9.13. Нейтрализация отработавших газовПример Duratec-HR: два лямбда-датчика в карбюраторных
двигателях
Химическим путем делает до 90 % составных частей отработавшего
газа безвредными: трехходовой катализатор
1 из 2 СО О2 получается СО2; из 2 С2Н6 7 О2 стало 4 СО2 6 Н2О; из 2 NO
2 CO получается N2 CO2.
В основном топливо состоит из таких компонентов, как углерод и водород. При
сгорании в двигателе углерод соединяется с кислородом из воздуха, образуя двуокись
углерода (СО2), а водород (Н) с тем же кислородом (О2) создает воду (Н2О). Из
одного литра топлива возникает примерно 0,9 литра воды. Она удаляется в виде
«невидимого» водяного пара из выхлопной системы. Однако зимой при холодном пуске
можно часто наблюдать белые выхлопные облака – косвенный признак конденсированной
воды.
Mondeo с регулирующим катализатором – дизель с катализатором окисления
– все Mondeo с системой рециркуляции ОГ
Все Mondeo с бензиновыми двигателями ездят сегодня с одним регулирующим катализатором,
включая и систему рециркуляции отработавших газов. Напротив, дизельные варианты
имеют у себя на борту один катализатор окисления и систему рециркуляции отработанных
газов. Регулирующий катализатор снижает долю окиси углерода примерно на 85 %,
углеводорода на 80 и окислов азота на почти 70 %. Катализатор окисления оставляет
в покое окислы азота (об этом думает система рециркуляции). Обозначение «регулируемый»
указывает на то, что эмиссия отработанного газа, не та как с катализатором окисления,
во время эксплуатации активно измеряется и в зоне предписанного нормами минимума
корректируется. С ростом пройденного пути (пробега) каждый катализатор, однако,
теряет свое «влияние».
Измеряет содержание кислорода в отработанном газе – лямбда-датчик
Чтобы сократить время реакции «ядовитого шпика», в Mondeo непосредственно в
коллекторе отработанных газов и позади катализатора встраивается кислородный
датчик. Он непрерывно анализирует остаточное содержание кислорода в отработанном
газе. Свои «сведения» он посылает в электронный блок управления: в зависимости
от текущих измерений бортовой компьютер устанавливает состав топливовоздушной
горючей смеси (бедная, богатая). Это выполняется в быстро сменяющейся последовательности.
Избыток воздуха для сгорания углеводорода, недостаток воздуха для снижения окислов
азота. «Регулируемые» отработанные газы проходят катализатор, который – как
уже сказано выше – преобразует их в двуокись углерода, водяной пар и азот.
Рабочие температуры катализатора
Для того чтобы функционировали катализатор и лямбда-датчик, необходимо достигнуть
их рабочих температур (катализатор: около 300 °С). Эту работу выполняют горячий
отработанный газ в течение 25–80 секунд. Однако на слишком сильный нагрев реагируют
эти оба элемента очень чувствительно. Например, тогда, когда несгоревшие остатки
горючей смеси воспламеняются в горячем катализаторе (перебои в зажигании), температуры
внутри могут повыситься до опасных значений. Постоянство температуры в районе
1200 °С может преждевременно состарить катализатор, при температурах свыше 1400
°С керамический корпус расплавляется и лямбда-датчик при этом слишком нагревается.
Оплавленный катализатор можно «разоблачить» с помощью «хороших ушей» по шипящим
выпускным шумам – это обусловлено повышенным противодавлением отработанного
газа – и резкими потерями мощности. Сразу займитесь выяснением причин, иначе
и у нового катализатора под вашим Mondeo будет короткая жизнь, а выпускные клапаны
в головке блока цилиндров сгорят за очень короткое время.
Обратите внимание на перебои в зажигании: особенно при переключениях с высоких
передач или съездах по горным дорогам в режиме принудительного холостого хода
– если из выхлопной системы раздаются звуки, основательно докопайтесь до причины
этого явления.
|
Обращение с катализатором
- Если в Mondeo – обычно из-за разряженного аккумулятора – появились
проблемы при пуске, откажитесь от катания, перемещения или буксировки
автомобиля. При этом в катализатор может попасть много несгоревшего
топлива и вывести его из строя.
- Отказ зажигания или перебои в зажигании указывают на неисправности
в системе зажигания. Необходимо быстро установить причину этого
или вызвать к своему Mondeo специалиста с измерительным оборудованием.
- Перед тем как установить новую защиту днища, хорошо «упакуйте»
катализатор, в противном случае для него появляется непосредственная
угроза пожара.
- Иногда проверяйте также тепловую защиту над катализатором на
наличие повреждений.
- Негерметичная выпускная система (перегоревшие прокладки, температурные
трещины, дефекты от ржавчины и тому подобное) перед лямбда-датчиком
искажает результаты измерений (повышенное содержание кислорода).
Электронное устройство управления двигателем, следовательно, дает
команду на обогащение смеси. Ошибка электронного блока вызывает
повышенный расход топлива и преждевременное старение катализатора.
|
|
|