5.3.1. Общая информация и меры безопасностиОбщая информация и меры безопасности
Общая информация
Работы по обслуживанию системы должны выполняться в условиях специализированной мастерской.
Функциональная схема типичной системы К/В
|
Ни в коем случае не вскрывайте рабочий контур К/В, - при соприкосновении с кожей хладагент может вызвать обморожение!
|
Воздух, подаваемый системой вентиляции в салон автомобиля, может подогреваться или охлаждаться в зависимости от выбора пользователя. Теплообменник отопителя и испаритель К/В располагаются в салоне, под панелью приборов. Весь поток подаваемого в салон воздуха направляется для нагревания или охлаждения через один и тот же кожух. Температура и скорость потока воздуха регулируется с помощью органов управления расположенных на панели управления.
Принцип управления выбором температурного режима (на примере режима интенсивного прогрева салона)
Ниже приведен перечень основных компонентов систем отопления и кондиционирования воздуха салона с кратким описанием их назначения и принципов функционирования.
Управляющее реле отключения К/В
Данное реле выполняет роль электрического выключателя, замыкающего цепь сцепления компрессора К/В. При достижении температурой охлаждающей жидкости некоторого критического значения модуль управления двигателем (ECM) вырабатывает специальную команду, по которой данное реле производит отключение системы кондиционирования. Пятисекундное принудительное отключение компрессора К/В может также инициироваться модулем управления при запуске двигателя, а также в режиме медленного разгона. Реле относится к числу заменяемых компонентов.
Нагнетающий вентилятор
За счет вращения крыльчатки нагнетающего вентилятора обеспечивается подача воздуха на вход теплообменника испарителя К/В, далее подаваемого в салон автомобиля в соответствии с выбранными оператором установками (с предварительным пропусканием сквозь теплообменник отопителя, либо в обход последнего).
Электромотор привода нагнетающего вентилятора
Выбор скоростного режима электромотора осуществляется оператором с панели управления функционированием систем отопления/кондиционирования воздуха. При повернутой в положение OFF управляющей рукоятке цепь заземления электромотора остается разомкнутой и вентилятор не функционирует. В первом (LO) положении рукоятки сила подаваемого на электромотор тока ограничивается тремя резисторами специальной резистивной сборки, в результате, крыльчатка вентилятора вращается в низкоскоростном режиме. Дальнейшее переключение между режимами М1, М2 и HI обеспечивает пошаговое снижение сопротивления резистивной сборки с соответствующим повышением скорости вращения крыльчатки.
Компрессор
Компрессор обеспечивает движение хладагента в рефрижераторном тракте системы кондиционирования воздуха. Компрессор помещается слева на блоке двигателя и приводится в действие ременной передачей от шкива коленчатого вала последнего (через управляющую муфту сцепления). Основными элементами компрессора являются собственно компрессорный узел, раздающий узел, управляющая муфта сцепления и приводной шкив.
Муфта сцепления компрессора
Муфта сцепления К/В служит исполнительным механизмом, управляющим активацией компрессора. Муфта является магнитной и обеспечивает активацию/деактивацию компрессора по команде оператора с выключателя на панели управления, а также по специальным командам, вырабатываемым в определенных условиях модулем управления двигателем (ECM). Муфта сцепления компрессора относится к числу ремонтопригодных и заменяемых компонентов.
Конденсатор
Конденсатор установлен впереди радиатора системы охлаждения и представляет из себя воздушно-жидкостный теплообменник, обеспечивающий отвод тепла от рабочего тела (хладагента) рефрижераторного тракта системы кондиционирования. Интенсивность функционирования конденсатора обеспечивается за счет прокачивания сквозь теплообменник дополнительного воздуха нагнетаемого специальным вентилятором. Конденсатор также относится к числу ремонтопригодных и заменяемых компонентов.
Вентилятор конденсатора
Вентилятор обеспечивает адекватный отбор тепла от прокачиваемого сквозь теплообменник конденсатора хладагента даже при стоящем неподвижно автомобиле, когда набегающий поток воздуха полностью отсутствует. Питание на приводной электромотор вентилятора подается через специальное управляющее реле.
Испаритель
Испаритель К/В помещен в общий с нагнетающим вентилятором, и управляющим реле отключения К/В кожух. Испаритель состоит из работающего по принципу, обратному принципу функционирования радиатора системы охлаждения, теплообменника и расширительного клапана.
Теплообменник испарителя
Попадая в испаритель хладагент вскипает, интенсивно отбирая тепло от воздуха, прогоняемого сквозь теплообменник нагнетающим вентилятором. Резкое охлаждение воздушного потока сопровождается конденсацией содержащейся в нем влаге. Конденсат выпадает на пластинах теплообменника, откуда затем отводится по дренажному тракту. Таким образом, испаритель, помимо охлаждающей функции, исполняет также роль осушителя. Теплообменник относится к числу ремонтопригодных и заменяемых компонентов.
Расширительный клапан
Клапан обеспечивает адиабатическое расширение находящегося в фазе жидкости высокого давления хладагента при попадании его в испаритель. Такое расширение в значительной мере повышает интенсивность теплоотвода от прогоняемого сквозь теплообменник воздуха. Одновременно клапан осуществляет контроль расхода хладагента, поступающего в испаритель, позволяя избежать заливания теплообменника.
Сервопривод заслонки воздухозаборника
При активации оператором режима циркуляции воздуха с панели управления специальный сервомотор обеспечивает смещение управляющей заслонки, перекрывающей тракт подачи в салон свежего воздуха. Активация такого режима позволяет избежать проникновения в автомобиль дурно пахнущего воздуха, а также осуществить интенсивное охлаждение салона, заполненного воздухом, раскаленном прямыми солнечными лучами во время парковки автомобиля.
|
Режим циркуляции должен активироваться лишь на незначительное время, так как многократно прогоняемый по замкнутому циклу воздух быстро становится спертым.
|
Отопитель
Осушенный в испарителе воздух прогоняется сквозь теплообменник отопителя. Прогрев воздуха осуществляется за счет отбора тепла от прогоняемого через теплообменник горячего теплоносителя системы охлаждения двигателя. Выбор температурного режима осуществляется оператором путем вращения соответствующей рукоятки, управляющей положением смесительной заслонки, регулирующей расход прогоняемого через отопитель воздуха.
Соединительные шланги и линии рефрижераторного тракта
Соединение между собой рабочих элементов системы К/В осуществляется посредством целого комплекса гибких шлангов и металлических линий, использующихся, соответственно, в низконапорном и высоконапорном контурах рабочего тракта системы кондиционирования. Коммуникационные линии рефрижераторного тракта относятся к числу заменяемых компонентов.
Ресивер-осушитель
Ресивер-осушитель помещается на выходе из конденсатора и осуществляет аккумуляцию жидкого хладагента и удаление присутствующей в нем влаги. Далее, осушенное рабочее тело поступает в испаритель.
Сервисные штуцеры
Оборудование рефрижераторного тракта сервисными портами позволяет осуществлять разрядку и зарядку системы К/В. Сервисный штуцер контура высокого давления встроен в металлическую коммуникационную линию, выходящую из ресивера-осушителя. Низконапорный сервисный штуцер включен в отрезок гибкого шланга, соединяющего возвратную линию испарителя с компрессором.
Меры безопасности при обслуживании компонентов системы кондиционирования
|
Рабочий тракт системы К/В находится под давлением! Не пытайтесь рассоединять какие-либо штуцерные разъем или снимать отдельные компоненты без предварительной разрядки системы в условиях специализированной мастерской. В качестве рабочего тела в системе используется хладагент типа R134a, - удостоверьтесь, что на станции имеется необходимое оборудование, пригодное для использования при обслуживании систем кондиционирования, работающих на хладагенте данного типа. При рассоединении штуцерных разъемов рефрижераторного тракта обязательно надевайте защитные очки!
|
Обслуживание системы кондиционирования должно производиться только силами специально подготовленных специалистов, обученных безопасным приемам работы, с применением надлежащего оборудования с соблюдением правил разгерметизации, ознакомленных с приемами сбора и порядком хранения автомобильного хладагента.
- Хладагент R134a, широко использующийся в настоящее время, значительно менее агрессивен, чем применявшийся ранее R12. Тем не менее, он остается опасным для здоровья, - вызывая ожоги при попадании в глаза и на открытые участки тела. Хотя хладагент R134а не токсичен, его пары при вдыхании могут вызвать удушье - ни в коем случае не производите разрядку системы в закрытом помещении. Помните, что пары хладагента тяжелее воздуха, - старайтесь не забираться во время разрядки системы в смотровую яму;
- При контакте паров хладагента с открытым пламенем выделяется ядовитый газ, который, смешиваясь в определенной пропорции с воздухом, может становиться взрывоопасным. Вдыхание паров хладагента через зажженную сигарету может привести к самым непредсказуемым последствиям;
- Не допускайте попадания хладагента в атмосферу. В отличие от R12 хладагент R134а не вызывает разрушения озонового слоя, однако способствует развитию парникового эффекта в атмосфере;
- В системе К/В используются уплотнительные элементы, изготовленные из специального материала, предназначенного для работы с хладагентом конкретного типа (для R134а - зеленого цвета). С целью предотвращения случайного попадания в рабочий тракт хладагента не того типа при заправке системы используются специальные переходные насадки;
- Разрядку системы следует выполнять на фирменной СТО KIA;
- Перед проведением любых работ, связанных с нагревом каких-либо узлов автомобиля (сварка, пайка, сушка после покраски и т.п.), систему К/В следует разрядить. Необходимость в разрядке системы возникает также при выполнении обслуживания ее компонентов;
- При обслуживании компонентов системы К/В обязательно надевайте защитные очки;
- При попадании хладагента на кожу или в глаза не растирайте пораженное место, - немедленно промойте его обильным количеством холодной воды, затем обратитесь к медицинской помощи;
- В новом баллоне хладагент находится под давлением. Храните баллон при температуре не выше 50°С! Старайтесь не ронять баллон с высоты и не допускать иных ситуаций, которые могут привести к его повреждению;
- Обслуживание компонентов системы К/В следует проводить в хорошо проветриваемом помещении, - хладагент отличается высокой летучестью и скопление его паров способно привести затруднению дыхания;
- Ни в коем случае не производите прочистку конденсатора или испарителя с помощью водяного пара, - применяйте для этой цели только холодную воду или сжатый воздух!
|