 – задний подшипник вторичного вала;
47 – ведущая шестерня привода спидометра;
48 – привод спидометра;
49 – задняя крышка коробки передач;
50 – вилка включения заднего хода;
51 – промежуточная шестерня заднего хода;
52 – шестерня заднего хода промежуточного вала;
53 – ось промежуточной шестерни заднего хода;
54 – шестерня I передачи промежуточного вала;
55 – магнит;
56 – магнитная пробка |
Привод переключения передач
1 – вилка включения заднего хода;
2 – оттяжная пружина рычага переключения передач;
3 – направляющая чашка рычага;
4 – шаровая опора рычага;
5 – рычаг переключения передач;
6 – сферическая шайба;
7 – пружина рычага;
8 – стопорное кольцо;
9 – запорная втулка демпфера;
10 – упругие втулки демпфера;
11 – дистанционная втулка демпфера;
12 – упорная подушка демпфера;
13 – стержень рычага переключения передач; |
14 – вилка выключения III и IV передач;
15 – вилка включения I и II передач;
16 – шток вилки включения I и II передач;
17 – шток вилки включения III и IV передач;
18 – шток вилки включения заднего хода;
19 – блокировочные сухари;
20 – крышка фиксаторов;
21 – втулка;
22 – пружина фиксатора;
23 – шарик фиксатора;
24 – задняя крышка коробки передач;
25 – включатель фонаря заднего хода;
26 – дистанционная втулка штока вилки заднего хода |
На автомобиле устанавливается в основном четырехступенчатая коробка передач
(см. рис. Коробка передач), а на части автомобилей
– пятиступенчатая с синхронизаторами на всех передачах переднего хода.
Четырехступенчатая коробка передач состоит из первичного 11, вторичного 27 и
промежуточного 5 валов, картера 16 и механизма переключения передач.
Первичный вал 11 изготовлен как одно целое с шестерней 18 постоянного зацепления.
Он вращается на двух шариковых подшипниках, передний запрессован в гнездо торца
коленчатого вала, задний подшипник 14 помещен в картере коробки передач и уплотняется
сальником 13.
Вторичный вал 27 установлен в трех подшипниках. Передний игольчатый подшипник
19 установлен в расточке первичного вала, средний подшипник 30 – шариковый,
запрессован в гнездо картера 16 коробки передач, задний подшипник 46, размещенный
в гнезде задней крышки 49, уплотняется сальником 41. На вторичном валу свободно
расположены шестерня 28 первой передачи, шестерня 25 второй передачи, шестерня
24 третьей передачи; они находятся в постоянном зацеплении с одноименными шестернями
промежуточного вала.
На переднем конце вторичного вала имеются три шлица, на которых расположена
ступица скользящей муфты 21 синхронизатора III и IV передач. Ступица 26 скользящей
муфты I и II передач связана с валом аналогично. Шестерня 31 заднего хода крепится
на валу шпонкой. На задней шейке вала размещена ведущая шестерня 47 привода
спидометра. Фланец 42 эластичной муфты карданного вала насажен на шлицы вала
и фиксируется гайкой 43.
Промежуточный вал 5 изготовлен как одно целое с блоком шестерен и опирается
на два подшипника; передний подшипник 6 – шариковый, фиксируется на валу шайбой
8 и болтом 7, задний подшипник – роликовый, цилиндрический. На шлицах вала расположена
шестерня 52 заднего хода.
Промежуточная шестерня 51 заднего хода свободно вращается на оси 53, запрессованной
в отверстиях картера коробки и его задней крышки 49.
Синхронизаторы всех передач имеют одинаковую конструкцию. Каждый из них состоит
из ступицы 26, муфты 21, блокирующих колец 22 и пружин 23.
Ступица жестко связана с вторичным валом. На внешних шлицах ступицы расположена
скользящая муфта. Блокирующее кольцо своим внутренним венцом соединяется с венцом
синхронизатора шестерни какой-либо передачи переднего хода и постоянно поджимается
в сторону скользящей муфты.
Переключение передач осуществляется при помощи механического привода, состоящего
из трех штоков 16, 17, 18 (см. рис. Привод переключения
передач), на которых закреплены вилки 14, 15, 1, входящие в выточки скользящих
муфт синхронизаторов передач переднего хода. А вилка 1 входит в кольцевую выточку
промежуточной шестерни заднего хода.
Пятиступенчатая коробка передач изготовлена на базе четырехступенчатой. Пятая
передача расположена в полости задней крышки 24 (см. рис. Задняя
часть пятиступенчатой коробки передач), форма которой в связи с этим изменена.
На задней части вторичного вала 1 одной шпонкой крепятся ведомая шестерня 2
заднего хода и ступица 3 муфты синхронизатора V передачи.
Шестерня 8 пятой передачи вращается на втулке 10. Привод пятая ступень получает
от блока 23 шестерен, который насажен на шлицы промежуточного вала 25 и крепится
на них болтом 22. Дополнительной опорой для блока шестерен является роликовый
цилиндрический подшипник 21.
|