14.7. Реле и блоки управленияВзгляд под заднее сиденье Audi 80 версии седан
|
На иллюстрации на дополнительном блоке
реле (2) под задним сиденьем седана Audi 80 стоит только двойное реле
(1) антиблокировочной системы. Это реле может быть использовано в оснащенных
соответствующим образом автомобилях и как реле защиты от перенапряжения
системы включения подушки безопасности. На то же самое место можно поставить
и реле электронной блокировки дифференциала (EDS). Расположенная рядом
ячейка 21 в седанах обычно остается пустой. В следующей ячейке 20 вставлено
реле стеклоочистителя заднего стекла универсала Audi 80. В ячейке 19 (рядом
с внешней стороной автомобиля) расположено реле отключения задних противотуманных
фар, установленное на моделях, с заводской комплектацией тягово-сцепным
устройством (фаркопом).
|
К бортовой электросистеме относится целый ряд реле и блоков управления, расположенных
в центральном коммутаторе или на дополнительном блоке реле слева под приборной
панелью либо под задним сиденьем.
Простое коммутационное реле применяется в первую очередь для мощных потребителей
тока. Это имеет следующее основание: если проводить питание по длинным кабельным
линиям через соответствующие выключатели, то следствием будут потери напряжения.
Кроме того, контакты выключателей подвергаются большой нагрузке из-за большего
тока. При релейной схеме выключатель используется только для невысокого тока,
при этом подключается не непосредственно потребитель тока, а его реле.
Если коммутационная команда поступает не от выключателя, а от блока управления,
то картина та же самая: чувствительные электронные элементы не могут проводить
большие токи без ущерба для себя.
- Определенные реле могут выполнять дополнительные функции. Так, реле указателя
поворота включает импульсы мигания, а реле системы омывания стекол и стеклоочистителя
управляет прерывистым действием и работой без воды стеклоочистителя после
омывания стекол.
- Блоки управления снабжены более или менее сложными электронными системами
для определенных функций, подчас в них установлено и реле. В качестве примера
можно назвать блок управления электрическими стеклоподъемниками или блок управления
задержки отключения света в салоне.
Принцип действия коммутационного реле
- При включении соответствующего потребителя питания в реле замыкается электрическая
цепь от клеммы 86 (поступающий «коммутационный ток») к клемме 85 (корпус).
- Благодаря этому электромагнит, преодолевая сопротивление пружины, притягивает
мощный контакт и таким образом замыкает электрическую цепь для «рабочего тока».
- Для предотвращения потерь напряжения рабочий ток проводится по кратчайшему
пути прямо к клемме 30 реле и оттуда дальше – при условии замкнутых контактов
через клемму 87 к потребителю питания.
- Иногда встречается и клемма 87 а. Она жестко связана с клеммой 87, то есть
выполняет ту же функцию.
Поиск неисправностей коммутационных реле
|
- На клемме 30 всегда должно быть напряжение, в том случае если
речь не идет о реле, потребитель которого зависит от другого потребителя.
Пример: напряжение на реле заднего противотуманного фонаря подается
только в том случае, если включен свет.
- Для проверки наличия напряжения извлечь (выдвинуть) реле и
прикоснуться игольчатым электродом контрольной лампочки к клемме
30 в цоколе реле. Отсутствие напряжения означает разрыв провода.
- Снять реле, клемму 86 соединить с положительным полюсом аккумуляторной
батареи, а клемму 85 с корпусом («массой»). Катушка электромагнита
должна отчетливо (слышно) притягивать контакт реле, в противном
случае реле неисправно.
|
|
Помощь при дефектном коммутационном реле
|
- Вынуть реле из гнезда.
- Соединить клеммы 30 и 87 в ячейке реле при помощи канцелярской
скрепки или короткого кусочка проволоки. Благодаря этому соответствующий
потребитель получит постоянный ток.
- Для отключения снять эту перемычку, поскольку соответствующий
выключатель в данном случае обойден.
|
|
|
На снятой крышке (7) центрального коммутатора
в краткой форме (6) отображено возможное расположение реле и предохранителей.
Там же находятся маленькие пластмассовые плоскогубцы для отсоединения
предохранителей. Внутри центрального коммутатора видны различные реле
(1), штекеры для диагностических приборов (2), предохранители 1–21 (3),
а также дополнительные предохранители 23-32 (4). Далее размещены четыре
запасных предохранителя (5).
|
|