3.10. Поршни и шатуныСнимите головку блока цилиндров и масляный поддон.
Проверните коленчатый вал и установите поршни первого цилиндра в положение нижней мертвой точки (НМТ).
Если в верхней части цилиндра образовался буртик, то его необходимо снять разверткой или шабером, не повредив стенку цилиндра. Образование буртика указывает на усиленный износ цилиндра.
Отверните болты крепления шатунной крышки первого цилиндра. Снимите крышку и выньте нижний шатунный вкладыш. Если вкладыш будет устанавливаться снова, приклейте его клейкой лентой к снятой крышке.
Рукояткой молотка протолкните поршень в цилиндр и достаньте его через верхнюю часть блока цилиндров. Снимите верхний вкладыш шатунного подшипника и приклейте его клейкой лентой к снятому шатуну.
Поставьте крышку на шатун и закрепите болтами, чтобы сохранить прежний порядок сборки деталей.
Повторив указанные операции, снимите шатуны с поршнями в остальных цилиндрах.
Перед проверкой поршней с шатунами снимите с поршней поршневые кольца и тщательно очистите поршни.
Для снятия поршневых колец с поршней разожмите кольцо и вставьте под него равномерно по окружности два или три старых лезвия щупа и по ним сдвиньте кольцо с поршня. Будьте осторожны, не поцарапайте поршень концами кольца. Кольца очень хрупкие и могут треснуть, если их разжимать очень сильно. Обращайтесь осторожно с острыми рабочими кромками поршневых колец, чтобы не порезаться. Держите каждый набор колец вместе с поршнями для повторной установки их на свои места.
Очистите все следы нагара с верхней части поршня.
Удалите нагар из канавок под поршневые кольца, используя старое поршневое кольцо.
После удаления налета очистите поршень с шатуном соответствующим растворителем и вытрите насухо.
Тщательно осмотрите каждый поршень на наличие трещин вокруг юбки и отверстий под поршневой палец.
Проверьте износ на юбке поршня, отверстия в головке поршня, а также наличие прогара в верхней части поршня.
Следы точечной коррозии на поршне указывают, что в камеру сгорания попадала охлаждающая жидкость. Необходимо выяснить причину попадания жидкости в камеру сгорания и устранить ее.
Определите зазор поршня в цилиндре, равный половине разности диаметров цилиндра и поршня.
Проверьте каждый шатун на износ, наличие трещин и искажение формы.
Шатуны обычно не требуют замены, если не заклинило двигатель.
При установке надо выполнить следующее.
|
Рис. 3.1–74. Поршень и шатун: 1 – стопорное кольцо; 2 – поршневой палец; 3 – поршень; 4 – поршневые кольца; 5 – шатун; 6 – шатунная крышка; 7 – болт, 30 Н·м + довернуть на угол 90°; 8 – шатунные вкладыши
|
Перед установкой поршневого пальца 2 (рис. 3.1–74) необходимо нагреть поршень 3 до температуры 60 °С.
Отметьте монтажное положение поршня и номер цилиндра, в котором он установлен.
Стрелка на днище поршня указывает на ременный шкив.
Перед установкой поршня в цилиндр, поршневые кольца надо сжать стяжным ленточным хомутом.
Измерьте диаметр поршня.
Замки поршневых колец располагаются под углом 120°.
Метка «TOP» на поршневом кольце должна быть направлена к днищу поршня.
Измерьте зазор в замке поршневого кольца.
Проверьте зазор между поршневым кольцом и канавкой поршня.
На шатун и крышку шатуна нанесены идентификационные метки А, которые должны располагаться с одной стороны.
На шатуне и крышке шатуна выполнены идентификационные приливы В, определяющие монтажное положение шатуна. В цилиндрах 1–3 идентификационные приливы должны располагаться со стороны ременного шкива, а на цилиндрах 4–6 – со стороны маховика.
При установке необходимо использовать новые болты 7.
Перед ввертыванием болтов резьбу и опорную поверхность головок болтов необходимо смазать маслом.
При установке надо соблюдать правильное монтажное положение шатунного вкладыша.
Проверка зазора в замке поршневого кольца
|
Рис. 3.1–75. Использование щупа для измерения зазора в замке поршневого кольца
|
Вставьте кольцо в соответствующий цилиндр и протолкните днищем поршня на глубину 15 мм, чтобы исключить перекос кольца при измерении, после чего достаньте поршень. Измерьте зазор щупом (рис. 3.1–75). Если зазор превышает норму, то замените кольца и повторите процедуру.
Если зазор слишком мал (что маловероятно), лучше всего подобрать новые кольца с нормативным зазором в замке. В противном случае из–за смыкания колец при работе двигателя произойдут серьезные поломки. В крайнем случае зазор можно увеличить, аккуратно подпилив торцы замка кольца тонким надфилем. Для этого зажмите надфиль в тиски с мягкими губками, заведите кольцо так, чтобы торцы замка оказались по обеим сторонам надфиля, и, медленно перемещая кольцо, снимите излишний материал. Имейте в виду, что кольцо очень хрупкое и может легко сломаться.
Проверка зазора между поршневыми кольцами и канавками поршней
|
Рис. 3.1–76. Использование щупа для измерения зазора между поршневым кольцом и стенкой канавки поршня
|
Проверьте зазор между поршневым кольцом и стенкой канавки поршня. Для этого вставьте кольцо с наружной стороны в соответствующую канавку и щупом измерьте зазор между верхней поверхностью кольца и стенкой канавки (рис. 3.1–76). Если при установке нового кольца зазор превышает норму, то замените поршень.
Измерение диаметра поршня
|
Рис. 3.1–77. Использование микрометра для измерения диаметра поршня
|
Измерьте микрометром диаметр поршня в плоскости, перпендикулярной оси поршневого пальца, на расстоянии 10 мм от нижнего края юбки поршня (рис. 3.1–77). Измеренное значение должно отличаться от номинального значения не более чем на 0,04 мм. Если износ поршня превышает предельно допустимый, то поршень подлежит замене.
Измерение диаметра цилиндра
Диаметр цилиндра измеряют в трех плоскостях в поперечном и продольном направлениях (рис. 3.1–78). Зазор между поршнем и цилиндром определяется как разность измеренных диаметров цилиндра и поршня.
|
Рис. 3.1–78. Места измерения диаметра цилиндра
|
Отклонение диаметра цилиндра от номинального значения не должно превышать 0,08 мм.
Поршни
Используя водостойкий маркер, нанесите идентификационные метки на днища поршней. Стрелка на днище поршня указывает на ременный шкив.
Шатун
Шатуны не требуют замены, за исключением случаев заклинивания двигателя или других серьезных поломок. Проверьте состояние шатунов визуально, деформированные шатуны сдайте на станцию техобслуживания для проверки и ремонта опытным специалистом.
Замена шатуна проводится только вместе с шатунной крышкой.
При снятии шатунные вкладыши обязательно устанавливают на прежние места.
Перед снятием проверьте наличие идентификационных меток на шатуне и крышке шатуна. Нанесите на крышки шатуна номера соответствующих цилиндров, в которых они установлены.
Радиальный зазор шатуна проверяется так же, как и радиальный зазор в коренных подшипниках коленчатого вала, с применением пластикового стержня Plastigage.
Предупреждение
После отвинчивания болтов крепления впускного коллектора все болты крепления головки блока цилиндров надо повторно затянуть доворачиванием на угол 90°.
|
Рис. 3.1–79. Головка блока цилиндров: 1 – головка блока цилиндров; 2 – прокладка; 3 – впускной коллектор; 4 – болт, 20 Н·м; 5 – болты крепления головки блока цилиндров; 6 – маслоотражатель; 7 – прокладка крышки головки блока цилиндров; 8 – крышка головки блока цилиндров; 9 – болт, 10 Н·м; 10 – клапан ограничения давления 2,7 бар, 25 Н·м; 11 – болт, 10 Н·м; 12 – кожух; 13 – болт, 22 Н·м; 14 – коническая шайба; 15 – ротор; 16 – прокладка головки блока цилиндров
|
|