3.1.2.9.3. Монтаж и проверка зазоров в коренных подшипникахПодбор вкладышей новых коренных подшипников
Предупреждение
Описание касается только
коренных подшипников стандартного размера. Ремонтные вкладыши на размерные группы
не подразделяются.
Новые коренные подшипники подбираются в соответствии с кодами идентификации, нанесенными
на коленвал и на блок цилиндров.
|
На коленвале коды нанесены на щеке шейки 1-го
цилиндра (со стороны крышки цепи). Код из пяти цифр относится к диаметрам
коренных подшипников, – первая цифра означает код для 1-й коренной шейки
коленвала, а пятая – код для 5–й шейки. |
Предупреждение
В некоторых двигателях
на щеке коленвала также нанесены коды из четырех цифр, которые указывают на
размерную группу шатунных подшипников (см. подраздел 3.2.2.10.2).
|
На блоке цилиндров размерные коды выбиты в
основании со стороны маховика. |
Чтобы подобрать вкладыши коренных подшипников надо узнать размерную группу для
расточки под вкладыш, выбитый на блоке цилиндров, и код размерной группы соответствующей
коренной шейки, который нанесен на коленвале, а затем по прилагаемой таблице определить
нужный вкладыш, ориентируясь по цветовой маркировке, которая в виде точки наносится
на его боковую поверхность.
Код на коленвале
|
Код на блоке цилиндров
|
Маркировка коренного вкладыша
|
0
|
0
|
черная
|
0
|
1
|
коричневая
|
0
|
2
|
зеленая
|
1
|
0
|
коричневая
|
1
|
1
|
зеленая
|
1
|
2
|
желтая
|
2
|
0
|
зеленая
|
2
|
1
|
желтая
|
2
|
2
|
синяя
|
Проверка зазоров в коренных подшипниках
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Очистите наружную поверхность
новых коренных вкладышей, поверхности расточек под вкладыши в блоке
цилиндров и в крышках коренных подшипников. |
|
2. Установите верхние вкладыши,
совместив выступы с углублениями в блоке цилиндров (стрелка). |
|
3. Установите в крышки нижние вкладыши, также
совместив выступ с углублением (указано стрелкой). |
4. Запрещается прикасаться к рабочей
поверхности вкладышей пальцами. Имейте в виду, что на всех верхних
коренных вкладышах предусмотрены смазочная канавка и отверстие для
подвода масла. Нижние вкладыши сплошные. Если зазор будет проверяться
на старых вкладышах, то проследите, чтобы они были установлены на
прежние места. |
5. Зазор можно проверить двумя способами. |
6. При определении зазора первым
способом установите крышки (или каркас крышек) коренных подшипников
вместе с вкладышами на блок цилиндров, затяните болты с заданным моментом
и измерьте внутренний диаметр каждой собранной пары вкладышей. Зазор
в коренных подшипниках определяется как разность этого диаметра и
диаметра коренных шеек коленвала. |
7. Второй способ (более точный)
состоит в применении пластмассовой калибровочной проволоки. |
8. Установив на место коренные вкладыши,
осторожно поставьте коленвал. Коренные шейки должны быть сухими и
чистыми. |
|
9. Приготовьте несколько отрезков
калибровочной пластмассовой проволоки Plastigage, длина которых немного
меньше ширины коренных подшипников, и положите по одному отрезку на
каждую коренную шейку коленвала параллельно его оси. |
10. Установите по крышки с нижними
вкладышами, не нарушая их ориентацию. |
|
11. Затяните болты с заданным
моментом, в указанной последовательности. Затягивайте болты с одинаковым,
постоянно возрастающим усилием. Во время затяжки положение отрезка
проволоки измениться не должно, поворот коленвала не допускается. |
12. В последовательности обратной
указанной отверните болты крышек, отворачивая на один оборот за прием. |
13. Снимите крышки (или каркас),
не нарушив положения сплющенных проволок и не допуская поворота коленвала. |
|
14. Сравните ширину раздавленных
проволок со шкалой на упаковке и определите зазор в коренном подшипнике.
Сравните с нормативным значением. |
15. Если зазор отличается от нормативного,
то причиной может быть неправильный подбор вкладышей (или их повышенный
износ, если проверялись вкладыши бывшие в эксплуатации). |
16. Перед тем как прийти к выводу
о необходимости замены вкладышей убедитесь в том, что между крышками
или блоком цилиндров и вкладышем при измерении отсутствовали грязь
или масло. |
17. Если ширина сплющенной проволоки
с одного края больше, то это указывает на конусность шейки. |
18. Если зазор отличается от нормы
при измерениях со старыми вкладышами, то повторите измерения с новыми
вкладышами. |
19. Если же и с новыми вкладышами
зазор превышает норму, то следует обратиться за консультацией в службу
автосервиса. Может понадобиться перешлифовать шейки коленвала и заменить
вкладыши ремонтными. |
20. При необходимости приобретите
вкладыши соответствующей размерной группы и повторите процедуру измерения
зазора в коренных подшипниках. |
21. По окончании соскоблите остатки
калибровочной проволоки с коренных шеек коленвала, не повредив при
этом поверхность. |
|
Окончательная установка коленвала
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Осторожно достаньте коленвал
из блока цилиндров. |
2. Установите вкладыши коренных
подшипников на места. |
3. Если устанавливаются новые вкладыши,
то тщательно промойте их в керосине. |
4. Протрите насухо вкладыши и
шатуны. |
|
5. Обильно смажьте свежим маслом
для двигателя поверхности вкладышей, установленных в блок цилиндров. |
6. Смажьте тонким слоем консистентной
смазки упорные полукольца и прикрепите их по обеим сторонам 3-го коренного
подшипника. |
|
7. Обратите внимание на то, чтобы
смазочные канавки на обоих полукольцах были обращены в сторону от
блока цилиндров. |
8. Установите коленвал в блок цилиндров
и проверьте осевой люфт. |
9. Тщательно очистите от смазки
разъемные плоскости крышек коренных подшипников и блока цилиндров. |
10. Смажьте свежим маслом для двигателя
поверхности нижних вкладышей. Убедитесь, что установочные выступы
на вкладышах заходят в углубления в крышках. |
11. Установите крышки на прежние
места, ориентируясь по нанесенным меткам. |
12. Затяните болты от руки. |
|
13. Затяните болты крышек в указанной
последовательности примерно до половины заданного момента. Затем,
повторив процедуру, затяните болты до заданного момента. |
14. Проверьте свободу вращения коленвала. |
15. Установите шатуны с поршнями. |
16. Нанесите метку, указывающую
глубину посадки сальника в держателе и достаньте сальник, поддев его
отверткой. |
17. Запрессуйте новый сальник легкими
ударами молотка, на глубину, которая соответствует нанесенной метке. |
18. Нанесите на разъемную поверхность
держателя сальника полоску герметика и установите на блок цилиндров.
|
19. Затяните болты с заданным моментом. |
20. Установите маховик, цепи привода
распредвалов и масляный поддон. |
|
|