5.10. ТермостатМалый и большой круг циркуляции охлаждающей жидкости
Для того, чтобы двигатель быстрее прогревался до рабочей температуры, система
охлаждения разделяется на малый и большой круг циркуляции охлаждающей жидкости.
- После пуска холодного двигателя охлаждающая жидкость циркулирует по малому
кругу: от насоса охлаждающей жидкости к корпусу двигателя, а также в головку
блока цилиндров и снова к насосу охлаждающей жидкости. На малом круге охлаждающая
жидкость проходит также через теплообменник отопления.
- Когда охлаждающая жидкость достигает необходимой температуры, в процессе
охлаждения включается радиатор.
- Включение радиатора обеспечивает термостат. Он открывает соединительный
шланг между двигателем и радиатором таким образом, что холодная охлаждающая
жидкость из радиатора смешивается с уже нагретой из малого круга.
- В результате постепенного смешивания горячей и холодной охлаждающей жидкости
удается избежать резкого перепада температур в корпусе двигателя. Стекающая
вниз холодная вода выдавливает горячую охлаждающую жидкость наверх в радиатор.
Там она охлаждается с помощью пластинок радиатора. Одновременно с включением
радиатора закрывается малый круг циркуляции.
- Функции переключателя в термостате осуществляет специальный твердый термочувствительный
наполнитель, который находится между стенками стакана, в котором укреплена
тарелка клапана. При нагреве охлаждающей жидкости термочувствительный наполнитель
расплавляется и при этом расширяется, благодаря чему происходит открытие клапана.
Принцип действия термостата
- Пока температура охлаждающей жидкости увеличивается, термостат все больше
открывает проход для поступления холодной охлаждающей жидкости из радиатора
и одновременно закрывает малый круг циркуляции.
- Если во время движения температура охлаждающей жидкости опускается ниже
рабочей температуры, пружина в термостате нажимает на тарелку клапана, возвращает
его в исходное положение и перекрывает доступ к радиатору до тех пор, пока
охлаждающая жидкость снова не нагреется. Термостат расположен, если смотреть
в направлении движения:
- На 1,4-литровом двигателе (двигатель типа «С») перед насосом охлаждающей
жидкости в верхнем шланге радиатора;
- На 1,7-/1,8-литровом и 16-клапанном двигателе ниже распределителя зажигания;
- На дизеле ниже вакуумного насоса усилителя тормозного привода.
|