14. Тормозная системаНа автомобилях используется рабочая тормозная система с гидравлическим приводом.
Система работает следующим образом:
– педаль тормоза связана с главным тормозным цилиндром;
– когда педаль нажимается, жидкость под давлением от главного
тормозного цилиндра по металлическим трубкам и гибким шлангам передается к передним
и задним тормозным механизмам;
– рабочие тормозные цилиндры представляют собой гидравлические
модуляторы, которые преобразовывают давление жидкости, создаваемое в главном
тормозном цилиндре в перемещение элементом тормозного механизма;
– передние и задние поршни суппорта тормоза перемещаются,
и за счет трения о тормозные диски и барабаны обеспечивают требуемое замедление
автомобиля;
– при отпускании педали тормоза, давление в системе уменьшается.
Тормозные колодки и поршни возвращаются к нейтральному или исходному положению
и торможение прекращается.
При уменьшении уровня тормозной жидкости, датчик уровня жидкости в главном тормозном
цилиндре включает контрольную лампу в комбинации приборов. Если контрольная
лампа горит, в первую очередь проверьте, что стояночный тормоз отпущен, так
как лампа указывает на пониженный уровень жидкости и затянутый стояночный тормоз.
Расположение элементов тормозной системы на автомобиле
1 – тормозная трубка;
2 – педаль тормоза;
3 – главный тормозной цилиндр;
4 – вакуумный усилитель тормозов;
5 – передний дисковый тормозной механизм;
6 – суппорт; |
7 – задний барабанный тормозной механизм (CBS);
8 – стояночный тормоз;
9 – трос стояночного тормоза;
10 – рычаг стояночного тормоза;
11 – трубка магистрали высокого давления тормозной системы;
12 – задний дисковый тормозной механизм (ABS) |
Антиблокировочная система тормозов (ABS)
Антиблокировочная система тормозов предназначена для исключения блокировки
колес при интенсивном торможении.
Главные функции ABS:
– уменьшение тормозного пути за счет исключения блокировки
колес при интенсивном торможении;
– улучшения стабильности управления автомобилем в процессе торможения.
Антиблокировочная система тормозов работает на основании информации от четырех
датчиков передаваемой блоку ABS. Система управляет каждым колесом в отдельности
и уменьшает давление жидкости в том колесном тормозном механизме, колесо которого
начинает блокироваться.
Расположение элементов антиблокировочной системы тормозов (ABS)
на автомобиле
1 – блок гидравлического управления (HCU);
2 – ротор датчика частоты вращения колеса; |
3 – датчик частоты вращения колеса;
4 – объединение трубопроводы |
При нормальных условиях, стандартная тормозная система осуществляет торможение
до момента блокирования колеса, обнаруживаемого блоком управления ABS. В течение
обычного торможения впускные клапаны обычно открываются, и выпускные клапаны обычно
закрываются.
Когда блок управления ABS обнаруживает блокирование колеса, он управляет каждым
клапаном для увеличения или уменьшения давления.
Блок управления ABS определяет частоту вращения и норму замедления каждого колеса
на основании информации от датчиков частоты вращения колеса. При торможении частота
вращения колеса уменьшается, и блок ABS определяет разницу между скоростью автомобиля
и частотой вращения колеса. Если замедление некоторых колес превышает ожидаемое
значение, блок ABS определяет начало блокировки и открывает соответствующие электромагнитные
клапаны чтобы уменьшить давление тормозной жидкости.
|
При этом частота вращения колеса
увеличивается, и электромагнитный клапан сброса давления закрывается и происходит
увеличение давления тормозной жидкости в рабочем тормозном цилиндре соответствующего
колеса. |
Блок управления ABS
Блок управления ABS выполняет следующие функции:
– управляет ABS;
– вычисляет скорость автомобиля;
– проводит самодиагностику системы: коды неисправностей с самодиагностическими
и предохранительными функциями заносятся в память двумя отделенными микропроцессорами.
Блок управления ABS непрерывно проверяет блокирование каждого колеса и управляет
каждым клапаном, чтобы регулировать давление тормозной жидкости, если требуется.
Блок управления ABS также проверяет, что компоненты работают должным образом,
и выключает ABS, при обнаружении сбоев. Тогда тормозная система работает как
стандартная тормозная система.
Датчик частоты вращения
|
Датчик частоты вращения обнаруживает вращение
колеса и состоит из постоянного магнита и катушки. Датчики передних колес
получают информацию от зубчатых роторов, расположенных на приводных валах.
|
|
При прохождении зубьев ротора около датчика,
изменяется магнитное поле датчика, в результате чего вырабатывается импульс
напряжения. Это напряжение пропорционально частоте вращения колеса и может
быть измерено. |
Контрольная лампа ABS
Контрольная лампа ABS расположенная в комбинации приборов загорается на 2 секунды
после включения зажигания.
|
Если контрольная лампа ABS не гаснет через
2 секунды после включения зажигания или загорается периодически, значит
в ABS имеются нарушения.
При наличии нарушений тормозная система работает как стандартная тормозная
система. |
Блок гидравлического управления (HCU)
Блок гидравлического управления (HCU) состоит из насоса с электрическим двигателем
и блока клапанов для того, чтобы управлять давлением ABS.
Датчик расположен в электродвигателе насоса и передает выходной сигнал блоку ABS,
который определяет работоспособность насоса.
|
Диаметр переднего отверстия трубы подачи тормозной
жидкости:
Передний левый и задний правый тормоза: 12 мм
Передний правый и задний левый тормоза: 10 мм |
Насос с двумя контурами обеспечивает требуемое давление, а блок клапанов распределяет
давление, передаваемое к колесным тормозным механизмам.
Самодиагностика ABS
Блок управления ABS начинает выполнять самодиагностические функции после включения
зажигания. Блок управления ABS обнаруживает неисправность для каждого контура,
и компонент, сравнивая состояние системы с ограниченным набором условий в блоке
управления ABS. Блок управления ABS хранит код неисправности и затем выводит
на диагностический прибор в виде кодов, обозначаемых четырьмя цифрами.
Проверка кодов самодиагностики
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Поверните ключ в замке зажигания
в положение OFF и подсоедините диагностический прибор к диагностическому
разъему. |
2. Поверните ключ в замке зажигания
в положение ON и на приборе задайте модель автомобиля и модель диагностического
прибора. |
3. Выберите проверяемый параметр,
после инициализации блока. |
|
4. Нажмите проверку
кодов №1 и выясните, записана ли неисправность. |
|
Предупреждение
Код неисправности
– число с четырьмя цифрами, которое появляется непрерывно, пока
код неисправности не стерт диагностическим прибором.
|
5. По списку кодов неисправности,
выявите неисправный элемент и восстановите его работоспособность. |
6. После стирания кодов неисправности
из памяти блока управления ABS выберите инспекционный пункт №4. |
|
Предосторожности перед проведением ремонта
1. Для предотвращения повреждения элементов тормозной системы перед проведением
ремонта или диагностики выполните следующие условия:
– выключите зажигание и отсоедините каждый компонент тормозной
системы;
– компоненты, которые не ремонтопригодны, замените как узел;
– при использовании электросварки отсоедините каждый компонент
тормозной системы.
2. Тормозная жидкость растворяет краску, пластмассу и изоляцию проводов, поэтому
при случайном попадании жидкости на лакокрасочное покрытие автомобиля или его
компоненты, промойте их большим количеством воды.
|