3.2.6. Распредвалы и толкатели
Предупреждение
Перед выполнением работ
приготовьте два болта с резьбой 6х1 мм и длиной 16–20 мм, которые будут использоваться
при разборке как вспомогательные (см. ниже).
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Снимите крышку головки
цилиндров (см. подраздел 3.2.3). |
|
2. Установите поршень 1-го цилиндра
в ВМТ такта сжатия. Убедитесь, что точечные метки (1) на ведущей и
ведомой шестернях распредвалов совмещены и расположены на одной линии
параллельной разъемной плоскости головки цилиндров и крышки, а метки
(2) обращены в разные стороны. В противном случае проверьте, что с
нулевым делением шкалы совмещена риска ВМТ коленвала и проверните
коленвал на 1 оборот. |
|
3. Измерьте осевой люфт каждого
из распредвалов. Если люфт превышает предельно допустимый, то распредвал
и (или) головка блока цилиндров подлежат замене. |
4. Снимите распределитель зажигания
(см. подраздел 3.4.6). |
|
5. Отверните болты крышки натяжителя (указаны
стрелками). |
|
6. Достаньте натяжитель из передней крышки. |
|
7. Обозначьте звено цепи напротив точечной
метки (указаны стрелками). |
|
8. Отверните болт звездочки, удерживая распредвал
ключом за специальные лыски. |
|
9. Снимите шестерню привода распределителя.
Осторожно снимите звездочку (указана стрелкой) и цепь с распредвала
и оставьте их на направляющих. |
|
РАСПРЕДВАЛ ВЫПУСКНЫХ КЛАПАНОВ
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Сначала снимите распредвал
выпускных клапанов, предварительно зафиксировав пружину вспомогательной
шестерни.
Предупреждение
Распредвалы
снимайте один за другим, сохраняя их параллельность плоскости головки
цилиндров. В противном случае возможно повреждение прилива на головке
цилиндров, который обеспечивает нормативный осевой люфт распредвала.
|
|
2. Для фиксации пружины поверните
распредвал так, чтобы технологическое отверстие под вспомогательный
болт было обращено вертикально вверх. Прикрепите вспомогательную шестерню
к главной шестерне заранее приготовленным болтом с резьбой М6 и длиной
16–20 мм. |
|
3. Проверните распредвал впускных
клапанов так, чтобы метки (1) шестерен сместились на угол 35° относительно
горизонтальной оси. |
|
4. Сместите распредвал назад, постепенно
и равномерно отверните болты крышки шеек распредвала N1 (последовательность
снятия крышек опорных шеек распредвалов указана цифрами). |
5. Осторожно отверните болты крышек
2, 3, 5 и 7, равномерно отпуская левый и правый болты. Болты крышек
4 и 6 не отворачивать. |
6. Осторожно отверните болты крышек
4 и 6, следя за равномерностью поднятия распредвала относительно плоскости
головки цилиндров. Если распредвал освобождается с перекосом, то заверните
болты крышек 4 и 6, установите крышки 1, 2, 3, 5 и 7 и повторите процедуру.
Добейтесь параллельного освобождения распредвала. |
|
РАСПРЕДВАЛ ВПУСКНЫХ КЛАПАНОВ
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
1. Проверните распредвал впускных
клапанов так, чтобы метки (1) шестерен сместились на угол 25° относительно
горизонтальной оси. |
2. Сместите распредвал вперед, постепенно
и равномерно отверните болты крышки N1. |
3. Осторожно отверните болты крышек
3, 4, 6 и 7, равномерно отпуская левый и правый болты. Болты крышек
2 и 5 не отворачивать. |
4. Осторожно отверните болты крышек
2 и 5, следя за равномерностью поднятия распредвала относительно плоскости
головки цилиндров. Если распредвал освобождается с перекосом, то заверните
болты крышек 4 и 6, установите крышки 1, 3, 4, 6 и 7 и повторите процедуру.
Добейтесь параллельного освобождения распредвала. Снимите распредвал
впускных клапанов. |
|
5. Протрите от масла регулировочные шайбы
толкателей, нанесите метки маркером и снимите толкатели и регулировочные
шайбы. |
|
6. Храните крышки опорных шеек, толкатели
и шайбы в том порядке, в котором эти детали были установлены. |
|
7. Зажмите впускной распредвал в тиски за
шестигранную шейку. Ключом с двумя упорными штифтами поверните вспомогательную
шестерню по часовой стрелке, затем отверните вспомогательный болт,
крепящий главную и вспомогательную шестерню, и осторожно ослабляйте
усилие, давая возможность вспомогательной шестерне поворачиваться
против часовой стрелки, до полного освобождения пружины. |
|
8. Извлеките стопорное кольцо вспомогательной
шестерни. |
|
9. Cнимите пружинную шайбу (1), вспомогательную
шестерню (2) и пружину вспомогательной шестерни (3). |
|
Проверка
Установка крышек опорных
шеек распредвалов
|
На крышки опорных шеек распредвалов нанесены
номера и ориентационные стрелки, которые должны быть направлены в сторону
передней части двигателя. |
Определение зазора в
опорных шейках распредвалов
|
Зазор в опорных шейках распредвалов определяется
по ширине раздавленной пластмассовой калибровочной проволоки. |
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
1. Измерьте расстояние между
концами пружины вспомогательной шестерни в свободном состоянии и сравните
с нормативным. Если расстояние отличается от нормативного, то пружину
замените. |
|
2. Проверьте состояние толкателей.
Наличие сколов и глубокой выработки не допускается. |
|
3. Проверьте наличие на опорных шейках и
кулачках распредвала следов износа – бороздок, ямок, наволакивания
металла и следов перегрева (выкрашенных участков голубоватого цвета).
Проверьте наличие на каждом кулачке отслоения закаленного слоя. Измерьте
размер каждого кулачка распредвала и сравните с нормативным. Если
размер хотя бы одного из кулачков меньше нормативного, то распредвал
замените.метки маркером и снимите толкатели и регулировочные шайбы.
|
|
4. Измерьте диаметр опорных шеек распредвала
и сравните с нормативным. Если диаметр хотя бы одной опорной шейки
меньше нормативного, то распредвал замените. |
5. Проверьте зазоры в опорных шейках
для каждого распредвала, поступив следующим образом:
– очистите опорные шейки распредвала
и крышки опорных шеек в растворителе;
– осторожно уложите распредвал(ы)
в головку блока цилиндров без толкателей, регулировочных шайб и вспомогательной
шестерни. Наличие масла на шейках не допускается;
– поперек каждой опорной шейки
распредвала уложите отрезки пластмассовой калибровочной проволоки;
– установите крышки опорных шеек
распредвалов так, чтобы стрелки были направлены в сторону передней
части двигателя (см. рис. Установка крышек
опорных шеек распредвалов);
– затяните болты с заданным моментом
поворачивая каждый болт на 1/4 оборота за один прием;
Предупреждение
Поворот распредвала
со вставленным пластмассовым калибром не допускается.
– отверните болты и снимите крышки;
– сравните ширину раздавленной
проволоки (в наиболее широком месте) со шкалой на упаковке (см. рис.
Определение зазора в опорных шейках распредвалов);
– если зазор хотя бы в одной из
шеек превышает норму, то распредвал и (или) головка блока цилиндров
подлежат замене;
– соскребите ногтем или кредитной
карточкой остатки пластмассы, при этом не поцарапайте опорную шейку
или внутреннюю поверхность крышки. |
|
6. При временно установленных крышках опорных
шеек проверьте зазор в зацеплении шестерен распредвалов. Удерживая
ключом один из распредвалов за шестигранную шейку, проверьте величину
перемещения шестерни другого распредвала. Результат сравните с нормативным.
Если зазор выше нормы, то оба распредвала замените. |
|
Установка
РАСПРЕДВАЛ ВПУСКНЫХ КЛАПАНОВ
Установка распредвала впускных клапанов
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Смажьте и установите толкатели
и регулировочные шайбы на прежние места, предварительно смазав молибденовой
смазкой. |
2. Смажьте молибденовой смазкой
опорные шейки и кулачки распредвала. Смажьте упорную часть распредвала
впускных клапанов. |
3. Установите распредвал впускных
клапанов в головку цилиндров так, чтобы кулачки 1 и 4 были обращены
вниз. |
|
4. Сместите распредвал вперед
и установите крышки опорных шеек 2 и 5, соблюдая нумерацию и ориентацию
стрелок, которые должны быть направлены в сторону передней части двигателя. |
5. Слегка подтяните крышки опорных
шеек 2 и 5. |
6. Установите крышки 3, 4, 6, 7
и, соблюдая последовательность, слегка подтяните болты крышек до соприкосновения
с головкой цилиндров. |
7. Установите крышку 1 и равномерно
подтяните оба болта. |
8. Затяните все болты крышек с заданным
моментом в несколько этапов. |
|
РАСПРЕДВАЛ ВЫПУСКНЫХ КЛАПАНОВ
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Соберите распредвал выпускных
клапанов с пружинами и вспомогательной шестерней, закрепите все детали
стопорным кольцом. |
2. Установите толкатели и регулировочные
шайбы на прежние места, предварительно смазав молибденовой смазкой. |
3. Смажьте молибденовой смазкой
опорные шейки и кулачки распредвала. |
|
4. Совместите метки на шестернях
распредвалов (1 – совмещение). Эти метки должны быть расположены на
180° относительно их положения при снятии распредвалов. |
5. Следует учитывать, что конструкция
газораспределения рассматриваемого двигателя не допускает соединений
с натягом. Болты крышек следует затянуть в этом положении, после чего
распредвал следует провернуть обратно, чтобы установить в положение,
соответствующее ВМТ, в котором контактные поверхности соприкасаются
равномерно, без препятствий от усилий пружин, действующих на кулачки. |
6. Проверните выпускной распредвал
по впускному и установите на место. Проверните распредвал в обе стороны,
чтобы обеспечить правильную посадку в шейках. |
|
7. Установите крышки 4 и 6,
соблюдая нумерацию и ориентацию стрелок, которые должны быть направлены
в сторону цепи. |
8. Слегка подтяните крышки 4 и 6. |
9. Установите крышки 2, 3, 5, 7
и, соблюдая последовательность, слегка подтяните болты крышек. |
10. Установите крышку 1 и равномерно
подтяните оба болта. |
11. Затяните все болты крышек с
заданным моментом в несколько этапов. |
12. Проверните распредвалы так,
чтобы вспомогательный болт оказался вверху и выверните болт. Убедитесь
в плавности вращения распредвалов. |
13. Выставьте распредвалы так, чтобы
положение меток соответствовало ВМТ. Убедитесь, что выемка шкива коленвала
совмещена с делением ВМТ шкалы. |
14. Установите цепь со звездочкой,
проверив совпадение меток нанесенных при разборке. Затяните болт. |
15. Установите натяжитель цепи,
заменив прокладку. Надавите на натяжитель, заверните и затяните гайки. |
16. Установите остальные детали
в обратном порядке. Отрегулируйте зазоры в клапанах (см. подраздел
2.29). |
|
|