8.20. Система улавливания топливных испарений (EVAP) - общая информация, проверка состояния и замена компонентовОбщая информация
Система аккумулирует скапливающиеся за время стоянки автомобиля топливные
испарения и обеспечивает вывод их во впускной трубопровод для сжигания в процессе
нормального функционирования двигателя.
В состав любой системы EVAP обязательно входит специальный адсорбер, заполненный
активированным углем, который, собственно, и собирает в себе топливные испарения.
Способ вывода испарений из адсорбера может варьироваться в зависимости от конструкции
конкретной системы. Приведенное ниже позволит читателю достаточно детально разобраться
в принципах функционирования системы EVAP любого типа.
|
Описываемая конструкция
не обязательно должна полностью соответствовать конструкции системы, установленной
на конкретном автомобиле, однако принцип функционирования является общим
для всех моделей, оборудованных системой впрыска топлива. В случае выявления
каких-либо отклонений, сверьтесь с информацией, приведенной на ярлыке
VECI.
|
Крышка топливного фильтра оборудована двухсторонним предохранительным клапаном.
В случае отказа системы клапан обеспечивает отвод топливных испарений в атмосферу.
Другой двухходовый запорный клапан установлен на топливном баке и обеспечивает
регулировку отвода топливных испарений в угольный адсорбер в зависимости от
перепадов давления/разрежения, связанных с изменением температуры.
После прохождения двухходового клапана топливные испарения по вентиляционным
шлангам попадают в угольный адсорбер, в котором аккумулируются в течение всего
времени стоянки.
При запуске двигателя до момента прогревания его до определенной температуры
запорный электромагнитный клапан продувки адсорбера остается закрытым, допуская
открывание диафрагменного клапана продувки за счет увеличения глубины разрежения
во впускном трубопроводе. Из адсорбера топливные испарения через диафрагменный
клапан выдуваются во впускной трубопровод, откуда поступают в камеры сгорания,
где выжигаются в процессе нормального функционирования двигателя.
Проверка
|
Полная проверка системы
EVAP лежит вне пределов квалификации среднестатистического механика-любителя.
По счастью, система EVAP, как и прочие системы снижения токсичности отработавших
газов, защищена дополнительными гарантийными обязательствами сроком на
5 лет/80 000 км пробега. Чаще всего отказы системы EVAP оказываются связаны
повреждением адсорбера или выходом из строя вакуумных шлангов.
|
Вакуумные шланги
|
1. В первую очередь всегда проверяйте состояние вакуумных
шлангов, повреждение или отсоединение которых чаще всего и является
причиной отказа системы (сверьтесь со схемой прокладки шлангов, приведенной
на ярлыке VECI Вашего автомобиля). В случае необходимости замените
поврежденные шланги.
|
|
Электромагнитный клапан управления продувкой
|
1. Электромагнитный клапан управления продувкой обеспечивает
удаление скопившихся испарений из угольного адсорбера за счет разрежения,
создаваемого во впускном трубопроводе. Клапан обеспечивает подачу
разрежения при прогретом двигателе и остается закрытым при холодном.
2. Удостоверьтесь, что температура двигателя не превышает указанную
на электромагнитном клапане:
73°С для моделей 1994 и 1995 г.г. вып.
68°С для моделей с 1996 г. вып.
|
3. Отыщите шланг продувки в
верхней части угольного адсорбера (см. сопроводительную иллюстрацию).
Для гарантии сверьтесь со схемой прокладки шлангов, приведенной
на ярлыке VECI.
|
4. Отыскав нужный шланг, отсоедините его от адсорбера и подключите
к вакуумметру. Запустите двигатель на холостые обороты – разрежения
создаваться не должно.
5. Дождитесь прогревания двигателя – теперь разрежение должно появиться.
6. При отрицательных результатах проверки отыщите электромагнитный
клапан управления продувкой на впускном трубопроводе и отсоедините
от него электропроводку. Отсоедините вакуумные шланги и подсоедините
к одному из штуцеров клапана отрезок резинового шланга.
7. При помощи проводов-перемычек подключите клапан непосредственно
к батарее. Попытайтесь через шланг продуть клапан. При подсоединенной
батарее клапан должен быть открыт и свободно продуваться, при отсоединенной
– закрыт (на некоторых моделях используется противоположная схема
функционирования клапана).
8. При отрицательных результатах проверки замените электромагнитный
клапан.
|
|
Двухходовый клапан
|
1. Снимите крышку топливного фильтра.
|
2. Отсоедините линию топливных
испарений от бензобака и подсоедините Т-образный штуцер к
вакуумному насосу и вакуумметру (см. сопроводительную иллюстрацию).
|
3. Медленно и непрерывно поднимая глубину разрежения, проследите за
показаниями вакуумметра. Разрежение должно мгновенно стабилизироваться
на значении 5.1÷15.2 мм рт. ст. Если клапан открывается раньше,
чем будет достигнута требуемая глубина разрежения, замените его.
4. Переключите вакуумный насос к напорному штуцеру. Поднимите давление
в линии и считайте показание вакуумметра. Давление должно стабилизироваться
в диапазоне 10.2÷35.6 мм рт. ст. (клапан открыт).
5. Если клапан открывается раньше, чем будет достигнута требуемая
глубина разрежения, замените его.
|
|
Запорный клапан вентиляции угольного адсорбера
|
1. Для того, чтобы определить, оборудован ли Ваш автомобиль
запорным клапаном вентиляции адсорбера, взгляните на последний сверху.
Если на крышке имеется 2-контактный электрический разъем, следовательно
клапан предусмотрен.
2. Пройдитесь по шлангу от клапана вниз до трехходового клапана, сборку
от адсорбера. Отсоедините шланг от трехходового клапана и подключите
его к вакуумному насосу.
3. Снимите с адсорбера запорный клапан, не отсоединяя от него электропроводку
и вакуумный насос.
4. Включите зажигание (не запуская двигатель) и создайте разрежение
в шланге. Если клапан держит разрежение, рассоедините электрический
разъем. Если клапан по-прежнему остается запертым, замените его.
|
|
|