15.13. Замена свечей зажиганияПлан техобслуживания предусматривает каждые 30 000 км замену свечей зажигания.
Этот интервал представляется нам реальным и продлевать его не стоит. Нужно внимательно
следить за исправностью системы зажигания, особенно на автомобилях, оборудованных
каталитическим нейтрализатором, – мы уже говорили об этом. Но все же стоит внимательно
взглянуть на снятые свечи: ниже указано, о чем вам может рассказать нагар на
свече зажигания.
Кстати, если вы сняли свечи для контроля в промежутке между заменами: руками
их лучше не чистить. Это повредит изоляционный слой среднего электрода свечи
зажигания (стеатит). Однако зазор между электродами вы можете проверить.
Снятие свечей зажигания
|
- Стянуть наконечники свечей зажигания с контактных штырей свечей.
Не дергать за провода!
- Вывернуть свечи зажигания и положить согласно последовательности
цилиндров, чтобы по состоянию свечи можно было сделать выводы
о состоянии соответствующего цилиндра.
- Если свечи трудно выворачиваются, не применяйте силу, иначе
резьба в головке из легкого сплава может сорваться.
- Прогрейте двигатель и теперь выверните свечи.
- При установке нельзя вворачивать холодные свечи в горячий двигатель,
потом их трудно будет вывернуть.
- Свечи зажигания нужно затягивать моментом 20 Н•м. Если под
рукой нет динамометрического гаечного ключа:
- Ввернуть свечу до прилегания уплотнительного кольца – в этом
случае ее нельзя больше провернуть ни рукой, ни свечным ключом
без применения силы.
- Теперь, если вы установили новые свечи, затяните свечным ключом
еще примерно на четверть оборота.
- Если вы ставите уже использованные свечи, будет достаточно,
если вы провернете свечной ключ примерно на 15°.
|
|
|
Подсказки: для того чтобы легче ввернуть
и впоследствии вывернуть свечу, вы можете нанести немного графита с мягкого
карандаша на резьбу или немного медной смазки. Масло или обычная пластичная
смазка приводят к прикипанию свечи зажигания в резьбе головки блока цилиндров.
Дефектная резьба свечи зажигания – это вовсе не повод для отчаяния! Мастерская
поставит в этом случае специальную резьбовую втулку (например вставку
Heli-Coil).
|
Нагар на свечах
Свечи зажигания в определенном смысле этого слова являются свидетелями сгорания
в двигателе. Внешний вид свечей зажигания (нагар) позволяет определить, оптимально
ли работает двигатель. Предварительно следует основательно разогреть двигатель
на проселочной дороге или автостраде. Контроль после короткой дистанции может
привести к неправильным выводам. Посмотрите кончик конуса изолятора со средним
электродом и боковыми электродами.
-
Кончик конуса изолятора имеет серый или коричневатый цвет:
хорошо отрегулированная система впрыска, двигатель работает экономично.
-
Сильные отложения:
причиной могут быть присадки в моторном
масле или топливе, или повышенный расход масла. Возможно, следует поменять
марку масла либо топлива.
-
Черные сажеобразные отложения:
свеча зажигания из-за частых
поездок на короткие расстояния не достигает температуры самоочистки, неправильное
калильное число.
-
Кончик конуса изолятора имеет бурый цвет:
слишком ранний
момент зажигания, не функционирует электронное регулирование момента зажигания
либо датчик детонационного сгорания.
-
Следы оплавлений на среднем и боковых электродах:
калильное
зажигание, вызванное отложениями в камере сгорания, перегретыми форсунками,
неправильным моментом зажигания, сбитым моментом зажигания, неисправным датчиком
детонационного сгорания или перегревом двигателя.
-
Разбит конус изолятора, в начальной стадии различим как тонкая
трещина:
детонирующее сгорание из-за плохого топлива, неправильно
отрегулированное зажигание, сбитый момент зажигания, неисправный датчик детонационного
сгорания, недостаточное охлаждение двигателя или обеднение смеси из-за попадания
неучтенного воздуха.
-
Масляный слой на электродах и внутренней поверхности свечи зажигания:
поврежденные поршневые кольца, направляющие клапанов или маслосъемные
колпачки клапанов.
- Если на поверхности свечи зажигания нет указанных признаков, однако двигатель
все равно медленно запускается или работает с перебоями, причина все же может
крыться в свечах. Невидимые трещины в керамическом изоляторе могут во время
холодного запуска заполняться конденсирующимся топливом, из-за чего происходит
утечка искры. Свечи могут отказывать при эксплуатации, хотя искра видна, когда
свеча снята.
Зазор между электродами
Смесь топлива и воздуха, а также продукты сгорания оказывают корризионное воздействие
на металлические электроды свечей зажигания. А высокое напряжение при проскакивании
искры вырывает частички металла, из-за чего в эксплуатации увеличивается зазор
между электродами. Допустимы следующие показатели зазора между электродами свечей
зажигания:
- 4- и 5-цилиндровые двигатели: 0,7—0,9 мм
- 6-цилиндровые двигатели: 0,9—1,1 мм
При применяющихся в Audi 80 трехэлектродных свечах воспламеняющая искра может
«выбрать себе» соответственно самый короткий искровой промежуток. Поэтому вряд
ли потребуется дополнительно подгибать электрод.
|