11.4. Диски и шины Шины и колесные диски (на дисковых колесах) являются важными элементами конструкции
автомобиля.
Монтаж и ремонт шин требует специального инструмента и профессиональных навыков.
Эти работы должны выполнять только профессионалы.
По соображениям безопасности движения, следует по возможности менять шины не
по отдельности, а, по меньшей мере, по осям. Менее изношенные шины следует всегда
ставить на передние колеса.
На всех четырех колесах следует иметь только радиальные шины одной и той же
конструкции, одинакового размера (с одинаковой длиной окружности) и по возможности
одинакового исполнения профиля шины.
При наличии рисунка протектора, определяющего направление вращения шин, на боковой
поверхности шины имеются стрелки-указатели.
В этом случае следует неукоснительно соблюдать направление вращения шины. При
этом обеспечиваются оптимальные ходовые качества шины, ее сцепление с мокрым
дорожным покрытием и уменьшаются износ и шум, создаваемый шиной. Если при замене
пробитого колеса временно устанавливается шина с вращением против заданного,
то ее использование в этом режиме должно быть кратковременным.
На полноприводном автомобиле, кроме того, все шины должны быть одинаковой модели
одного и того же изготовителя.
В противном случае виско-муфта из-за возникающей разницы в частоте вращения
колес обеих осей нежелательно поднимет долю тяги, приходящуюся на заднюю ось.
Это может привести к поломке.
Различная глубина рисунка протектора шин передних и задних колес, например,
в результате износа, не столь важна. Однако рекомендуется устанавливать шины
с большей глубиной рисунка протектора на передние колеса, если шины передних
колес изношены больше, чем шины задних колес, они имеют меньшую длину окружности
и вращаются, поэтому быстрее. Поэтому возникают дополнительные напряжения в
трансмиссии, а шины изнашиваются быстрее.
Если шина запасного колеса по своему исполнению отличается от остальных шин
автомобиля (например, зимних или широкопрофильных), то такое запасное колесо
должно быть использовано только кратковременно в случае выхода из строя одной
из шин автомобиля и при соответствующей повышенной осторожности управления автомобилем.
Вместо такого колеса следует как можно быстрее опять установить прежнее колесо.
Никогда не ставьте на автомобиль подержанную шину, если неизвестно, где и как
она прежде работала.
Знание маркировки шин помогает при выборе их.
Радиальные шины имеют на боковине покрышки следующую маркировку, например,
195/65 R 15 91 Т, где:
195 = ширина профиля шины, мм;
65 = отношение высоты шины к ширине профиля, %;
R = расположение нитей корда каркаса – буквенное обозначение для радиальной
шины;
15 = диаметр обода диска, дюйм;
91 = индекс допустимой грузоподъемности;
Т = индекс скорости.
Дата выпуска указана также на боковине шины (в отдельных случаях только на внутренней
поверхности шины) – DOT CUL UM8–507 TUBELESS, где:
DOT – изготовитель;
CU – кодовое обозначение изготовителя;
L2 – размер шины;
UM8 – тип шины;
507 – дата изготовления (50-я неделя 1997 года);
TUBELESS – бескамерная шина (TUBETYPE – камерная).
Обозначение колесных дисков 6J х 15 расшифровывается следующим образом:
6J – ширина диска в дюймах;
J – высота бортовой кромки диска;
х – глубокий диск;
15 – посадочный диаметр диска в дюймах.
Индекс скорости
|
Максимальная скорость
|
Q
|
160 км/час
|
S
|
180 км/час
|
T
|
190 км/час
|
H
|
210 км/час
|
V
|
240 км/час
|
W
|
270 км/час
|
|