3.4. Проверка уровней жидкостей, контроль утечек
|
Независимо от интервалов проверки по графику не допускайте, чтобы жидкости вытекали под автомобиль, такие утечки указывают на неисправность, которую следует устранять немедленно.
|
Жидкости являются неотъемлемой составной частью систем смазки, охлаждения, омывания стекол и тормозной системы. Ввиду постепенного расхода и загрязнения жидкостей в процессе нормальной эксплуатации автомобиля, их следует периодически заменять. Доливайте только соответствующие требованиям Спецификаций жидкости в Разделе Настройки и текущее обслуживание автомобиля.
|
При любой проверке уровня жидкости автомобиль должен стоять на ровной горизонтальной поверхности.
|
Двигательное масло
Расход двигательного масла не должен превышать 1 л на 1000 км пробега. Более высокое потребление масла является признаком износа маслоотражательных колпачков и/или поршневых колец или сальников валов двигателя.
Визуальный контроль утечек
|
- При замасленном двигателе и большом расходе масла проверьте следующие места на наличие утечек:
- Прокладка поддона картера двигателя;
- Уплотнение сливной пробки двигательного масла;
- Уплотнение Д/В давления двигательного масла;
- Прокладка крышки корпуса масляного фильтра;
- Прокладка между блоком и головкой цилиндров;
- Прокладка крышки головки цилиндров;
- Уплотнение крышки маслозаливной горловины;
- Сальники коленчатого и распределительных валов.
Так как при наличии утечки масло распространяется по большой поверхности двигателя, ее место сразу определить сложно. Для обнаружения утечек действуйте следующим образом:
- Очистите двигатель, для чего закройте генератор и блок предохранителей полиэтиленовым пакетом, опрыскайте двигатель обычным холодным очистителем и через непродолжительное время вымойте водой.
- Сопрягаемые поверхности и уплотнения на двигателе посыпьте снаружи известью или тальком.
- Проверьте уровень двигательного масла и при необходимости откорректируйте его.
- С целью разогреть масло совершите пробную поездку на автомобиле, – вязкость разогретого масла понизится, и оно быстрее выступит в местах утечек.
- В заключение исследуйте двигатель, освещая его лампой, локализуйте места утечек и устраните их.
|
|
Проверка и корректировка уровня
|
- Проверка уровня двигательного масла производится с помощью измерительного щупа (см. иллюстрации
Компоненты двигательного отсека моделей с двигателем M52, Компоненты двигательного отсека моделей с двигателем M51, Компоненты двигательного отсека моделей с двигателем M62), установленного в направляющую трубку.
- Измерение уровня двигательного масла следует производить на холодном двигателе, либо не ранее, чем через 10 мин после его выключения.
|
Если приступить к измерению сразу после выключения двигателя, часть масла останется в его верхней части и результаты измерения будут ошибочны. |
- Извлеките щуп из направляющей и насухо протрите его лезвие чистой ветошью или бумажным полотенцем. Введите щуп до конца обратно в направляющую и вновь извлеките его.
- Высота смоченного маслом участка щупа будет соответствовать уровню масла в двигателе. Этот уровень должен находиться между отметками «MIN» и «MAX» на щупе, в противном случае следует откорректировать уровень масла. При выходе за отметку «MAX» масло следует откачать, т.к. в противном случае могут быть повреждены сальники двигателя и каталитический преобразователь.
- Чтобы долить масло, снимите крышку заливной горловины (см. иллюстрации
Компоненты двигательного отсека моделей с двигателем M52, Компоненты двигательного отсека моделей с двигателем M51, Компоненты двигательного отсека моделей с двигателем M62). После доливания масла подождите несколько минут, чтобы его уровень стабилизировался, затем вытащите щуп и снова проверьте уровень. При необходимости проведите корректировку еще раз. Если на крышке заливной горловины обнаружены загрязнения, промойте ее бензином. В заключение плотно закройте крышку маслозаливной горловины.
- Проверка уровня масла является важной профилактической процедурой? Которую следует производить как можно чаще, а также обязательно перед каждой длительной поездкой. Кроме того, следует обращать внимание и на состояние масла: если оно имеет молочный цвет или в его составе можно заметить капли воды, возможно нарушение герметичности прокладки головки цилиндров или наличие трещины в головке или блоке цилиндров, вследствие чего в масло попадает охлаждающая жидкость. В этом случае двигатель следует отремонтировать немедленно. Каждый раз при измерении уровня масла перед протиркой лезвия щупа проведите по нему большим и указательным пальцами руки. Если при этом будут обнаружены налипшие на щуп частицы грязи или металлические частицы, масло следует заменить (см. Раздел Замена двигательного масла и масляного фильтра).
|
|
Охлаждающая жидкость - проверка и корректировка уровня и состояния
|
Не допускайте попадания антифриза на кожу или на окрашенные поверхности автомобиля. Если это все же произошло, немедленно смойте антифриз обильным количеством воды. Антифриз крайне токсичен, поэтому не оставляйте его без присмотра в открытой емкости или пролитым на пол: детей или животных может привлечь его сладкий запах и они могут выпить его.
|
|
Не снимайте крышку заливной горловины расширительного бачка или крышку радиатора до полного остывания двигателя!
|
|
- Рассматриваемые автомобили оборудованы системой охлаждения компенсационного типа с избыточным давлением. Местоположение расширительного бачка зависит от конкретной модели автомобиля (см. иллюстрации
Компоненты двигательного отсека моделей с двигателем M52, Компоненты двигательного отсека моделей с двигателем M51, Компоненты двигательного отсека моделей с двигателем M62). По мере разогрева двигателя в процессе его работы расширяющаяся охлаждающая жидкость (ОЖ) заполняет бачок. При остывании двигателя ОЖ автоматически поступает обратно в систему охлаждения, что обеспечивает поддержание постоянного уровня ОЖ.
- Проверку уровня ОЖ следует производить регулярно, как минимум, каждый месяц, а также перед каждой длительной поездкой.
- Уровень ОЖ в расширительном бачке колеблется в зависимости от температуры двигателя: при холодном двигателе (температура около 20 град.) он должен быть на уровне отметки «KALT/COLD» (или немного выше ее) на прозрачной стенке бачка, а по мере нагревания двигателя уровень ОЖ должен увеличиваться, но не выходить за метку «MAX». Если это не так, дайте двигателю остыть, затем снимите крышку расширительного бачка и откорректируйте уровень ОЖ.
|
|
- Для заполнения системы охлаждения применяйте обязательно указанную в Спецификациях смесь в Разделе Настройки и текущее обслуживание автомобиля.
|
Если возникает необходимость заполнения системы охлаждения в пути, то летом можно применять чистую воду, но не антифриз другого типа. Антифриз требуемого типа можно долить позже, однако как можно быстрее.
|
- Если уровень ОЖ быстро понижается, визуально проверьте систему охлаждения на утечки – они обычно обнаруживаются по белому или цвета ржавчины налету в окружающей утечку области.
- Проверьте состояние шлангов и надежность их крепления на патрубках, поврежденные шланги и хомуты замените (см. также Раздел Проверка состояния и замена шлангов и трубок в двигательном отсеке, локализация утечек). Трещины легче обнаружить, если пережать шланг;
- Проверьте уплотнение крышки расширительного бачка.
- Проверьте систему охлаждения давлением. Для этого установите на горловину расширительного бачка приспособление для нагнетания давления. При начальном давлении 1 атм его потери не должны превышать 0.1 атм за 2 минуты. В противном случае проверьте герметичность системы охлаждения.
- Если утечек не обнаружено, произведите проверку герметичности крышки радиатора. Для этого сначала потяните за вакуумный клапан крышки и отпустите его – он должен вернуться в исходное положение. Удостоверьтесь в отсутствии загрязнений и повреждений седла клапана. Затем смажьте уплотнение крышки радиатора охлаждающей жидкостью и подсоедините к крышке приспособление для нагнетания давления. Клапан должен открываться при давлении около 2 атм. В противном случае замените крышку радиатора.
- Следует также проверять состояние ОЖ, – она должна быть относительно чистой. Если жидкость имеет бурый или ржавый цвет, ее следует спустить, промыть систему охлаждения и заполнить ее новой смесью (см. Раздел Замена охлаждающей жидкости). Даже если ОЖ выглядит нормально, входящие в ее состав ингибиторы коррозии со временем теряют свою эффективность, поэтому ОЖ следует периодически заменять.
- Для проверки морозоустойчивости ОЖ используйте ареометр.
|
|
Тормозная жидкость
|
Тормозная жидкость при попадании в глаза и на окрашенные поверхности автомобиля может повредить их. Не пользуйтесь тормозной жидкостью, которая долгое время стояла открытой, или которой больше одного года. Тормозная жидкость имеет свойство поглощать влагу из воздуха, что может ухудшить ее свойства и привести к опасной потере эффективности тормозной системы.
|
|
Тормозная жидкость используется также для привода сцепления.
|
|
- Резервуар тормозной жидкости находится в левой части двигательного отсека, около его переборки, и разделен на две части, – каждая для своего тормозного контура (см. иллюстрации
Компоненты двигательного отсека моделей с двигателем M52, Компоненты двигательного отсека моделей с двигателем M51, Компоненты двигательного отсека моделей с двигателем M62). Прозрачные стенки резервуара позволяют снаружи наблюдать за уровнем тормозной жидкости. Для предупреждения о низком уровне тормозной жидкости имеется соответствующая К/Л в комбинации приборов, включение которой дублируется соответствующим сообщением (см. Главу Органы управления и приемы эксплуатации). Тем не менее, рекомендуется регулярно проверять уровень жидкости.
- Уровень жидкости при закрытой крышке должен находиться между отметками «MIN» и «MAX» на стенках резервуара. Следите за тем, чтобы уровень не опускался ниже отметки «MIN».
|
- Если уровень ниже допустимого, сначала протрите верх резервуара и крышку чистой ветошью, чтобы предотвратить попадание грязи в тормозную систему после снятия крышки. Добавьте жидкость до нужного уровня, но не переливайте.
- Пока снята крышка резервуара, проверьте тормозную жидкость и резервуар на наличие загрязнений. При наличии частиц ржавчины, грязи или капель воды, жидкость следует заменить. После доведения уровня тормозной жидкости до нужного значения удостоверьтесь, что крышка установлена ровно, во избежание утечек жидкости и/или попадания грязи.
- Уровень жидкости в главном тормозном цилиндре (ГТЦ) будет слегка падать в результате изнашивания фрикционных накладок тормозных колодок. Нет необходимости доливать ее до тех пор, пока уровень остается возле метки «MIN», – он поднимется после замены накладок. Очень низкий уровень может указывать на износ тормозных колодок, – проверьте их (см. Раздел
Проверка тормозной системы и сцепления).
- Если уровень тормозной жидкости постоянно падает, немедленно проверьте всю тормозную систему на наличие утечек. Как правило, причиной являются изношенные колпачки в колесных цилиндрах. Обследуйте тормозные линии, шланги и штуцерные соединения вместе с суппортами, колесными цилиндрами и ГТЦ (см. Раздел
Проверка тормозной системы и сцепления). Тормозная жидкость также используется в приводе сцепления, поэтому следует проверить его линии и исполнительный цилиндр на наличие повреждений и ослабших соединений.
- Если при проверке уровня жидкости резервуар окажется пуст или почти пуст, тормозную систему необходимо проверить на наличие утечек и прокачать (см. Разделы
Проверка тормозной системы и сцепления и
Замена тормозной жидкости и прокачка тормозной системы).
|
|
Жидкость ГУР
|
При соответствующей комплектации жидкость ГУР используется также в гидравлической подвеске.
|
|
- Проверку уровня жидкости ГУР можно проводить либо когда она прогрета (80 °С), либо когда она имеет температуру окружающего воздуха.
- Для проверки на щуп, встроенный в крышку резервуара жидкости ГУР, нанесены метки «MIN» и «MAX» (см. иллюстрации Компоненты двигательного отсека моделей с двигателем M52, Компоненты двигательного отсека моделей с двигателем M51, Компоненты двигательного отсека моделей с двигателем M62).
- Заглушите двигатель и снимите крышку резервуара жидкости ГУР.
- Протрите щуп чистой ветошью.
|
Не допускайте загрязнения жидкости ГУР.
|
- Установите крышку на резервуар (не закручивая), снимите ее и удостоверьтесь, что уровень жидкости находится между соответствующими метками. В противном случае долейте свежую жидкость ГУР. Закройте крышку.
- Запустите двигатель, и несколько раз поверните рулевое колесо от упора до упора, чтобы удалить воздух из гидроусилителя.
- Выключите двигатель. Уровень жидкости ГУР должен подняться примерно на 5 мм над меткой «MAX».
|
|
Жидкость для омывания стекол и линз фар
|
- Жидкость для омывания ветрового стекла и фар следует добавлять в соответствующий резервуар через заливную горловину (см. иллюстрации
Компоненты двигательного отсека моделей с двигателем M52, Компоненты двигательного отсека моделей с двигателем M51, Компоненты двигательного отсека моделей с двигателем M62).
- В районах с умеренным климатом для омывании стекол можно использовать обычную воду, но рекомендуется добавлять в нее средство для мытья стекол. Резервуар следует заполнять не более чем на две трети, чтобы оставалось свободное пространство на случай расширения воды при замерзании. В районах с холодными климатическими условиями следует использовать специальный антифриз для омывания ветрового стекла, снижающий точку замерзания жидкости. Обычно он продается в концентрированном или готовом виде.
|
Не допускается использования антифриза для системы охлаждения в качестве добавки для увеличения морозоустойчивости омывающей жидкости. Концентрированный антифриз смешивайте с водой в соответствии с инструкцией производителя, приведенной на упаковке.
|
- Для удаления сильных загрязнений в соответствующий резервуар следует заправлять сильнодействующее моющее средство.
|
|
|