5. Системы охлаждения и отопленияСистема охлаждения двигателя
Все модели рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилей оборудованы работающей
при избыточном давлении системой охлаждения двигателя с термостатическим управлением
циркуляцией рабочей жидкости. Водяной насос роторного типа закреплен на блоке
двигателя и обеспечивает прокачку охлаждающей жидкости сквозь охладительный тракт
последнего (детали установки водяного насоса см. в Разделе Снятие и установка водяного насоса).
Поток жидкости омывает районы расположения каждого из цилиндров в блоке, после
чего направляется в заднюю часть двигателя. Проложенные в литье блока и головки
цилиндров охладительные каналы обеспечивают интенсивное охлаждение впускных и
выпускных портов, районов установки свечей зажигания и направляющих втулок выпускных
клапанов.
Воскозаполненный термостат контролирует рабочую температуру двигателя в процессе
его разогрева. В первые минуты после запуска холодного двигателя термостат остается
закрытым, предотвращая тем самым циркуляцию охлаждающей жидкости через радиатор.
По мере приближения температуры двигателя к нормальному рабочему значению, клапан
термостата постепенно открывается, подключая к контуру охлаждения радиатор, обеспечивающий
максимальную интенсивность теплоотвода от рабочего тела (охлаждающей жидкости).
Система охлаждения имеет герметичную конструкцию и плотно закрыта крышкой радиатора,
способной выдерживать определенное избыточное давление, что обеспечивает повышение
точки кипения охлаждающей жидкости и, соответственно, эффективности теплоотвода
через радиатор. При превышении внутренним давлением в системе некоторого определенного
значения, подпружиненная тарелка вмонтированного в крышку радиатора предохранительного
клапана приподнимается над своим седлом, обеспечивая перетекание избытка охлаждающей
жидкости по соединительной (переливной) трубке в расширительный бачок. По мере
остывания системы жидкость автоматически возвращается из бачка в радиатор.
Доливание охлаждающей жидкости в систему производится через горловину расширительного
бачка (см. Главу Настройки и текущее обслуживание), который
одновременно выступает также в роли ресивера, аккумулирующего в себе вытесняемый
из радиатора избыток жидкости.
Ввиду перечисленных особенностей конструкции, такая система охлаждения получила
название замкнутой, поскольку в ней исключены какие-либо функциональные потери
рабочего тела.
Система отопления
Основными компонентами системы отопления салона являются электрический вентилятор
и теплообменник, помещенные в коробчатый кожух отопителя, закрепленный под панелью
приборов автомобиля. Теплообменник посредством резиновых шлангов соединен с системой
охлаждения двигателя. Блок управления функционированием отопителя/кондиционера
воздуха вмонтирован в панель приборов автомобиля. Разогретая в двигателе охлаждающая
жидкость циркулирует через теплообменник отопителя, отдавая свое тепло заполняющему
кожух воздуху. При включении отопления салона происходит открывание пластинчатой
заслонки, в результате чего внутренний объем кожуха отопителя соединяется с объемом
салона. При включении вентилятора крыльчатка последнего начинает прогонять подаваемый
в салон воздух через теплообменник, обеспечивая его интенсивный разогрев.
Система кондиционирования воздуха
В состав системы кондиционирования входят установленный впереди радиатора конденсатор,
расположенный рядом с теплообменником отопителя испаритель, закрепленный на блоке
двигателя компрессор, и фильтрующий ресивер-осушитель (аккумулятор), оборудованный
редукционным клапаном высокого давления. Все компоненты соединены между собой
рефрижераторными линиями.
Вентилятор прогоняет поступающий в салон воздух сквозь теплообменник испарителя,
работающий в режиме, обратном режиму функционирования радиатора. Прокачиваемый
через теплообменник хладагент закипает и, испаряясь, отбирает у воздуха избыток
тепла. Температура внутри салона при этом снижается до требуемого комфортного
значения (по выбору оператора). Компрессор поддерживает циркуляцию хладагента
в системе, прокачивая разогретую жидкость через конденсатор, где она охлаждается
и поступает обратно в испаритель.
|