3.2. Снятие и установка двигателяРекомендации по снятию двигателя
Перед началом работы внимательно ознакомьтесь с данным разделом.
Если двигатель снимают для ремонта, необходимо выбрать место для проведения работ, обеспечить пространство для обслуживания и хранения запчастей. Ремонт рекомендуется проводить на станции техобслуживания или в гараже с ровным горизонтальным полом с чистым твердым покрытием.
Перед снятием очистите от загрязнений и вымойте двигатель и моторный отсек. Для снятия двигателя используйте грузоподъемный механизм, позволяющий безопасно поднимать силовой агрегат.
Если вы снимаете двигатель впервые, необходимо пригласить опытного специалиста. Некоторые работы следует выполнять с помощником.
Все зажимы и хомуты, которые при снятии двигателя будут повреждены или разрезаны, при сборке двигателя заменяют новыми.
Двигатель снимается вперед без коробки передач.
Слитую охлаждающую жидкость необходимо собрать и утилизировать.
Перед отсоединением аккумуляторной батареи выясните, есть ли у вас код включения радиоприемника.
Снятие
Выключите зажигание и отсоедините провод «массы» от аккумуляторной батареи.
Снимите крышку расширительного бачка.
|
Рис. 3.1–1. Расположение фиксаторов крепления нижнего брызговика моторного отсека
|
Освободите фиксаторы, показанные стрелками на рис. 3.1–1, и снимите нижний брызговик моторного отсека.
|
Рис. 3.1–2. Расположение болтов крепления кронштейна нижнего брызговика моторного отсека
|
Отверните два болта и снимите кронштейн нижнего брызговика моторного отсека (рис. 3.1–2)
Установите под двигателем поддон для сбора охлаждающей жидкости.
|
Рис. 3.1–3. Расположение воздуховода (1) и хомутов (2 и 3) крепления шлангов системы охлаждения
|
Ослабьте хомут 3 (рис. 3.1–3), снимите шланг и слейте охлаждающую жидкость в поддон.
Ослабьте хомут 2, снимите шланг, переместите его вниз и слейте охлаждающую жидкость из радиатора.
Отсоедините крепление воздуховода 1 от генератора.
|
Рис. 3.1–4. Расположение масляного фильтра и масляного теплообменника: 1 – шланг; 2 – масляный фильтр; 3 – масляный теплообменник
|
Отсоедините дополнительный шланг системы охлаждения в нижней части масляного теплообменника и слейте охлаждающую жидкость в поддон. На рис. 3.1–4 стрелкой показан хомут крепления дополнительного шланга системы охлаждения к масляному теплообменнику.
|
Рис. 3.1–5. Расположение пробки слива охлаждающей жидкости из блока цилиндров двигателя
|
Выверните из блока цилиндров двигателя резьбовую пробку слива охлаждающей жидкости, показанную на рис. 3.1–5 стрелкой.
При установке пробки необходимо использовать новое уплотнительное кольцо.
|
Рис. 3.1–41. Расположение винтов крепления кожуха двигателя
|
Выверните четыре винта и снимите кожух двигателя (см. рис. 3.1–41).
|
Рис. 3.1–42. Расположение хомутов крепления воздушного патрубка расходомера воздуха и всасывающего трубопровода: 1 – трубопровод подачи топлива; 2 – шланг подачи топлива
|
Ослабьте хомуты и снимите воздушный патрубок, соединяющий измеритель расхода воздуха и всасывающий трубопровод (см. рис. 3.1–42).
Предупреждение
Топливная система находится под давлением. Перед разъединением элементов топливной системы необходимо снять давление в системе. Для этого закройте место разъединения топливной системы чистой ветошью и, соблюдая осторожность, плавно отвинтите соединительную гайку.
Отвинтите гайки и отсоедините шланг топливоподачи от трубопровода (см. рис. 3.1–42).
|
Рис. 3.1–6. Расположение шлангов в верхней части двигателя: 1 – шланг вентиляции картера; 2, 4, 6, 7 – вакуумные шланги; 3 – клапан для переключения всасывающего трубопровода; 5 – соединение вакуумного шланга с вакуумным усилителем тормозов; 8 – винты крепления воздушного патрубка дроссельного узла
|
Отсоедините шланг системы вентиляции картера от правой крышки головки блока цилиндров (рис. 3.1–6).
Выверните клапан 3 для переключения всасывающего трубопровода и отведите его вместе с трубопроводом в сторону.
Соблюдая осторожность, снимите вакуумный шланг 6.
Выверните винты 8 и снимите воздушный патрубок с корпуса дроссельного узла.
Отсоедините шланг системы вентиляции картера от левой крышки головки блока цилиндров.
Снимите шланг вакуумного усилителя тормозов с соединителя и извлеките соединитель из кронштейна.
|
Рис. 3.1–7. Расположение защитных кожухов (1–4) в задней части моторного отсека
|
Снимите защитные кожухи 1–4 в задней части моторного отсека (рис. 3.1–7).
|
Рис. 3.1–8. Расположение винтов и направление снятия (1) кожуха блока управления
|
Поверните левый кожух, закрывающий блок управления, в направлении, указанном стрелкой (1, рис. 3.1–8), и выверните задний правый винт.
Выверните оставшиеся винты крепления, показанные стрелками на рис. 3.1–8.
Снимите кожух блока управления.
|
Рис. 3.1–9. Расположение блока управления двигателем (1), блока управления приводом (2) и электрических разъемов (3) на перегородке моторного отсека
|
Отсоедините электрические разъемы от блока управления двигателем 1 (рис. 3.1–9) и блока управления приводом 2, а также все электрические разъемы на перегородке моторного отсека. Стрелками указано расположение винтов крепления корпуса предохранителей.
Отсоедините электрический разъем от блока управления GRA.
Извлеките уплотнительную пластину, расположенную между моторным отсеком и бачком радиатора.
Освободите из зажимов электропроводку в моторном отсеке.
Отверните втулки крепления электропроводки к перегородке моторного отсека и переместите электропроводку в сторону.
|
Рис. 3.1–10. Расположение воздушного патрубка (1) и воздухозаборника (2) около передней поперечины двигателя
|
Отделите воздухозаборник 2 (рис. 3.1–10) от передней поперечины и снимите его вместе с воздушным патрубком 1.
|
Рис. 3.1–11. Расположение винтов крепления верхней части корпуса воздушного фильтра
|
Выверните четыре винта, показанные стрелками на рис. 3.1–11, крепления верхней части корпуса воздушного фильтра, при этом отсоедините электрические разъемы 1–3 и отведите их в сторону.
|
Рис. 3.1–12. Расположение соединительной гайки крепления нагнетательного трубопровода гидравлического насоса
|
Отвинтите соединительную гайку и отсоедините нагнетательный трубопровод гидравлического насоса (рис. 3.1–12).
|
Рис. 3.1–13. Расположение хомута крепления вакуумного шланга к AKF-клапану
|
Ослабьте хомут и отсоедините вакуумный шланг от AKF–клапана (рис. 3.1–13).
Автомобили с GRA
|
Рис. 3.1–14. Расположение тяги управления (1), гайки крепления (2) вакуумного блока и вакуумного шланга (3)
|
Отсоедините тягу управления 1 (рис. 3.1–14) от вакуумного блока.
Снимите с вакуумного блока вакуумный шланг 3.
Отвинтите гайку 2 и снимите вакуумный блок.
Все автомобили
|
Рис. 3.1–15. Места крепления троса акселератора к дроссельной заслонке и оболочки троса акселератора к кронштейну
|
Отсоедините трос акселератора от дроссельной заслонки, оболочку троса извлеките из кронштейна (рис. 3.1–15).
|
Рис. 3.1–16. Расположение хомутов крепления шлангов системы охлаждения к расширительному бачку (стрелки справа) и к штуцерам отопителя (стрелки слева) на перегородке моторного отсека
|
Ослабьте хомуты и отсоедините шланги, соединяющие среднюю трубу системы охлаждения и расширительный бачок (стрелки справа на рис. 3.1–16).
Ослабьте хомуты (стрелки слева) и отсоедините шланги системы охлаждения, идущие к отопителю.
Переместите шланги в правую нижнюю часть моторного отсека.
|
Рис. 3.1–17. Направление перемещения фиксатора электрического разъема
|
Отсоедините все электрические разъемы на передней стенке, для чего переместите фиксатор в направлении стрелки (рис. 3.1–17).
Отсоедините электрические разъемы лямбда–датчиков и извлеките из фиксаторов провода, идущие к лямбда–датчикам.
Освободите из фиксаторов всю электрическую проводку двигателя.
Автомобили с механической коробкой передач
Отсоедините электрический разъем от датчика спидометра (стрелка А на рис. 3.1–18).
|
Рис. 3.1–18. Расположение электрических разъемов датчика спидометра (А) и выключателя заднего хода (В)
|
Отсоедините электрический разъем от выключателя заднего хода – многофункционального датчика (стрелка В).
Все автомобили
Отвинтите доступные сверху гайки крепления выпускного коллектора и приемной выхлопной трубы.
Выверните, но не полностью, верхние болты крепления коробки передач к двигателю.
|
Рис. 3.1–19. Элементы крепления средней трубы системы охлаждения: 1, 3 – хомуты; 2, 5 – болты; 4 – шланг
|
Снимите среднюю трубу системы охлаждения, для чего ослабьте хомуты 1 и 3 (рис. 3.1–19), выверните болты крепления 2 и 5 и отсоедините от нее шланг 4.
Автомобили с электрическим вентилятором радиатора
Выверните винты, снимите электрический вентилятор радиатора и отведите его вместе с подсоединенными проводами в сторону.
Автомобили с вентилятором радиатора с вязкостной муфтой
Отвинтите кожух вентилятора и снимите его.
|
Рис. 3.1–40. Выворачивание болта крепления вентилятора радиатора
|
Удерживая шкив вентилятора радиатора от проворачивания специальным ключом 3212, обычным ключом отвинтите болт крепления шкива. Поскольку болт имеет левую резьбу, для отвинчивания необходимо вращать его по часовой стрелке (см. рис. 3.1–40).
Поднимите вверх вентилятор радиатора и снимите его с автомобиля.
Все автомобили
|
Рис. 3.1–43. Расположение винтов крепления кожуха поликлинового ремня
|
Выверните винты и снимите кожух поликлинового ремня (см. рис. 3.1–43).
|
Рис. 3.1–20. Установка специального приспособления (1) для крепления шланга подачи топлива к гидравлическому насосу
|
Используя специальное приспособление (рис. 3.1–20), присоедините шланг подачи топлива к гидравлическому насосу. В левой нижней части моторного отсека ослабьте хомут и выверните болт крепления кронштейна шланга подачи топлива.
Переместите вниз специальное приспособление между кожухом зубчатого ремня и головкой блока цилиндров или блоком цилиндров.
Подложите чистую ветошь под гидравлический насос для сбора вытекающего масла.
Автомобили с механической коробкой передач
|
Рис. 3.1–21. Элементы крепления проводов и разъемов: 1 – болт крепления провода «массы»; 2 – гайка крепления провода; 3 – электрический разъем; 4 – хомут
|
Освободите фиксатор и отсоедините электрический разъем 3 (рис. 3.1–21).
Снимите кожух, закрывающий электрические соединения.
Отверните болт 1 крепления провода «массы».
Отверните гайки 2 крепления проводов.
Отверните хомут 4 крепления электрических проводов и отведите провода в сторону.
Автомобили с кондиционером и/ или автоматической коробкой передач
Предупреждение
Мелом, маркером или краской отметьте направление вращения поликлинового ремня. Если при установке поликлиновой ремень будет вращаться в другую сторону, это приведет к его разрушению.
|
Рис. 3.1–44. Ослабление натяжения поликлинового ремня: 1, 2 – места установки штифтов для фиксации механизма натяжения. Стрелкой показано направление вращения шестигранного ключа для уменьшения натяжения поликлинового ремня
|
Используя торцовый шестигранный ключ на 10 мм, ослабьте натяжение поликлинового ремня, для чего поверните механизм натяжения по часовой стрелке до совмещения отверстий (стрелки 1 и 2, см. рис. 3.1–44).
Зафиксируйте механизм натяжения в этом положении, вставив в отверстия стальной стержень диаметром 5 мм.
Снимите поликлиновой ремень со шкивов.
Автомобили с кондиционером
Для сбора масла установите поддон под моторным отсеком.
Слейте моторное масло, отвинтив пробку маслосливного отверстия и при необходимости нажимая на нее, чтобы масло не вытекало преждевременно.
Ослабьте хомут и снимите задний шланг с масляного теплообменника.
Снимите масляный теплообменник.
Предупреждение
Контур охлаждения системы кондиционирования не вскрывать.
Извлеките электрические провода компрессора кондиционера из креплений.
|
Рис. 3.1–22. Расположение болтов крепления кронштейна компрессора кондиционера
|
Отверните четыре болта крепления кронштейна компрессора кондиционера, показанные стрелками на рис. 3.1–22.
Отведите в сторону компрессор кондиционера вместе с присоединенными к нему проводами и трубками.
Автомобили с автоматической коробкой передач
Отсоедините от генератора электрические провода.
|
Рис. 3.1–23. Элементы крепления генератора: 1 – гайка; 2 – болт
|
Выверните нижний болт 2 (рис. 3.1–23) крепления генератора.
Удерживая ключом верхний болт от проворачивания, отвинтите гайку 1.
Извлеките верхний болт крепления генератора и снимите генератор.
|
Рис. 3.1–24. Расположение болтов крепления стартера: 1 – гайка; 2 – электрический разъем
|
Отсоедините от стартера электрический разъем 2 (рис. 3.1–24), отвинтите гайку 1 и отсоедините от стартера силовой («плюсовый») провод.
Выверните два болта (стрелки на рис. 3.1–24) крепления стартера и, соблюдая осторожность, снимите стартер.
|
Рис. 3.1–25. Расположение болта крепления гидротрансформатора
|
Через отверстие, открывшееся после снятия стартера, выверните три болта крепления гидротрансформатора (рис. 3.1–25). Для доступа к каждому последующему болту необходимо проворачивать коленчатый вал двигателя в направлении его рабочего вращения на 1/3 оборота. Для проворачивания коленчатого вала необходимо использовать центральный болт крепления шкива коленчатого вала.
|
Рис. 3.1–26. Расположение болтов крепления кронштейнов, поддерживающих трубопроводы, к автоматической коробке передач
|
Отверните два болта (рис. 3.1–26) крепления кронштейнов для поддержки трубопроводов к автоматической коробке передач.
|
Рис. 3.1–27. Расположение датчика частоты вращения двигателя (1), электрического разъема (2), датчика спидометра и болта (3) крепления трубопровода автоматической коробки передач
|
Отверните при его наличии датчик 1 частоты вращения двигателя G28. Датчик 1 (рис. 3.1–27) расположен в передней левой части коробки передач.
Примечание
Соблюдайте чистоту при работе с автоматической коробкой передач.
При необходимости снимите автоматическую коробку передач и валы привода.
|
Рис. 3.1–28. Расположение гаек крепления приемной выхлопной трубы к переднему глушителю
|
Снизу автомобиля отвинтите гайки крепления приемной выхлопной трубы к переднему глушителю (рис. 3.1–28).
|
Рис. 3.1–29. Расположение гаек крепления соединительных муфт системы выпуска отработавших газов
|
Отвинтите гайки, указанные стрелками на рис. 3.1–29, крепящие соединительные муфты.
Соблюдая осторожность, снимите переднюю выхлопную трубу с каталитическим нейтрализатором и лямбда–датчиками. При этом не повредите провода, идущие к лямбда–датчикам.
|
Рис. 3.1–30. Расположение опоры компенсатора крутящего момента двигателя: 1 – опора; 2 – ограничитель
|
Выверните болты крепления опоры 1 (рис. 3.1–30) компенсатора крутящего момента двигателя и, перемещая опору, снимите ее.
Снизу автомобиля выверните доступные болты крепления коробки передач к двигателю.
|
Рис. 3.1–31. Расположение болтов крепления двигателя к нижней раме
|
Выверните нижние болты (рис. 3.1–31) крепления двигателя к нижней раме.
Подготовьте левый переходник 10–222А/4 и грузоподъемное устройство 10–222А с захватами для поддержки коробки передач.
С задней стороны на верхней площадке переходника 10–222А/4 просверлите отверстие диаметром 10,2 мм и нарежьте резьбу М12.
|
Рис. 3.1–32. Установка приспособлений для поддержки коробки передач: 1 – левый переходник 10-222А/4; 2 - грузоподъемное устройство 10-222А; 3 – комплект захватов 2024 А/2, 2024 А/1 и 3147
|
Установите переходник 10–222А/4 и грузоподъемное устройство 10–222А на стойки и соедините их вместе, используя резьбовое отверстие (рис. 3.1–32).
Винт подъема должен располагаться с задней стороны грузоподъемного устройства.
Закрепите захват грузоподъемного устройства на коробке передач.
Вращая винт подъемного устройства, натяните захват так, чтобы вес коробки передач воспринимался подъемным устройством. Полностью выверните нижние болты крепления коробки передач к двигателю.
Отсоедините от капота стойки поддержки капота. Установите капот вертикально и закрепите его в этом положении.
|
Рис. 3.1–33. Крепление двигателя грузоподъемным захватом 3033: 1 – захват
|
Подвесьте на таль грузоподъемный захват 3033 (рис. 3.1–33) и закрепите его на двигателе.
Выверните верхние болты крепления коробки передач к двигателю.
Убедитесь, что все электрические провода, шланги, патрубки и трубопроводы отсоединены от двигателя.
Автомобили с автоматической коробкой передач
|
Рис. 3.1–34. Использование монтировки для прижатия гидротрансформатора к двигателю при снятии двигателя
|
Перед снятием двигателя прижмите монтировкой гидротрансформатор к двигателю (рис. 3.1–34).
Соблюдая осторожность, приподнимите двигатель, затем отведите его от коробки передач и извлеките вверх из моторного отсека.
Автомобили с автоматической коробкой передач
Закрепите гидротрансформатор на двигателе.
Установка
Установка двигателя проводится в последовательности, обратной снятию, с учетом следующего.
Замените на новые самоконтрящиеся гайки и болты, которые затягивали доворачиванием на определенный угол, а также уплотнительные кольца и прокладки.
Проверьте наличие центрирующих втулок, определяющих относительное положение двигателя и коробки передач.
При соединении двигателя с коробкой передач соблюдайте осторожность, чтобы не повредить датчик частоты вращения двигателя.
|
Рис. 3.1–35. Использование специального инструмента VW 540 (1) при установке двигателя на стенд
|
Если необходимо отремонтировать двигатель, закрепите его на стенде с помощью специального инструмента VW 540 (рис. 3.1–35).
Автомобили с механической коробкой передач
Очистите шлицы вала привода и при повторном использовании диска сцепления удалите с него следы коррозии. Смажьте шлицы вала привода тонким слоем смазки G 000 100.
Проверьте состояние подшипника выключения сцепления и при необходимости замените его.
Используя оправку, проверьте центрирование диска сцепления.
Проверьте состояние игольчатого подшипника в торце коленчатого вала со стороны маховика. При необходимости замените подшипник.
Автомобили с автоматической коробкой передач
Для крепления гидротрансформатора к ведущему диску необходимо использовать болты оригинальной конструкции.
|
Рис. 3.1–36. Измерение расстояния между опорной поверхностью для болтов крепления гидротрансформатора и опорной поверхностью картера
|
Проверьте правильность установки гидротрансформатора. Если расстояние между опорной поверхностью для болтов крепления гидротрансформатора и поверхностью картера составляет 19 мм, значит, гидротрансформатор установлен правильно. При неправильно установленном гидротрансформаторе это расстояние составляет 14 мм (рис. 3.1–36). Неправильная установка гидротрансформатора приводит к разрушению ведущей части гидротрансформатора и насоса автоматической коробки передач.
Установите двигатель на место и, покачав его из стороны в сторону, обеспечьте правильное расположение на опорах.
Установите поликлиновой ремень.
Проверьте правильность установки опоры компенсатора крутящего момента двигателя.
Если снимался маховик, то при установке двигателя отведите в сторону датчик частоты вращения двигателя.
Проверьте регулировку троса акселератора.
Залейте в систему охлаждения охлаждающую жидкость. Повторное использование охлаждающей жидкости не допускается в случае, если снималась головка блока цилиндров или заменялся блок цилиндров.
Залейте масло в систему усилителя рулевого управления и удалите из нее воздух.
Убедитесь, что элементы систем выпуска отработавших газов правильно установлены на подвесках и не касаются кузова при покачивании.
Проверьте правильность подсоединения электрических разъемов.
Подсоедините провод «массы» к аккумуляторной батарее.
Включите радиоприемник и введите в него код.
Поднимите стекла электрическими стеклоподъемниками вверх до упора. Затем нажмите на все переключатели стеклоподъемника еще раз, по меньшей мере на 1 секунду, в положение закрытия для активации блока управления стеклоподъемниками.
Установите время на часах.
Перед пуском двигателя проверьте наличие и уровень масла в двигателе.
|
Рис. 3.1–37. Расположение и нумерация болтов крепления механической коробки передач к двигателю: А – место установки центрирующей втулки
|
|
Рис. 3.1–38. Расположение и нумерация болтов крепления автоматической коробки передач к двигателю: А, В – места установки центрирующих втулок
|
|
Рис. 3.1–39. Агрегаты, приводимые в действие поликлиновым ремнем: 1 – гаситель колебаний; 2 – болт, 22 Н·м; 3 – поликлиновой ремень; 4 – болт, 22 Н·м; 5 – генератор; 6 – болт, 45 Н·м;7 – болт, 22 Н·м; 8 – кронштейн генератора; 9 – болт, 45 Н·м; 10 – распорная втулка; 11 – болт, 55 Н·м; 12 – болт, 22 Н·м; 13 – шкив насоса усилителя рулевого управления; 14 – нагнетательный трубопровод усилителя рулевого управления; 15 – пустотелый болт, 40 Н·м; 16 – уплотнительные кольца; 17 – болт, 22 Н·м; 18 – насос усилителя рулевого управления с кронштейном; 19 – болт, 22 Н·м; 20 – механизм натяжения поликлинового ремня; 21 – болт, 25 Н·м; 22 – компрессор кондиционера; 23 – специальная гайка, 25 Н·м; 24 – шкив поликлинового ремня
|
|