|
|
12.4.6. Снятие, обслуживание и установка рулевого механизма
Извлечение шплинта фиксации корончатой гайки крепления наконечника
рулевой тяги в поворотном кулаке
Схема подсоединения к рулевому механизму трубок А и В гидравлических
линий
Схема подсоединения к рулевому механизму трубок напорной (верхняя)
и возвратной (нижняя) линий
СНЯТИЕ
|
1. Отсоедините отрицательный провод от батареи.
2. Отпустите гайки крепления передних колес.
3. Поднимите автомобиль над землей и снимите передние колеса.
4. Снимите переднюю секцию системы выпуска отработавших газов (см. Главу
Системы
питания и выпуска на диске 1).
5. При помощи подходящего съемника высвободите наконечники рулевых
тяг из поворотных кулаков, - предварительно извлеките шплинты и
отдайте корончатые гайки.
6. Снимите домкратную пластину и передний стабилизатор поперечной
устойчивости (см. Раздел
Снятие, проверка состояния компонентов и установка переднего стабилизатора поперечной устойчивости).
7. Рассоедините один из штуцерных разъемов подсоединения гидравлических
линий А и В к центральной части картера рулевого механизма и подсоедините
к приемному штуцеру подходящий по диаметру отрезок винилового шланга.
Несколько раз повернув рулевое колесо до упора в обе стороны, слейте
гидравлическую жидкость.
8. Отсоедините вторую гидравлическую линию и повторите описанную
в предыдущем параграфе процедуру выпускания гидравлической жидкости.
9. Снимите карданный шарнир (см. Раздел
Снятие, проверка состояния и установка карданного шарнира рулевой колонки).
10. Отсоедините от картера рулевого механизма трубки сначала напорной
(D), затем возвратной (С) линий, при отпускании накидной гайки удерживайте
ответную часть разъема вторым ключом.
|
11. Отпустите болты крепежных
хомутов и снимите рулевой механизм с поперечной балки передней
подвески.
|
|
|
ПРОВЕРКА
|
1. Закрепите сборку рулевого механизма в специальной
станине и зажмите последнюю в тиски.
|
Ни в коем
случае не пытайтесь просто зажать картер рулевой рейки в тисках!
|
2. Отсоедините от рейки рулевые тяги (см. ниже).
|
3. При помощи динамометра измерьте
сопротивление скольжения рейки в обоих направлениях. Если
результат любого измерения составляет менее 304 Н, замените
рейку/картер рулевого механизма.
|
4. При помощи циферблатного измерителя плунжерного типа определите
величины боковых люфтов рейки в крайних положениях рулевого колеса
при прикладывании соответствующих концевых нагрузок.
|
L = 5 мм
Р = 12.5 кГс
Предельное допустимое значение люфта: 0.19 мм
|
|
Предельное допустимое значение
люфта, мм
В направлении, указанном белыми стрелками: 0.3
В направлении, указанном черными стрелками: 0.15
|
5. Измерьте величины бокового и осевого люфтов входного вала рулевого
механизма.
|
Предельное допустимое значение
люфта, мм
В направлении, указанном белыми стрелками: 0.3
В направлении, указанном черными стрелками: 0.15
|
|
Р = 10 кГс
Предельное допустимое значение люфта: 0.18 мм
|
|
6. При помощи ключа ST 926230000
и динамометра измерьте величину сопротивления входного вала
вращению.
Предельное допустимое значение, Н
В пределах 30 мм от центрального положения рейки: 11.18
Предельное допустимое значение: 12.7
|
|
|
Разборка
Рулевая рейка
Извлечение рулевой рейки
|
|
|
|
1. Отсоедините от картера рулевого механизма четыре
трубки.
|
2. Закрепите сборку рулевого
механизма в специальной станине ST 926200000 и зажмите последнюю
в тиски.
|
Внимание: Ни
в коем случае не пытайтесь просто зажать картер рулевой
рейки в тисках!
|
|
3. Отпустите малые и большие бандажные ленты крепления защитных
чехлов, снимите последние с картера рулевого механизма и сдвиньте
их вдоль штоков рулевых тяг.
|
Для отпускания малых бандажных
лент воспользуйтесь щипцами, замки больших лент отпускаются
путем поддевания отверткой с плоским жалом.
|
|
4. Вытяните рейку из картера
приблизительно на 40 мм, поддевая отверткой, отпустите проволочные
фиксаторы стопорных шайбы с обоих концов внутренних наконечников
рулевых тяг.
1 — Отвертка
2 — Стопорная шайба
|
5. При помощи специального ключа ST 926230000 ослабьте контргайку
регулировочного винта, затем затяните последний до упора.
|
6. Рожковым ключом на 32 мм
удерживая внутренние наконечники рулевых тяг, отделите последние
от рулевой рейки.
1 — Разводной ключ, либо рожковый ключ на 32 мм
|
7. Отпустите регулировочный винт рулевого механизма и извлеките
пружину и муфту. Оцените состояние снятых компонентов, вышедшие
из строя детали замените.
8. Выверните два болта крепления клапанной сборки, затем снимите
последнюю, аккуратно высвобождая входной вал из картера рулевого
механизма.
|
9. Острогубцами вращайте упор
рулевой рейки по часовой стрелке до тех пор, пока не покажется
конец стопорного кольца. Вращая стопорное кольцо в противоположном
направлении, извлеките его наружу.
|
10. Потянув, высвободите рейку из картера рулевого механизма вместе
с упором и опорной втулкой.
11. Снимите с рейки упор и опорную втулку.
|
Опорная втулка
и стопорное кольцо подлежат замене в обязательном порядке!
|
|
12. Заправьте в картер рулевого
механизма со стороны кожуха ведущей шестерни специальную оправку
ST 34199АЕ050 и при помощи пресса вытолкните наружу уплотнительную
манжету.
|
|
|
Управляющий клапан
Снятие подшипника с вала ведущей шестерни
|
1. Снимите с рулевого механизма клапанную сборку.
|
2. Снимите с корпуса клапанной
сборки пыльник.
|
|
3. При помощи отрезка трубы
внутренним диаметром 44 ÷ 46 мм извлеките из кожуха
сборку ведущей шестерни с клапаном.
1 — Трубка
|
|
4. При помощи оправки ST 34099FА120
снимите с корпуса клапанной сборки сальник и специальный подшипник,
- постарайтесь не оцарапать шестерню, не прикладывайте чрезмерное
усилие к концу кожуха.
|
Сальник подлежит
замене в обязательном порядке!
|
|
|
5. При помощи специальных щипцов
снимите стопорное кольцо крепления подшипника на валу ведущей
шестерни.
|
Стопорное
кольцо подлежит замене в обязательном порядке!
|
|
6. Воспользовавшись в качестве оправки отрезком трубы внутренним
диаметром 38.5 ÷ 39.5 мм, спрессуйте с вала подшипник в сборе
с подложенной под него шайбой.
|
Сальник подлежит
замене в обязательном порядке!
|
|
|
СБОРКА
|
|
Используйте
для смазывания компонентов рулевого механизма только фирменную
смазку Subaru Valiant Grease M2 (№ 003608001 в упаковке NETTO
0.5 кг)
|
Перед установкой тщательно очистите все компоненты, полностью удалив
с них следы грязи, масляные отложения и следы коррозии. Оцените
состояние картера рулевого механизма, в случае выявления трещин,
деформаций и прочих механических повреждений произведите замену.
|
|
Рулевая рейка
Посадка в картер рулевого механизма новой уплотнительной манжеты
Установка компонентов регулировочного винта рулевого механизма
Места нанесения смазки в сборку регулировочного винта рулевого механизма
|
|
|
|
1. При помощи оправки ST 34199АЕ050 посадите НОВУЮ
уплотнительную манжету в картер рулевого механизма, - продолжайте
запрессовывать манжету до тех пор, пока фланец оправки (А) не упрется
в срез картера (В). Проследите, чтобы манжета была развернута правильным
образом, постарайтесь не оцарапать внутренние стенки цилиндра.
|
Перед установкой
смажьте губки манжеты чистой гидравлической жидкостью.
|
2. Закрепите картер рулевого механизма на станине ST 926200000.
|
3. Для оценки степени деформации
рейки рулевого механизма посадите на ее зубчатую часть кондуктор
ST 926390001, - рейка должна входить в кондуктор без чрезмерного
сопротивления и точек заклинивания. В случае выявления деформаций
лысок на конце рейки восстановите форму поверхностей при помощи
напильника с мелким зубом. Перед установкой рейки промойте
ее чистой гидравлической жидкостью.
|
4. Смажьте зубчатую часть рейки смазкой Valiant Grease M2 (см.
предупреждение в начале подраздела) и посадите на нее оснащенную
крышкой оправку ST 926200001, - проследите, чтобы воздушные отверстия
не оказались забиты смазкой, в случае необходимости откройте крышку
и прочистите отверстия. С целью предотвращения риска повреждения
уплотнительной манжеты смажьте поршень рейки и наружную поверхность
оправки чистой гидравлической жидкостью.
5. Заправьте рейку в картер рулевого механизма со стороны цилиндра.
После полного пропускания оправки в манжету она может быть снята.
|
6. В случае необходимости при
помощи напильника с мелким зубом удалите с поверхности штока
рейки задиры и заусеницы, затем посадите на конец рейки две
оправки (ST1: 926400000 и ST2: 927660000) и установите опорную
втулку, - перед установкой втулку следует обмакнуть в чистую
охлаждающую жидкость. Постарайтесь не повредить уплотнительные
элементы.
|
7. Заправьте в трубку цилиндра упор рейки до совмещения его канавки
с канавкой в цилиндре. Вращая упор острогубцами, добейтесь, чтобы
его боковое отверстие стало видно сквозь пазы в цилиндре.
|
8. При помощи острогубцев зафиксируйте
упор НОВЫМ стопорным кольцом, - после того как один конец
замка кольца будет заправлен на свое посадочное место, проверните
упор еще на 90 ÷ 180 градусов. Постарайтесь не оцарапать
рейку.
|
9. Посадите на картер рейки подушку опоры.
10. Произведите сборку управляющего клапана (см. ниже). Смажьте
ведущую шестерню и подшипник клапанной сборки фирменной смазкой
Valiant Grease M2
11. Посадите на корпус клапанной сборки пыльник.
12. Установите НОВУЮ уплотнительную прокладку, разверните рейку
зубьями к ведущей шестерне и заправьте клапанную сборку в картер
рулевого механизма, - постарайтесь не защемить уплотнительный элемент.
Поочередно в несколько приемов затяните с требуемым усилием (25
Нм) болты крепления клапанной сборки.
13. Забейте пространство между зубьями рейки фирменной смазкой,
тонкий слой смазки нанесите также на скользящую поверхность штока.
С целью выжимания скопившейся на обоих концах рейки 2-3 раза сдвиньте
ее на всю длину хода. Удалите избыток смазки, не допуская попадания
ее в воздушные отверстия.
|
Ни в коем
случае не используйте для перемещения рейки без прикрепленных
к ней сите смазку на резьбовые концы рейки.
|
14. Чисто вытрите руки и набейте смазкой отверстия под установку
муфты и пыльника.
15. Смажьте скользящую поверхность муфты и седла пружины, затем
заправьте муфту в кожух ведущей шестерни/клапанной сборки, посадите
в отверстие регулировочного винта пружину, сверху набейте смазку,
затем вверните винт.
|
16. Оцените состояние рулевых
тяг, в случае выявления признаков изгиба или ослабления посадки
наконечников замените тяги. Установите стопорные шайбы, вверните
во внутренние наконечники и затяните рулевые тяги.
1 Рулевая тяга
L = приблизительно 40 мм
Усилия затягивания тяг: 78 Нм
|
|
17. Зачеканьте зубилом стопорные
шайбы.
|
18. Отпустите регулировочный винт и, вращая входной вал, приведите
рейку в нейтральное (центральное) положение, соответствующее прямолинейному
положению передних колес автомобиля.
19. Смажьте муфту регулировочной сборки.
|
20. Вверните регулировочный
винт на два витка резьбы. Порядка 1/3 периметра резьбовой
части винта смажьте жидким герметиком типа Three Bond 1141.
|
21. Затяните винт с усилием 7.4 Нм, затем отпустите его на 25°.
Удостоверьтесь, что рулевое колесо вращается от упора до упора без
признаков «прихватывания».
22. Наверните контргайку и, удерживая регулировочный винт от проворачивания
рожковым ключом, затяните контргайку с требуемым усилием (39 Нм).
23. Оцените степень износа компонентов механизма. В случае необходимости
произведите соответствующие замены.
24. Набейте смазкой канавки на штангах рулевых тяг, посадите на
свои штатные места защитные чехлы, удостоверьтесь в правильности
их посадки и закрепите на трубе картера рулевого механизма НОВЫМИ
бандажными лентами/хомутами.
|
Хомуты/бандажные ленты следует устанавливать замками вниз.
|
25. Наружные концы чехлов также зафиксируйте НОВЫМИ бандажными
лентами, - проследите, чтобы чехлы не оказались перекручены, а их
посадочные рукава попали в приемные канавки на штангах тяг.
|
26. Если снимали, наверните
на место наружные наконечники рулевых тяг и временно затяните
контргайки, оставив свободными участки штанг длиной L = 15
мм.
|
|
27. Ухватившись за наконечник
рулевой тяги, два-три раза с максимально возможной скоростью
подвигайте рейку от упора до упора (А), затем, два-три раза
медленно повращайте штангу в обе стороны (В). Удостоверьтесь,
что защитный чехол не сместился и не деформировался. Повторите
проверку с противоположной стороны рулевого механизма.
|
28. Снимите рулевой механизм со стенда ST 926200000.
29. Подсоедините к четырем штуцерам на картере рулевого механизма
трубки А и В гидравлических линий, - сначала В, затем А. Затяните
штуцерные гайки с требуемым усилием (13 Нм).
30. Подсоедините трубки C (нижняя) и D (верхняя), - в порядке перечисления.
Затяните накидные штуцерные гайки с требуемым усилием (15 Нм).
|
|
Управляющий клапан
|
|
1. Смажьте чистой гидравлической
жидкостью внутренние стенки корпуса клапанной сборки.
|
|
2. При помощи двух оправок
(ST1: 34099FA120 и ST2: 34099FA130) запрессуйте на свое посадочное
место в корпусе клапанной сборки НОВЫЙ верхний сальник, -
проследите, чтобы сальник был развернут правильной стороной
вперед.
|
С целью облегчения
выполнения процедуры контактную поверхность внутренней
оправки следует смазать консистентной смазкой. Сальник
следует сначала закрепить в оправке, и лишь затем заправлять
в корпус.
|
|
3. Оцените состояние входного вала, - в случае выявления деформаций
или повреждения насечек замене подлежит рулевой механизм в сборе.
С целью предотвращения повреждения сальника оберните шлицы вала
ведущей шестерни изоляционной лентой. Заправьте сборку шестерни
с клапаном в корпус клапанной сборки, - постарайтесь не повредить
сальник.
|
Перед установкой смажьте
входной вал, уплотнительное кольцо и внутренние стенки корпуса
чистой гидравлической жидкостью.
|
|
4. Закрепите клапанную сборку
в собранной из компонентов ST1 (926370000) и ST2 (34099FA100)
станине, посадите на шестерню оправку ST3 (926360000), заправьте
НОВЫЙ нижний сальник и запрессуйте его в корпус клапанной
сборки при помощи оправки ST4 (927620000). Продолжайте посадку
сальника до тех пор, пока оправка ST3 не упрется в срез корпуса.
|
С целью облегчения
выполнения процедуры смажьте сальник и оправку ST3 чистой
гидравлической жидкостью.
|
|
5. Снимите оправку ST3 и установите шайбу.
|
6. При помощи оправки ST3 (927640000)
посадите шариковый подшипник, - проследите, чтобы подшипник
не оказался перекошен.
1 — Шариковый подшипник
2 — Шайба
|
7. При помощи подходящих щипцов зафиксируйте сборку стопорным кольцом,
- удостоверьтесь в надежности посадки кольца в приемной канавке.
|
|
УСТАНОВКА
Наиболее вероятные места развития утечек гидравлической жидкости из
рулевого механизма
|
1. Установка производится в порядке, обратном порядку
демонтажа компонентов. Проследите, чтобы весь крепеж был затянут
с требуемым усилием.
2. Заправьте систему гидроусиления руля (см. Раздел
Проверка и замена жидкости ГУР, удаление воздуха из гидравлического тракта).
3. В ходе короткой поездки удостоверьтесь в исправности функционирования
рулевого привода. Запаркуйте автомобиль и, не глуша двигатель, 30-40
раз поверните рулевое колесо от упора до упора, затем осмотрите
сборку рулевого механизма на наличие признаков развития утечек.
|
|
|
|