10.1. СцеплениеВ моделях Mondeo с механической коробкой передач при каждой смене передачи
двигатель с помощью однодискового сухого сцепления отделяется от коробки передач
– за десятки лет многократно апробированное решение. Для тех кто работает самостоятельно,
однодисковое сухое сцепление обладает, разумеется, тем недостатком, что изношенные
детали, такие как ведомый диск или подшипник выключения сцепления, в случае
ремонта не находятся «на виду». В Mondeo для этого необходимо отделить коробку
передач от двигателя и демонтировать: работа, которая требует серьезных познаний
и специальных инструментов. Наш совет: передайте лучше работу по замене сцепления
специальной мастерской.
Командная работа
|
сцепление состоит из маховика 1, диска
сцепления (ведомого диска) 2 и нажимного диска сцепления (автоматический
привод сцепления) 3. Во всех Mondeo с механической коробкой передач нажимной
диск сцепления имеет мембранную пружину.
|
Сцепление в деталях
Маховик двигателя:
вращается вместе с коленчатым валом и прочно
соединен с ним.
Диск сцепления (ведомый диск):
располагается на входном вале
коробки передач и вращается вместе с ним, может продольно перемещаться. На обеих
сторонах «стального диска» приклепаны фрикционные прокладки. Внешний диаметр
диска сцепления в Mondeo, в зависимости от используемого двигателя, различен:
1,8 л/2,0 л Duratec-HE = 228 мм; 2,5 л Duratec-VE/DuraTorg-DI = 240 мм.
Нажимной диск сцепления (гидравлический привод сцепления):
прочно
свинчен с маховиком двигателя. Прижимает плавающий диск сцепления с помощью
тарельчатой пружины к маховику.
Подшипник выключения сцепления:
(во всех моделях Mondeo встроен
непосредственно в исполнительный цилиндр сцепления). Располагается аксиально
и перемещается на вале выключения. Передает созданное педалью сцепления прижимное
усилие на тарельчатую пружину нажимного диска сцепления. Нажимной диск сцепления
благодаря этому освобождается – ведомый диск теряет прижимное усилие на маховик
двигателя.
Регулировочный автомат:
во всех моделях Mondeo гидравлически работающее
сцепление автоматически регулирует предписанный зазор педали сцепления. Поэтому
в обременительных регулировочных работах нет необходимости. Как только сцепление
в вашем Mondeo проскальзывает, исходите из того, что предстоит замена или, возможно,
зажат «только» первичный клапан давления.
Замкнутая гидравлическая система: работа сцепления в Mondeo
|
|
|
|
Как функционирует сцепление?
Зазор сцепления:
при ненагруженной педали сцепления
дистанцию от нажимного диска сцепления выдерживает подшипник выключения
сцепления. Аналогично износу диска сцепления зазор сцепления, с
увеличением пробега, становится всегда меньше: тарельчатая пружина
нажимного диска сближается с подшипником выключения сцепления. Как
только подшипник будет «без зазора» прилегать к тарельчатой пружине,
нажимной диск освобождается. Прижимное усилие ведомого диска к прилегающим
поверхностям маховика и нажимного диска вследствие этого автоматически
понижается. Если зазор больше нельзя корректировать, то сцепление
больше не может передавать крутящий момент двигателя без проскальзывания
в коробку передач – маховик двигателя не касается ведомого диска.
Разъединение:
Если нажать на педаль сцепления,
то тем самым с помощью подшипника выключения сцепления ослабляется
упругость нажимного диска. Он освобождается и – при полном отжатии
сцепления – удаляется: ведомый диск свободно вращается между нажимным
диском и маховиком.
Включение сцепления:
при включении сцепления в
управлении сцеплением практически протекает «обратное движение»
процесса разъединения. Освобожденная тарельчатая пружина нажимного
диска постепенно прижимает ведомый диск к маховику. На этом этапе
фрикционные прокладки кратковременно скользят по маховику и нажимному
диску сцепления. При разъединенной педали сцепления прижимное усилие
гидравлического привода в итоге столь велико, отчего маховик даже
останавливается и соединение между маховиком и нажимным диском становится
реальностью. Теперь мощность двигателя полностью передается в коробку
передач.
|
|
|
«Убийца» сцепления
Сомнительная слава «убийцы» сцепления спешит вперед любого автомобилиста,
который совершенно спокойно приводит в ярость свою повозку «завывающим
двигателем» и проскальзывающим сцеплением: убийцы сцепления регулярно
инсценируют своими «тяжелыми» нажатиями на педаль сцепления «жаркие»
драмы между фрикционными прокладками диска сцепления, нажимным диском
и маховиком, так как вокруг пробуксовывающего сцепления возникают
температуры, которые быстро приканчивают диск сцепления и нажимной
диск.
Водитель, который во время движения постоянно «паркует» свою ногу
на педали сцепления, тем самым оплачивает свой комфорт в равной
мере повышенным износом.
Другая дурная привычка «убийцы» сцепления: вместо того чтобы перейти
на холостой ход и поставить ручной тормоз (стояночный тормоз), он
держит свой автомобиль на уклонах или перед красным светом светофора
на установленной первой передаче, педали сцепления и газа при этом
находятся «на весу». За это его «отблагодарит» не только сцепление,
но и со временем также подшипник выключения сцепления, а также регулировочный
подшипник коленчатого вала.
Если вы не симпатизируете «убийце» сцепления, то перед красным светофором
лучше выключайте сцепление и устанавливайте первую передачу только
тогда, когда светофор переключается на желтый свет. А во время движения
ставьте свою подошву – между переключениями передач – рядом, а не
на педали сцепления.
|
|
|