10.2. Сцепление - общая информация и проверка состояния компонентовПосредством сцепления обеспечивается плавная передача развиваемого двигателем
крутящего момента первичному валу коробки передач (и далее - к ведущим колесам
автомобиля).
На всех моделях, оборудованных РКПП, используется однодисковое сцепление сухого
типа с диафрагменной пружиной. Ступица ведомого (фрикционного) диска сцепления
оборудована продольными шлицами, входящими в зацепление со шлицами цапфы первичного
вала коробки передач. Фрикционный и нажимной диски сцепления удерживаются в контакте
друг с другом за счет усилия, развиваемого диафрагменной пружиной нажимного диска.
Привод выключения сцепления может быть осуществлен гидравлическим образом, либо
посредством приводного троса.
В первом случае педаль сцепления посредством толкателя соединена с поршнем главного
цилиндра и при ее выжимании в тракте системы поднимается гидравлическое давление,
результирующее воздействие которого по соединительным линиям через исполнительный
цилиндр прикладывается к наружному концу рычага выключения сцепления. При повороте
рычага, пальцы его вала упираются в выжимной подшипник, который, в свою очередь,
смещаясь, прижимается к лепесткам диафрагменной пружины нажимного диска в корзине
сцепления. Выгибаясь, пружина прерывает контакт нажимного и ведомого дисков, освобождая
последний.
Во втором случае усилие, оказываемое на педаль сцепления, передается к вилке выключения
посредством приводного троса.
При обслуживании сцепления, помимо замены компонентов, имеющих очевидные механические
повреждения, необходимо произвести некоторые первичные проверки (предполагается,
что коробка передач находится в исправном состоянии):
a) В первую очередь следует произвести оценку уровня жидкости в резервуаре главного
гидравлического цилиндра сцепления (см. Главу Настройки и текущее
обслуживание). В случае необходимости произведите соответствующую корректировку,
добавив требуемое количество гидравлической жидкости, и внимательно осмотрите
систему на наличие признаков утечек. При опустошении резервуара главного цилиндра
необходимо удалить из гидравлического тракта воздушные пробки, затем проверить
исправность функционирования сцепления;
b) Для оценки времени переключения сцепления запустите двигатель на нормальные
обороты холостого хода. Удостоверьтесь, что включена нейтральная передача и отпустите
педаль сцепления. Теперь выжмите педаль сцепления и, выждав несколько секунд,
включите заднюю передачу. Переключение не должно приводить к возникновению скрежета
и других посторонних шумов, с высокой степенью вероятности указывающих на неисправность
ведомого диска или сборки корзины сцепления;
c) Для проверки полноты выключения сцепления взведите стояночный тормоз и запустите
двигатель. Удерживая педаль сцепления на высоте около 13 мм над полом, попереключайте
коробку между первой и задней передачами. Наличие помех при переключении рычага
говорит о неисправности компонентов механизма выключения. Оцените величину хода
толкателя исполнительного цилиндра сцепления. При полностью выжатой педали толкатель
должен выдвигаться на заметную величину, в противном случае следует проверить
уровень гидравлической жидкости в главном цилиндре;
d) Произведите визуальную проверку состояния осевых втулок в верхней части педали
сцепления. Удостоверьтесь в отсутствии признаков заклинивания и чрезмерного люфта
оси;
e) Забравшись под автомобиль, удостоверьтесь в прочности посадки рычага выключения
сцепления на шаровом пальце сферической опоры.
|