8.4. Снятие, проверка состояния и установка сборки сцепления
|
Вырабатываемая в процессе износа фрикционных
накладок диска сцепления пыль может содержать вредный для здоровья асбест.
Не сдувайте пыль сжатым воздухом и ни в коем случае не вдыхайте ее. Не
промывайте компоненты сборки сцепления растворителями на нефтяной основе,
- для этой цели должен использоваться специальный очиститель для компонентов
тормозных механизмов или метиловый спирт. Использованную после протирки
компонентов сцепления ветошь перед утилизацией следует поместить в герметичную
тару.
|
|
Несмотря на то, что некоторые новые фрикционные
материалы не содержат асбест, в ходе выполнения процедур обслуживания
сцепления следует исходить из предположения, что асбест в них все же
имеется.
|
Детали крепления сборки сцепления
|
1 — Болт крепления корзины сцепления (один из шести)
2 — Направляющие штифты
(два из трех)
|
Снятие
|
1. Если силовой агрегат не снят с автомобиля
и не расчленен (см. Главу
Ремонт двигателя), доступ
к сборке сцепления может быть обеспечен путем демонтажа коробки
передач (см.
Ручная коробка переключения
передач).
2. Прежде чем приступать к демонтажу сборки, пометьте посадочное положение корзины
сцепления на маховике. Воспользуйтесь мелом или маркером.
3. Двигаясь в диагональном порядке, в несколько приемов (по пол-оборота за подход)
равномерно ослабьте болты крепления корзины к маховику настолько, чтобы появилась
возможность выворачивания их вручную (см. иллюстрацию
Детали
крепления сборки сцепления).
4. Поддев, снимите корзину с направляющих штифтов. Следом снимите фрикционный
диск, постаравшись запомнить его правильное установочное (см. иллюстрацию
Детали
крепления сборки сцепления).
|
|
Проверка состояния
|
Ввиду трудоемкости процедур снятия и установки
сборки обычно принято сразу производить замену фрикционного диска, корзины
и выжимного подшипника в комплекте, даже если изношен лишь один из компонентов.
Строго говоря, заменять сборку сцепления разумно в профилактическом порядке
каждый раз при демонтаже коробки передач и/или двигателя.
|
|
1. Отделив фрикционный диск от корзины
сцепления, уложите компоненты на верстак.
2. Перед выполнением чистки компонентов ознакомьтесь с предупреждением в начале
настоящего раздела. Работая в хорошо вентилируемом помещении, а лучше на открытом
воздухе, тщательно очистите компоненты, протерев их чистой ветошью, смоченной
в специальном очистителе для компонентов тормозных механизмов или метиловом спирте.
3. Оцените степень износа фрикционных накладок. Остаточная толщина
накладок не должна быть меньше 0.3 мм. Проверьте накладки на наличие
признаков механических повреждений или следов замасливания. В случае
выявления трещин, следов перегрева, глубоких царапин, масляных
пятен или других дефектов фрикционный диск подлежит замене в сборе.
4. Если фрикционные накладки имеют рабочее состояние, оцените степень износа
шлицов ступицы диска, проверьте состояние и прочность посадки торсионных пружин
и заклепок. В случае выявления дефектов диск подлежит замене.
5. При выявлении следов замасливания фрикционных накладок, проверьте состояние
левого сальника коленчатого вала. Помимо сальника, источником утечек масла может
являться стык поддона картера с блоком двигателя, либо первичный вал коробки
передач. Замените дефектные уплотнительные компоненты (см. соответственно Главы
Ремонт двигателя
или
Трансмиссия) прежде чем приступать к установке
нового фрикционного диска.
|
6. Оценка величины биения ведомого диска производится
при помощи циферблатного измерителя плунжерного типа на токарном
станке. Диск при этом одевается на вал или прямой стержень соответствующего
диаметра. Величина биения диска
не должна превышать 0.4 мм. В противном случае сборка подлежит
замене.
|
|
7. Оцените величину люфта посадки ведомого диска
на шлицах первичного вала. Люфт в направлении вращения не должен
превышать 0.4 мм. Превышение оговоренного значения однозначно свидетельствует
об износе ступицы диска.
8. Проверьте сборку корзины на наличие признаков механических повреждений. Потрясите
нажимной диск, проверяя прочность посадки заклепок. Оцените состояние опорных
колец, удостоверьтесь в отсутствии следов перегрева полос крепления нажимного
диска к корзине. В случае выявления повреждений, признаков износа или ослабевания
усилия, развиваемого диафрагменной пружиной, замените сборку корзины.
|
9. Проверьте состояние внутренних концов лепестков
диафрагменной пружины. Концы
лепестков должны находиться на одном уровне в пределах допуска
0.5 мм. Несильно деформированные лепестки могут быть распрямлены
при помощи специального приспособления в виде металлической полосы
с прорезью. Если глубина износа концов лепестков превышает 0.3
мм, сборка корзины подлежит замене.
|
|
10. Проверьте состояние контактных поверхностей маховика
и фрикционного диска - они должны быть абсолютно, чистыми и свободными
от каверн, глубоких царапин и задиров. Мелкие дефекты могут быть
устранены путем обработки поверхности мелкозернистой наждачной
бумагой. В более серьезных случаях замените дефектный компонент.
Оцените степень неплоскостности рабочей поверхности нажимного диска. При превышении результатом
измерения значения в 0.3 мм сборка корзины также подлежит замене.
|
|
11. Проверьте свободу вращения выжимного подшипника.
Оцените состояние его поверхности. В случае выявления глубоких
царапин, каверн, задиров и прочих повреждений замените сборку подшипника.
На моделях со сцеплением вытяжного типа подшипник заменяется в
сборе с корзиной.
|
|
Установка
|
1. При сборке удостоверьтесь в исправности
состояния контактных поверхностей фрикционного диска и маховика.
С новых компонентов тщательно удалите следы защитной смазки.
|
2. Разверните фрикционный диск подпружиненной
стороной ступицы от маховика; на некоторых дисках предусмотрена
специальная маркировка, позволяющая определить, какой стороной
к маховику его следует устанавливать.
|
|
3. Установите сборку корзины сцепления. При установке
старой корзины проследите за совмещением нанесенных в процессе
демонтажа посадочных меток (корзина сажается на три направляющих
штифта). Вверните крепежные болты и затяните их, пока только
от руки, чтобы оставалась возможность корректировки положения
сборки.
4. Теперь необходимо отцентрировать фрикционный диск, чтобы при установке коробки
передач шлицы цапфы первичного вала попали в центр ступицы диска.
|
5. Для центровки ведомого диска проденьте отвертку
или другой подходящий инструмент в отверстие в торце коленчатого
вала. Теперь фрикционный диск может быть отцентрирован по отношению
к валу. Альтернативно можно воспользоваться специальным инструментом,
что позволяет в значительной мере сократить связанные с подгонкой
временные затраты. Инструмент
может быть изготовлен в домашних условиях из подходящего металлического
стержня или деревянного бруска, плотно садящихся в отверстие
в торце коленчатого вала. В месте продевания стержня в ступицу
на него следует намотать скотч, обеспечив плотность посадки в
ступичном отверстии.
|
|
6. Закончив центрирование фрикционного диска, затяните
болты крепления корзины с требуемым усилием. Действуйте в диагональном порядке, затягивание
производите равномерно, в несколько приемов.
|
|
7. Слегка смажьте шлицы ступицы ведомого диска
сцепления и первичного вала коробки передач смазкой на основе
дисульфида молибдена. Той же смазкой смажьте гнездо выжимного
подшипника и вилку выключения сцепления.
8. Установите на место сборку коробки передач (см.
Ручная
коробка переключения передач).
|
|
|