3.3. Двигатель V6Моторный отсек с двигателем V6 2,8 дм3
1 – аккумулятор,
2 – стойка,
3 – воздушный фильтр,
4 – измеритель потока воздуха,
5 – фары,
6 – шильдик регулировок,
7 – крышка дополнительной фары,
8 – шланг вентиляции картера,
9 – крышка дросселя,
10 – выключатель "kick-down" и трос акселератора,
11 – камера повышенного давления,
12 – клапан управления оборотами
холостого хода,
13 – верхний шланг радиатора,
14 – маслозаливная крышка,
15 – бачок гидроусилителя рулевого управления,
16 – звуковой сигнал,
17 – датчик уровня жидкости омывателя, |
18 – насос омывателя ветрового стекла,
19 – бачок омывателя,
20 – датчик уровня охлаждающей жидкости,
21 – расширительный бачок,
22 – держатели двигателя,
23 – шланг отопителя,
24 – привод гидравлической тормозной системы,
25 – бачок для тормозной жидкости,
26 – гидравлический аккумулятор тормозной системы,
27 – блок предохранителей,
28 – двигатель стеклоочистителя,
29 – заборник отопителя,
30 – регулятор давления топлива,
31 – крышка распределителя,
32 – измеритель уровня масла,
33 – измеритель уровня масла в автоматической коробке передач |
Двигатель V6 с верхним расположением клапанов и нижним расположением распределительного
вала в блоке цилиндров двигателя, который приводится в действие через косозубую
шестеренчатую передачу от коленчатого вала (двигатель V6 2,8 дм3)
или цепью (двигатели V6 2,4 и 2,8 дм3).
Головки блока цилиндров установлены таким образом, что впускной коллектор расположен
между ними, а выпускные коллекторы с внешних сторон коллекторов.
Блок цилиндров изготовлен из чугуна. В нижней части блока расположен масляный
поддон, отштампованный из листовой стали или отлитый из алюминиевого сплава.
Поршни из алюминиевого сплава, соединенные с коленчатым валом посредством шатунов
двутаврового сечения.
Коленчатый вал вращается в четырех подшипниках, осевой люфт регулируется упорными
полукольцами, установленными на третьем коренном подшипнике.
Смазка под давлением осуществляется с помощью двухроторного масляного насоса.
ДВИГАТЕЛЬ
Основные параметры
Двигатель
|
2,4 V6
|
2,8 V6
|
2,9 V6
|
2,9 V6
|
2,9 V6
|
Обозначение
|
АКС
|
|
BRC
|
BRD
|
BRE
|
Диаметр цилиндра, (мм)
|
84,00
|
93,00
|
93,00
|
93,00
|
93,00
|
Ход поршня, (мм)
|
72,00
|
68,50
|
71,99
|
71,99
|
71,99
|
Объем, (см3)
|
2394
|
2792
|
2933
|
2933
|
2933
|
Степень сжатия
|
9,5
|
9,2
|
9,5
|
9,0
|
9,0
|
Давление сжатия, (МПа)
|
|
1,15 – 1,25
|
|
|
|
Номинальная мощность:
|
– кВт при об/мин.
|
96 при 5800
|
110 при 5800
|
110 при 5700
|
107 при 5500
|
107 при 5500
|
– л.с. при об/мин.
|
131 при 5800
|
150 при 5800
|
150 при 5700
|
146 при 5500
|
146 при 5500
|
Максимальный крутящий момент (Нм при об/мин.)
|
193 при 3000
|
216 при 3000
|
233 при 3000
|
222 при 3000
|
226 при 3000
|
ГОЛОВКА БЛОКА ЦИЛИНДРОВ
Головка выполнена из специального алюминиевого сплава.
Обозначение:
|
– двигатель 4,8 дм3
|
H
|
– двигатель 2,8 дм3
|
EN
|
– двигатель 2,9 дм3 (BRC)
|
F
|
– двигатель 2,9 дм3 (BRD и BRE)
|
K
|
Седла клапанов:
|
– угол рабочей фаски клапанов
|
44,30 – 45,00°
|
– ширина рабочей фаски седла клапана
|
1,61 – 2,33 мм
|
Перешлифование нижней плоскости головки блока цилиндров не предусмотрено.
КЛАПАНЫ
Размеры впускных клапанов
Наименование
|
V6 2,4 дм3
и 2,9 BRC
|
V6 2,8 дм3
|
V6 2,9 дм3
|
Диаметр тарелки, мм
|
39,67 – 40,00
|
41,85 – 42,24
|
41,85 – 42,24
|
Длина клапана, мм
|
106,2 – 106,9
|
105,25 – 106,96
|
104,7 – 105,4
|
Диаметр стержня, мм:
|
– стандартный
|
8,025 – 8,043
|
8,025 – 8,043
|
8,025 – 8,043
|
– увеличенный на 0,2, 0,4, 0,6 и 0,8 мм
|
Зазор стержня в направляющей: 0,020 – 0,063 мм.
Размеры выпускных клапанов
Наименование
|
V6 2,4 дм3
и 2,9 BRC
|
V6 2,8 дм3
|
V6 2,9 дм3
|
Диаметр тарелки, мм
|
33,83 – 34,21
|
35,83 – 36,21
|
41,85 – 42,24
|
Длина клапана, мм
|
106,1 – 107,1
BRC 106,8 – 107,8
|
105,20 – 106,20
|
104,6 – 105,6
|
Диаметр стержня, мм:
|
– стандартный
|
7,999 – 8,017
|
7,999 – 8,017
|
7,999 – 8,017
|
– увеличенный на 0,2, 0,4, 0,6 и 0,8 мм
|
Идентификация маслоотражательных колпачков по цвету
Стандартный размер
|
Белый
|
Увеличенный на 0,2 мм
|
Красный
|
Увеличенный на 0,4 мм
|
Синий
|
Увеличенный на 0,6 мм
|
Зеленый
|
Увеличенный на 0,8 мм
|
Черный
|
Рабочий зазор клапанов (при холодном двигателе)
Впускной клапан
|
0,35 мм
|
Выпускной клапан
|
0,40 мм
|
Зазор стержня в направляющей: 0,046 – 0,089 мм.
Пружины клапанов
Применены одинаковые пружины для впускных и выпускных клапанов.
Свободная длина:
|
– двигатель 2,4 дм3
|
55,12 мм
|
– двигатель 2,8 дм3
|
52,50 мм
|
– двигатель 2,9 дм3 (BRC)
|
52,50 мм
|
– двигатель 2,9 дм3 (BRD и BRE)
|
53,00 мм
|
БЛОК ЦИЛИНДРОВ ДВИГАТЕЛЯ
Блок цилиндров двигателя отлит из чугуна. Цилиндры выполнены непосредственно
в блоке цилиндров.
Обозначение:
|
– двигатель 2,4 дм3
|
D
|
– двигатель 2,8 дм3
|
E
|
– двигатель 2,9 дм3
|
F
|
Диаметр постели коренных подшипников:
|
– стандартный
|
60,620 – 60,640 мм
|
– увеличенный
|
61,000 – 61,020 мм
|
Диаметр постели подшипников распределительного вала:
|
– переднего
|
47,025 – 47,060 мм
|
– переднего центрального
|
46,645 – 46,680 мм
|
– заднего центрального
|
46,265 – 46,300 мм
|
– заднего
|
45,885 – 45,920 мм
|
Диаметры цилиндров (мм)
Двигатель
|
2,4 дм3
|
2,8 и 2,9 дм3
|
Диаметры номинальные стандартные:
|
– группа 1
|
84,000 – 84,010
|
93,010 – 93,020
|
– группа 2
|
84,010 – 84,020
|
93,020 – 93,030
|
– группа 3
|
84,020 – 84,030
|
93,030 – 93,040
|
– группа 4
|
84,030 – 84,040
|
93,040 – 93,050
|
– служебный
|
84,030 – 84,040
|
93,040 – 93,050
|
Диаметры увеличенные:
|
– группа А
|
84,510 – 84,520
|
93,520 – 93,530
|
– группа В
|
84,520 – 84,530
|
93,530 – 93,540
|
– группа С
|
84,530 – 84,540
|
93,540 – 93,550
|
Диаметры ремонтных размеров:
|
– с допуском 0,5
|
84,530 – 84,540
|
93,540 – 93,550
|
– с допуском 1,0
|
85,030 – 85,040
|
94,040 – 94,050
|
КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ
Коленчатый вал
Стальной коленчатый вал опирается на четыре подшипника.
Измерение следует проводить при помощи измерительных стержней Plastigage.
Осевой люфт
|
0,08 – 0,20 мм
|
Диаметры шеек коренных подшипников
|
56,980 – 57,00 мм
|
Зазор в коренных подшипниках
|
0,008 – 0.062 мм
|
Диаметры шатунных шеек
|
53,980 – 54,000 мм
|
Зазор в шатунных подшипниках
|
0,006 – 0,064 мм
|
Ширина опорного подшипника (3-го)
|
26,39 – 26,44 мм
|
Допустимое уменьшение диаметра коренных и шатунных шеек (кроме
двигателя 2,8 дм3)
|
0,254 мм
|
Маховик
Маховик закреплен на фланце коленчатого вала шестью болтами.
Шатуны
Шатуны выкованы из стали, и в сечении имеют двутавровый профиль. Поршневой палец
запрессован в головке шатуна.
Диаметр отверстия головки шатуна
|
23,958 – 23,976 мм
|
Натяг пальца в головке шатуна
|
0,018 – 0,039 мм
|
Температура нагрева головки шатуна в процессе установки пальца
|
250° – 300° С
|
Диаметр отверстия основания шатуна
|
56,820 – 56,840 мм
|
Допустимая неперпендикулярность оси отверстий относительно
оси шатуна:
|
– отверстие головки
|
0,10 мм
|
– отверстие основания
|
0,15 мм
|
Поршни
Метод установки: стрелка на дне поршня должна быть направлена в сторону передней
части двигателя (в сторону привода системы газораспределения).
Размеры поршней (мм)
Двигатель
|
2,4 дм3
|
2,8 и 2,9 дм3
|
Диаметры номинальные стандартные:
|
– группа 1
|
83,962 – 83,972
|
92,972 – 92,982
|
– группа 2
|
83,972 – 83,982
|
92,982 – 92,992
|
– группа 3
|
83,982 – 83,992
|
92,992 – 93,002
|
– группа 4
|
83,992 -84,002
|
93,002 – 93,012
|
– служебный
|
83,978 – 84,002
|
93,000 – 93,020
|
Диаметры ремонтных размеров:
|
– с допуском 0,5
|
84,478 – 84,502
|
93,500 – 93,520
|
– с допуском 1,0
|
84,978 – 85,002
|
94,000 – 94,020
|
Зазор новых поршней в цилиндрах
|
0,028 – 0,048
|
0,020 – 0,050
|
Поршневые пальцы
Пальцы, изготовлены из стали и подвергнуты термической обработке, запрессованы
в головках шатунов (горячий монтаж при температуре головки 250°–300° С) и проворачиваются
в ступицах поршня.
Диаметр (мм):
|
– обозначение красным цветом
|
23,994 – 23,997
|
– обозначение синим цветом
|
23,997 – 24,000
|
Зазор в ступицах поршня
|
0,008 – 0,014 мм
|
Натяг в головке шатуна
|
0,018 – 0,042 мм
|
Поршневые кольца
Каждый поршень имеет три кольца: два уплотнительных и одно маслосъемное.
Зазор замка уплотнительных колец (установленных в цилиндре):
|
– двигатель 2,4 и 2,9 дм3
|
0,3 – 0,5 мм
|
– двигатель 2,8 дм3
|
0,38 – 0,58 мм
|
Зазор замка маслосъемного кольца
|
0,40 – 1,40 мм
|
Расположение замков колец:
|
– уплотнительных
|
по 150° (в противоположные стороны) относительно замка
маслосъемного кольца
|
– маслосъемного
|
замок распирающей пружины устанавливается в соответствии
с направлением стрелки на дне поршня; замки верхней и нижней пластин устанавливаются
по 25 мм вправо и влево от направления стрелки
|
СИСТЕМА ГАЗОРАСПРЕДЕЛЕНИЯ
Распределительный вал расположен в блоке цилиндров, приводит в движение клапана
посредством толкателей и рычагов клапанов и приводится в действие шестеренчатой
или цепной передачей.
Рабочий зазор клапанов (в холодном состоянии):
|
– впускных
|
0,35 мм
|
– выпускных
|
0,40 мм
|
Фазы распределения
Двигатель
|
2,4 дм3
и 2,9 BRC
|
2,8 дм3
|
2,9 дм3 BRD и BRE
|
OZD
|
24° перед ВМТ
|
26° 30' перед ВМТ
|
30° перед ВМТ
|
ZZD
|
64° после НМТ
|
69° 30' после НМТ
|
66° после НМТ
|
OZW
|
66° перед НМТ
|
75° 30' перед НМТ
|
76° перед НМТ
|
ZZW
|
22° после ВМТ
|
22° 30' после ВМТ
|
20° после ВМТ
|
OZD и ZZD – соответственно открытие и закрытие впускного клапана;
OZW и ZZW – соответственно открытие и закрытие выпускного клапана;
ВМТ и НМТ – соответственно верхняя и нижняя мертвые точки.
Распределительный вал
Распределительный вал вращается в четырех подшипниках.
Диаметры подшипников распределительного вала:
|
– переднего
|
43,903 – 43,923 мм
|
– переднего центрального
|
43,522 – 43,542 мм
|
– заднего центрального
|
43,141 – 43,161 мм
|
– заднего
|
42,760 – 42,780 мм
|
Внутренние диаметры втулок подшипников:
|
– переднего
|
43,948 – 43,968 мм
|
– переднего центрального
|
43,567 – 43,587 мм
|
– заднего центрального
|
43,186 – 43,206 мм
|
– заднего
|
42,805 – 42,825 мм
|
Осевой люфт распределительного вала
|
0,02 – 0,10 мм
|
Толщина упорного фланца распределительного вала:
|
– красного
|
3,960 – 3,985 мм
|
– синего
|
3,986 – 4,011 мм
|
Толщина прокладок распределительного вала:
|
– красной
|
4,075 – 4,100 мм
|
– синей
|
4,101 – 4,125 мм
|
Подъем кулачков:
|
– впускного:
|
двигатель 2,4 дм3
|
6,72 мм
|
двигатель 2,8 дм3
|
6,70 мм
|
двигатель 2,9 дм3
(BRC)
|
6,72 мм
|
двигатель 2,9 дм3
(BRD и BRE)
|
6,54 мм
|
– выпускного
|
6,6 мм
|
двигатель 2,4 дм3
|
6,72 мм
|
двигатель 2,8 дм3
|
6,60 мм
|
двигатель 2,9 дм3
(BRC)
|
6,72 мм
|
двигатель 2,9 дм3
(BRD и BRE)
|
6,54 мм
|
Высота кулачков:
|
– впускного:
|
двигатель 2,4 дм3
|
36,08 – 36,25 мм
|
двигатель 2,8 дм3
|
35,995 – 36,165 мм
|
двигатель 2,9 дм3
(BRC)
|
36,08 – 36,25 мм
|
двигатель 2,9 дм3
(BRD и BRE)
|
36,22 – 36,41 мм
|
– выпускного:
|
двигатель 2,4 дм3
|
36,08 – 36,25 мм
|
двигатель 2,8 дм3
|
35,895 – 36,065 мм
|
двигатель 2,9 дм3
(BRC)
|
36,08 – 36,25 мм
|
двигатель 2,9 дм3
(BRD и BRE)
|
36,22 – 36,41 мм
|
СИСТЕМА СМАЗКИ
Смазку под давлением обеспечивает роторный масляный насос, в корпусе которого
находится перепускной клапан.
Минимальное давление масла (при температуре 80° С):
|
– при 750 об/мин.
|
0,1 МПа
|
– при 2000 об/мин.
|
2,5 МПа
|
Давление открытия перепускного клапана (при 1000 об/мин.)
|
0,40 – 0,47 МПа
|
Давление загорания контрольной лампочки давления масла
|
0,03 МПа – 0,06 МПа
|
Объем моторного масла в двигателе, дм3:
|
– с заменой фильтра
|
4,25
|
– без замены фильтра
|
4,00
|
Масляный насос
Роторный масляный насос, с внутренним расположением зубьев, приводится в действие
от распределительного вала.
Зазор шестерни с внутренним расположением зубьев относительно
корпуса
|
0,150 – 0,300 мм
|
Зазор между зубьями шестерен
|
0,05 – 0,20 мм
|
Осевой зазор шестерен
|
0,003 – 0,100 мм
|
СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
Замкнутый контур охлаждения с незамерзающей жидкостью содержит радиатор, расширительный
бачок, насос охлаждающей жидкости, термостат и вентилятор.
Радиатор и расширительный бачок
Радиатор с поперечным потоком имеет бачки из искусственного материала. Расширительный
бачок изготовлен из прозрачного материала и имеет обозначения максимального
и минимального уровней охлаждающей жидкости.
Давления открытия клапана избыточного давления в пробке расширительного
бачка
|
120 – 150 кПа
|
Насос охлаждающей жидкости
Центробежный насос охлаждающей жидкости, расположенный на передней крышке блока
цилиндров, приводится в действие клиновым ремнем вместе с генератором.
Термостат
Температура начала открытия
|
79° – 83° С
|
Температура полного открытия
|
102 ± 3° С
|
Охлаждающая жидкость
Количество
|
8,6 дм3
|
Тип
|
смесь специальной незамерзающей жидкости Ford SSM 97
B 9103 A (50%) и дистиллированной воды (50%) образуют защиту до -30° С
|
Периодичность замены
|
каждые 60 000 км пробега автомобиля или раз в два года
|
МОМЕНТЫ ЗАТЯГИВАНИЯ
Болты крышек коренных подшипников
|
90 – 104 Нм
|
Болты шатунов
|
26 – 33 Нм
|
Болт шкива коленчатого вала
|
115 – 130 Нм
|
Болт шестерни распределительного вала
|
42 – 50 Нм
|
Болты упорного фланца распределительного вала
|
17 – 21 Нм
|
Болты маховика
|
67 – 70 Нм
|
Болты крепления демпфера к коленчатому валу:
|
– 1-й этап
|
40 – 50 Нм
|
– 2-й этап
|
довернуть на угол 90°
|
Болты крепления масляного насоса
|
14 – 17 Нм
|
Болты крышки масляного насоса
|
9 – 13 Нм
|
Болты масляного поддона:
|
– 1-й этап
|
4 – 6 Нм
|
– 2-й этап
|
7 – 10 Нм
|
Пробка слива масла в масляном поддоне
|
21 – 28 Нм
|
Датчик давления масла
|
12 – 15 Нм
|
Маслоохладитель
|
20 – 40 Нм
|
Болты осей коромысел
|
62 – 70 Нм
|
Болты
головки блока цилиндров (Torx):
|
– 1-й этап
|
35 – 40 Нм
|
– 2-й этап
|
70 – 75 Нм
|
– 3-й этап (спустя 10 – 20 мин)
|
довернуть на угол 90°
|
Крышка системы газораспределения к блоку цилиндров
|
17 – 21 Нм
|
Крышка системы газораспределения к промежуточному фланцу
|
13 – 17 Нм
|
Промежуточный фланец к блоку цилиндров
|
17 – 21 Нм
|
Впускной коллектор
|
17 – 21 Нм
|
Выпускной коллектор
|
21 – 25 Нм
|
Свечи зажигания
|
20 – 28 Нм
|
Корпус термостата
|
17 – 21 Нм
|
Болты крышки головки блока цилиндров
|
6 – 8 Нм
|
|