8.12. Проверка исправности состояния и замена кислородного датчика (l-зонда)Расположенный в выпускном коллекторе двигателя l-зонд отслеживает содержание
кислорода в потоке отработавших газов. При контакте молекул О2 с чувствительным
элементом зонда датчик вырабатывает амплитудный сигнал в диапазоне от 0.1 до
0.9 В, в зависимости от концентрации кислорода. Причем, значению 0.1 В соответствует
высокое содержание О2 (обедненная смесь), а значению 0.9 В – низкое (обогащенная
смесь). ЕСМ/РСМ непрерывно контролирует поступающий с кислородного датчика сигнал,
в случае необходимости выдавая команды на корректировку состава воздушно-топливной
смеси за счет изменения продолжительности открывания инжекторов впрыска. Оптимальное
соотношение компонентов горючей смеси, гарантирующее минимальный расход топлива
при наиболее эффективном функционировании каталитического преобразователя, составляет
14.7 частей воздуха на 1 часть топлива, – именно его модуль управления и старается
постоянно поддерживать, ориентируясь на поступающую с l-зонда информацию.
Следует отметить, что кислородный датчик способен вырабатывать сигнальное напряжение
только будучи прогретым до нормальной рабочей температуры (около 320°С). Пока
датчик находится в холодно состоянии ЕСМ/РСМ работает в режиме РАЗОМКНУТОГО
КОНТУРА.
Если при прогретом до нормальной рабочей температуры и/или работающем в течение
не менее двух минут двигателе кислородный датчик вырабатывает стабильный сигнал
амплитудой 0.45 В (при оборотах не ниже 1500 в минуту), система самодиагностики
заносит в память ЕСМ/РСМ соответствующий код неисправности (см. Проверка исправности состояния и замена датчика ВМТ/положения коленчатого вала/положения поршней в цилиндрах двигателя (TDC/СКР/CYP)). Код
заносится также в случае выявления неисправности в цепи нагревателя датчика.
В случае нарушения исправности функционирования l-зонда или его цепи ЕСМ/РСМ
переходит в режим разомкнутого контура, игнорируя поступающую от датчика информацию
и поддерживая состав воздушно-топливной смеси на некотором заданном уровне,
обеспечивающем достаточную эффективность отдачи двигателя.
Исправность функционирования кислородного датчика зависит от выполнения совокупности
некоторых определенных условий:
a) Электрические параметры:
Стабильность
вырабатываемого датчиком амплитудного сигнала низкого напряжения в большой степени
зависит от качества контактных соединений цепи l-зонда, которое и следует проверять
в первую очередь в случае возникновения проблем;
b) Подача наружного воздуха:
Конструкция
l-зонда предусматривает свободную циркуляцию наружного воздуха внутри датчика.
При установке зонда всегда проверяйте проходимость воздушных каналов;
c) Рабочая температура:
ЕСМ/РСМ
начинает реагировать на поступающую от l-зонда информацию только после того
как датчик будет прогрет до нормальной рабочей температуры (около 320°С). данный
факт следует не упускать из виду при проверке исправности функционирования зонда;
d) Качество топлива:
Исправное
функционирование l-зонда становится возможным только при условии применения
для заправки автомобиля НЕЭТИЛИРОВАННОГО топлива!
В дополнение к перечисленным в предыдущем параграфе условиям при обслуживании
l-зонда следует соблюдать некоторые особые меры предосторожности:
a) Кислородный датчик оборудован намертво вмонтированным
в него и оборудованным контактным штекером отрезком электропроводки, попытки
отсоединения которого могут привести к необратимому выходу датчика из строя;
b) Старайтесь не допускать попадания в жалюзи датчика или
его электрический разъем грязи и смазки;
c) Не используйте для очистки кислородного датчика никакие
растворители;
d) Обращайтесь с l-зондом крайне осторожно, не роняйте его
и старайтесь не стряхивать;
e) Силиконовый защитный чехол должен одеваться на датчик строго
определенным образом, чтобы не быть расплавленным и не нарушать исправность
функционирования зонда.
Проверка
|
|
1. Отыщите электрический разъем
датчика. С обратной стороны разъема введите разогнутую канцелярскую
скрепку в гнездо контакта сигнального провода (белый или бело-красный)
(см. сопроводительную иллюстрацию).
|
|
Идентификация
контактных клемм разъема может быть произведена при помощи
схем электрических соединений (см. Главу Бортовое электрооборудование). Подсоедините
к скрепке положительный щуп вольтметра, отрицательный вывод
заземлите.
Цвета изоляции электропроводки l-зонда
приведены также в схемах электрических соединений (см. Главу
Бортовое электрооборудование).
|
2. Следите за показаниями измерителя (мВ) в процессе разогрева двигателя.
3. На начальном этапе холодный датчик должен вырабатывать постоянный
сигнал амплитудой 0.1÷0.2 В (режим разомкнутого контура). Спустя
около двух минут двигатель достигнет нормальной рабочей температуры
и показания датчика начнут колебаться в пределах от 0.1 до 0.9 В (режим
замкнутого контура). Если система не переходит в режим замкнутого
контура, либо переходит с недопустимо большой задержкой (ленивый датчик),
замените l-зонд.
4. Проверьте также исправность функционирования нагревателя кислородного
датчика. Рассоедините разъем электропроводки зонда и подключите омметр
между клеммами нагревателя (см. схемы электрических соединений в Главе
Бортовое электрооборудование
настоящего Руководства). Номинальное сопротивление составляет 10÷40
Ом.
5. Проверьте исправность подачи питания на нагреватель. Рассоедините
электрический разъем и измерьте напряжение на нем со стороны жгута
(вновь обратитесь к схемам электрических соединений). При включенном
зажигании (не запускайте двигатель) вольтметр должен фиксировать напряжение
батареи. Если питание отсутствует, проверьте состояние электропроводки
на участке цепи между главным реле, ЕСМ/РСМ и кислородным датчиком.
6. При отрицательных результатах перечисленных выше проверок, замените
l-зонд. |
|
Замена
|
|
Выворачивание
l-зонда на холодном двигателе может оказаться крайне затруднительным
ввиду теплового сжатия металла выпускного коллектора/трубы
системы выпуска. Во избежание риска повреждения компонентов
прежде чем приступать к снятию датчика прогрейте двигатель
в течение пары минут – постарайтесь не обжечься о разогретые
поверхности в процессе выполнения процедуры.
|
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи. Поддомкратьте
автомобиль и установите его на подпорки.
|
Если установленная
на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде
чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете
правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!
|
2. Рассоедините разъем электропроводки кислородного датчика.
|
3. Аккуратно выверните зонд
из выпускного коллектора (см. сопроводительную иллюстрацию).
|
4. Перед вворачиванием датчика на место смажьте его резьбовую часть
антиприхватывающим герметиком (новые датчики обычно уже покрыты соответствующим
составом).
5. Вверните датчик на свое штатное место и прочно затяните его.
6. Подсоедините электропроводку.
7. Опустите автомобиль на землю и произведите его ходовые испытания.
Проверьте память модуля управления на наличие кодов неисправностей.
|
|
|