3.3. Ремонт дизельного двигателя
Тип
|
Двигатель с 4-мя цилиндрами, охлаждаемый водой с одним
верхним распределительным валом, приводимым в действие зубчатым ремнем
|
Код
|
ТС 4ЕЕ1
|
Диаметр цилиндра
|
79 мм
|
Ход поршня
|
86 мм
|
Рабочий объем
|
1668 см3
|
Порядок работы цилиндров
|
1 – 3 – 4 – 2 (цилиндр № 1 находится со стороны зубчатого
ремня)
|
Направление вращения коленчатого вала
|
По часовой стрелке, если смотреть со стороны зубчатого
ремня
|
Степень сжатия
|
22,0 :1
|
Максимальная мощность
|
60 кВт (80 л.с.) при 4400 об/мин
|
Максимальный крутящий момент
|
168 нм при 2400 об/мин
|
Давление сжатия
|
18,5 – 34,5 бар
|
Максимальное различие давления сжатия между любыми двумя
цилиндрами
|
1,5 бар
|
Распределительный вал
Осевой люфт
|
0,05 – 0,20 мм
|
Максимально допустимое радиальное биение
|
0,05 мм
|
Подъем кулачка впускного клапана
|
8,47 – 8,67 мм
|
Подъем кулачка выпускного клапана
|
8,57 – 8,77 мм
|
Рабочий зазор подшипников распределительного вала
|
0,040 – 0,082 мм
|
Зазоры клапанов:
|
– впускные клапана
|
0,15 мм
|
– выпускные клапана
|
0,25 мм
|
Головка блока цилиндров
Максимально допустимая неплоскосность нижней поверхности
головки блока цилиндров
|
0,1 мм
|
Высота головки блока цилиндров:
|
– стандартная
|
131,45 – 131,55 мм
|
– минимальная
|
131,25 мм
|
Ширина седла клапана:
|
– стандартная
|
1,2 – 1,5 мм
|
– предельная
|
2,0 мм
|
Выступание вихревой камеры
|
0,001 – 0,030 мм
|
Углубление клапана в головку блока цилиндров
|
0,5 – 1,0 мм
|
Прокладка головки блока цилиндров и метки:
|
Выступание поршня из цилиндра:
|
Толщина
|
Метки
|
– 0,58 – 0,64 мм
|
1,40 мм
|
Без отверстия
|
– 0,65 – 0,70 мм
|
1,45 мм
|
1 отверстие
|
– 0,71 – 0,78 мм
|
1,50 мм
|
2 отверстия
|
Поршневые пальцы:
|
– диаметр
|
27 мм
|
– длина
|
60 мм
|
Зазор поршневого пальца в поршне
|
0,002 – 0,012 мм
|
Зазор поршневого пальца в шатуне
|
0,008 – 0,050 мм
|
Диаметр стержня клапана:
|
– впускной клапан
|
6,959 – 6,977 мм
|
– выпускной клапан
|
6,960 – 6,978 мм
|
Диаметр отверстия направляющей втулки клапана
|
7,000 – 7,015 мм
|
Зазор между стержнем и направляющей клапана:
|
– впускной клапан:
|
• стандартная
|
0,023 – 0,056 мм
|
• предельная
|
0,080 мм
|
– выпускной клапан:
|
• стандартная
|
0,030 -0,063 мм
|
• предельная
|
0,095 мм
|
Длина клапана:
|
– впускной клапан
|
104,05 мм
|
– выпускной клапан
|
104,00 мм
|
Диаметр тарелки клапана:
|
– впускной клапан
|
34,6 мм
|
– выпускной клапан
|
30,6 мм
|
Блок цилиндров
Диаметр цилиндра двигателя:
|
– группа размеров A
|
79,000 – 79,009 мм
|
– группа размеров B
|
79,010 – 79,019 мм
|
– группа размеров C
|
79,020 – 79,029 мм
|
Максимальная овальность цилиндра
|
0,015 мм
|
Максимальная конусность цилиндра
|
0,015 мм
|
Диаметр коренного подшипника (без вкладышей):
|
– группа размеров 1
|
55,992 – 56,000 мм
|
– группа размеров 2
|
55,984 – 55,992 мм
|
– группа размеров 3
|
55,976 – 55,984 мм
|
Поршни и кольца
Диаметр поршня:
|
– группа размеров A
|
78,975 – 78,984 мм
|
– группа размеров B
|
78,965 – 78,994 мм
|
– группа размеров C
|
78,995 – 79,004 мм
|
Зазор поршня в цилиндре
|
0,016 – 0,034 мм
|
Зазоры замка поршневого кольца (установленного в отверстии):
|
– верхнее уплотнительное кольцо
|
0,25 – 0,80 мм
|
– нижнее уплотнительное кольцо
|
0,20 – 0,80 мм
|
– маслосъемное кольцо
|
0,20 – 0,80 мм
|
Зазор поршневого кольца в поршне:
|
– верхнее уплотнительное кольцо
|
0,12 – 0,18 мм
|
– нижнее уплотнительное кольцо
|
0,05 – 0,15 мм
|
– маслосъемное кольцо
|
0,02 – 0,15 мм
|
Толщина поршневого кольца:
|
– верхнее уплотнительное кольцо
|
2,0 мм
|
– нижнее уплотнительное кольцо
|
2,0 мм
|
– маслосъемное кольцо
|
3,0 мм
|
Шатун
Боковой зазор нижней головки шатуна
|
0,20 – 0,40 мм
|
Максимальное допустимое различие веса между шатунами
|
4 г
|
Идентификационные метки шатуна:
|
Цвет метки
|
Зазор подшипника
|
– I
|
Голубой
|
0,025 – 0,054 мм
|
– II
|
Черный
|
0,027 – 0,056 мм
|
– III
|
Коричневый
|
0,029 – 0,058 мм
|
Коленчатый вал
Осевой люфт
|
0,06 – 0,30 мм
|
Диаметры коренных шеек:
|
– 1-ая группа размеров
|
51,928 – 51,938 мм
|
– 2-ая группа размеров
|
51,918 – 51,928 мм
|
Рабочий зазор коренного подшипника
|
0,030 – 0,080 мм
|
Рабочий зазор подшипника нижней головки шатуна
|
0,025 – 0,100 мм
|
Система смазки
Минимально допустимое давление масла при оборотах холостого
хода и температуре двигателя 80°С
|
2,0 бар
|
Зазор между внешним ротором насоса и корпусом насоса
|
0,24 – 0,36 мм.
|
Зазор между внутренним и внешним ротором
|
0,13 – 0,15 мм
|
Осевой люфт роторов
|
0,035 – 0,1 мм
|
Термостат теплообменника моторного масла:
|
– температура начала открытия
|
80,5 – 83,5 °С
|
– температура полного открытия
|
95 °С
|
Система охлаждения
Термостат
|
С двумя клапанами
|
Обозначение:
|
– основной клапан
|
88
|
– дополнительный клапан
|
85
|
Температура начала открытия:
|
– основной клапан
|
86 – 90 °С
|
– дополнительный клапан
|
83 – 87 °С
|
Температура полного открытия
|
100 °С
|
Моменты затягивания
Гайки крепления крышек подшипников распределительного
вала
|
19 Нм
|
Болты крепления крышки головки блока цилиндров
|
8 Нм
|
Болт крепления шкива распределительного вала
|
10 Нм
|
Болты крепления водяного насоса
|
20 Нм
|
Болты крепления шкива водяного насоса
|
10 Нм
|
Крышка подшипника нижней головки шатуна:
|
– стадия 1
|
25 Нм
|
– стадия 2
|
Довернуть на угол 100°
|
– стадия 3
|
Довернуть на угол 15°
|
Болты крепления шкива коленчатого вала
|
20 Нм
|
Болты крепления корпуса заднего уплотнительного кольца коленчатого
вала
|
10 Нм
|
Болты крепления шкива коленчатого вала
|
196 Нм
|
Болты крепления головки блока цилиндров:
|
– стадия 1
|
40 Нм
|
– стадия 2
|
Довернуть на угол от 60 до 75°
|
– стадия 3
|
Довернуть на угол от 60 до 75°
|
Гайка шкива топливного насоса
|
69 Нм
|
Главные болты крепления крышки подшипников
|
88 Нм
|
Передняя правая подвеска силового агрегата:
|
– болты крепления подвески к двигателю
|
60 Нм
|
– болты крепления подвески к нижней раме
|
45 Нм
|
Задняя опора:
|
– болты крепления к скобе
|
45 Нм
|
– болты крепления к нижней раме
|
20 Нм
|
– болты крепления к коробке передач
|
60 Нм
|
Болты крепления коробки передач к двигателю:
|
– болты М8
|
20 Нм
|
– болты М10
|
40 Нм
|
– болты М12
|
60 Нм
|
Болты крепления маховика:
|
– стадия 1
|
30 Нм
|
– стадия 2
|
Довернуть на угол 45 – 60°
|
Болты крепления центральной части масляного радиатора
|
49 Нм
|
Масляный фильтр
|
15 Нм
|
Болты крепления предохранительного клапана давления
|
40 Нм
|
Винты крепления крышки масляного насоса
|
10 Нм
|
Болты крепления трубы маслоприемника
|
19 Нм
|
Гайка крепления шкива масляного насоса
|
44 Нм
|
Болты крепления масляного поддона
|
10 Нм
|
Маслосливная пробка
|
78 Нм
|
Болты крепления кожуха зубчатого ремня
|
8 Нм
|
Болты крепления холостого шкива зубчатого ремня
|
76 Нм
|
Болты крепления шкива механизма натяжения зубчатого ремня
|
19 Нм
|
|