8.7. Система улавливания топливных испарений (EVAP) - общая информация, проверка состояния и замена компонентовОбщая информация
Типичная схема расположения компонентов системы
EVAP
Система EVAP аккумулирует скапливающиеся в системе питания за время стоянки
автомобиля топливные испарения и обеспечивает вывод их во впускной тракт для
сжигания в процессе нормального функционирования двигателя (обратитесь иллюстрации
выше). Усовершенствование системы производится непрерывно по мере ужесточения
требований, предъявляемых к защите окружающей среды.
На моделях ранних лет выпуска система EVAP состояла из оборудованного контрольным
клапаном угольного адсорбера и коммуникационных линий, соединяющих его с топливным
баком автомобиля. Также в состав системы входили датчик температуры охлаждающей
жидкости (ЕСТ), вакуумный клапан-переключатель (VSV) и модуль управления (ЕСМ).
На моделях последних лет выпуска в состав системы дополнительно включен датчик
давления топливных испарений, устанавливаемый на задней переборке двигательного
отсека. Схема расположения компонентов представлена на
иллюстрации.
Датчик давления отслеживает изменения давления в системе, связанные с развитием
утечек. В число подлежащих мониторингу компонентов входят топливный бак, все
подведенные к адсорберу вакуумные линии и корпус дросселя. EVAP входит в состав
системы бортовой диагностики OBD-II (см. Разделы
Система бортовой диагностики (OBD) - принцип функционирования и коды неисправностей и
Информационные датчики - общая информация и проверка исправности функционирования) и для проверки исправности
ее функционирования на моделях последних лет выпуска, соответственно, требуется
специальный сканер.
|
Композиция системы EVAP
может варьироваться в зависимости от года выпуска модели. Схема прокладки
вакуумных шлангов представлена на специальном информационном ярлыке VECI,
закрепленном в двигательном отсеке автомобиля.
|
Во время стоянки автомобиля топливные испарения отводятся из полостей бензобака
и корпуса дросселя в угольный адсорбер, где аккумулируются до момента запуска
двигателя. Когда двигатель начинает вращаться, адсорбер продувается и его содержимое
выводится во впускной трубопровод, откуда поступает в камеры сгорания.
Угольный адсорбер оборудован контрольным клапаном, в конструкцию которого
входят два шарика. В зависимости от текущих условий эксплуатации двигателя и
давления в топливном баке клапан открывается и закрывается, регулируя процесс
отвода паров топлива из бака и корпуса дросселя.
Проверка
|
Полная диагностика системы
EVAP относится к числу процедур, лежащих вне пределов квалификации среднестатистического
механика-любителя и ее выполнение должно быть поручено специалистам автосервиса.
Следует заметить, что на компоненты системы распространяются дополнительные
федеральные гарантии. Чаще всего отказы системы EVAP связаны с повреждениями
угольного адсорбера или соединительных линий.
|
Нарушение стабильности оборотов холостого хода, снижение эффективности отдачи
двигателя, самопроизвольные остановы последнего могут вызываться отказом контрольного
клапана, повреждением угольного адсорбера или соединительных шлангов системы
EVAP, а также неправильной прокладкой последних. Проверьте также состояние крышки
заливной горловины топливного бака.
Очевидные потери топлива, равно как и появление его сильного запаха во время
стоянки могут вызываться утечками топливопроводов, либо повреждением корпуса
угольного адсорбера, неисправностью контрольного клапана, отсоединением, либо
нарушением проходимости испарительных линий, а также неправильной прокладкой
последних.
|
1. Проверьте состояние, маршрут прокладки и надежность
подсоединения всех шлангов системы EVAP. Произведите необходимый
ремонт или замену. Поврежденных компонентов.
2. Осмотрите днище адсорбера на наличие признаков развития утечек,
в случае необходимости произведите замену, проследите за правильностью
подсоединения шлангов.
|
3. Отсоедините вакуумные шланги
от верхней части адсорбера (обратитесь к сопроводительной иллюстрации).
Закупорьте штуцеры A, B и C и подайте воздух давлением не более
0.1 атм. в штуцер D. Убедитесь, что воздух не выходит через
штуцер F.
|
4. Создайте разряжение (не более 0.1 атм.) на штуцере C и проверьте,
что оно не падает, если открыть штуцер F.
5. Закрыв штуцер F, создайте разряжение (не более 0.1 атм.) на штуцере
D и проверьте, что оно не падает, если штуцер C закрыт и падает, если
его открыть.
6. Неисправный адсорбер подлежит замене.
|
|
Замена угольного адсорбера
|
1. Предварительно тщательно промаркировав, отсоедините
от адсорбера все вакуумные линии.
2. Выверните крепежные болты и снимите сборку адсорбера.
3. Установка производится в обратном порядке.
|
|
|