14.11. Углы установки колес автомобиляГлавное требование к конструкции рулевого управления и передней подвески – обеспечение
безопасности автомобиля.
Углы установки колес должны обеспечить минимальное сопротивление качению и
износу шин.
Схождение колес
Схождение колес (разворот плоскостей вращения колес к центру автомобиля) обеспечивает
вращение колес в плоскостях при действии продольных сил на колеса автомобиля.
Схождение необходимо для компенсации небольших зазоров и упругости деталей подвески
и рулевого управления. Рекомендуемое заводом-изготовителем значение схождения
колес соответствует точному параллельному расположению плоскостей вращения колес
при движении автомобиля. Отклонение схождения колес от номинального значения
приводит к быстрому износу шин и увеличению расхода топлива. По мере износа
деталей подвески и рулевого управления требуется коррекция в сторону увеличения
величины схождения колес. Схождение колес контролируется и регулируется в последнюю
очередь.
Продольный наклон оси шкворня
Под продольным наклоном оси шкворня понимается наклон оси поворота управляемого
колоса, которая проводит через нижний шаровой шарнир и верхнюю опору пружинной
стойки передней подвески. Угол продольного поклона оси измеряется в продольной
плоскости автомобиля. За положительный наклон оси шкворня принят угол, соответствующий
расположению верхнего шарнира стойки подвески сзади нижнего шарового шарнира.
Угол наклона оси шкворня влияет на управляемость автомобиля, но никак не сказывается
на износе шин. Просадка пружин передней подвески или перегрузка автомобиля изменяют
угол продольного наклона шкворня. При неодинаковых углах продольного наклона оси
шкворня левого и правого колес появляется тенденция к боковому уводу автомобиля
в сторону колеса с меньшим положительным углом наклона оси и шкворня. Продольный
наклон оси шкворня измеряется в градусах и не подлежит регулировке в процессе
эксплуатации автомобиля.
Развал колес
Под развалом колес понимается отклонение от вертикали плоскости вращения колес.
Угол развала измеряется в градусах и отсчитывается от вертикали. Величина угла
развала влияет как на управляемость автомобиля, так и на износ шин.
При слишком большом положительном развале колес наблюдается быстрый износ наружной
части протектора шины. Аналогично, излишне больший отрицательный угол развала
приводит к быстрому износу внутренней части протектора шины. Угол развала, как
и продольный наклон оси шкворня, не подлежит регулировке в процессе эксплуатации
автомобиля.
Поперечный наклон оси поворота колеса
Поперечный наклон оси поворота колеса характеризует отклонение от вертикали
оси, проходящей через нижний шаровой шарнир и верхнюю опору пружинной стойки
передней подвески. Угол поперечного наклона оси поворота колеса отсчитывается
от вертикали.
Поперечный наклон оси поворота колеса способствует устойчивому прямолинейному
движению автомобиля и обеспечивает стабилизацию управляемых колес. Угол поперечного
наклона оси поворота колеса выполнен отрицательным.
Угол между плоскостью вращения и осью поворота колеса
Угол между плоскостью вращения и осью поворота колеса измеряется в градусах
в поперечной плоскости автомобиля, см. рис. Поперечный
наклон оси поворота колеса. Значение этого угла непосредственно не контролируется,
а определяется суммированием (с учетом алгебраических знаков) углов развала
и поперечного наклона оси поворота колеса.
Плечо обката
Плечо обката равно расстоянию между следом оси носорога колеса (проходящей через
нижний шаровой шарнир и верхнюю опору пружинной стойки подвески) на опорной плоскости
и центром контактного отпечатка шины. Величина и знак плеча oбката определяются
конструкцией подвески и не подлежат контролю и регулировке в процессе эксплуатации
автомобиля.
|