3.4.17. Турбо докторПравило N1: даже на думайте о ремонте турбокомпрессора в домашних условиях.
Правило N2: заменить неисправный турбокомпрессор на новый вы сможете
без особого труда.
Не так давно были те времена, когда автомобиль с турбокомпрессором автоматически
зачислялся в ранг самых спортивных, самых заряженных и, разумеется, самых дорогих.
Дистанция огромного размера пройдена за последние 15 лет и сегодня практически
не найти современного дизельного двигателя, не имеющего рядом с собой подобного
агрегата.
Несмотря на то, что детали турбокомпрессора работают при температурах до 800°
С и скоростях в 50 000–85 000 оборотов в минуту, они достаточно надежны. Однако
и они изнашиваются и стареют, и первые агрегаты турбонаддува (они стали действительно
массовыми 5–7 лет назад) уже выходят из строя и, иногда, это сопровождается
серьезными последствиями.
Однако, не всегда стоит винить турбокомпрессор в том, что двигатель вдруг стал
терять мощность. Причиной этому может стать банальный хомут, ослабевший и слетевший
с трубопровода, или пробитое уплотнение.
Чаще всего, тем не менее, причиной снижения мощности силового агрегата является
неисправный турбокомпрессор. Не стоит пробовать его ремонтировать, а вот заменить
его вполне под силу на большинстве из распространенных автомобилей.
В общем и целом, дизельные двигатели проще в этом виде ремонта, чем бензиновые,
благодаря простоте их конструкции. Самые же удобные – полноприводные автомобили,
имеющие предостаточно ремонтного пространства вокруг двигателя.
Самые сложные – "заряженные" спортивные модели, особенно те, которые
оснащены двойными турбонагнетателями. Стандартная работа по их замене у дилера
у этом случае рассчитана на 12 часов. Для моделей такой сложности рекомендуется
даже и не думать о ремонте в домашних условиях, и многие из профессионалов отказываются
за него браться, если не имеют полного комплекта необходимых инструментов и
приспособлений.
Тем не менее, не стоит пасовать и заранее сдаваться. На большинстве моделей
замена турбокомпрессора может быть произведена самостоятельно. Главной проблемой
будут переполненные агрегатами моторные отсеки с ограниченным доступом к двигателю.
Ловкость рук и S-образный ключ помогут здесь лучше всяких специальных инструментов.
Как и любая работа по ремонту, замена турбокомпрессора требует сосредоточенности
и методичности. Начинте с того, что освободите доступ к агрегатам от трубопроводов,
проводов и других вспомогательных узлов. Свободного места вам потребуется много,
так как необходимо будет снять четыре (иногда – три) гайки выпускного коллектора,
приемную трубу, три трубопровода подачи и слива масла, и все трубопроводы подачи
воздуха. Турбокомпрессоры с водяным охлаждением еще сложнее из-за дополнительных
деталей.
Один из неизбежных спутников жизни турбокомпрессора – высокие рабочие температуры.
Вследствие этого гайки крепления к выпускному коллектору "привариваются"
почти намертво и требуется применить значительное количество препарата типа
WD 40 перед началом работы с ними. После замены главного агрегата следует в
обязательном порядке заменить гайки на новые, сделанные из нержавеющей стали.
Если они будут из обычной стали, то в следующий раз, вероятно, открутить их
будет практически невозможно.
Шпильки могут провернуться на несколько оборотов при откручивании гаек, или
даже вывернуться полностью. Тщательно проверьте, не произошло ли перекосов и
повреждения резьбы. Если такое произошло – восстановите резьбу и заверните шпильки
на место до упора.
Не все конструкции турбокомпрессоров предусматривают уплотнительную прокладку
в месте соединения с выпускным коллектором. Поэтому не удивляйтесь, если вы
не нашли ее при демонтаже этого агрегата на вашем автомобиле. Если же прокладка
все-таки была, обязательно установите новую при последующей сборке.
Сняв турбокомпрессор, проверьте все освободившиеся маслопроводы. Для этого
попросите кого-либо включить стартер (сняв высоковольтные провода с двигателя,
чтобы исключить возможность его пуска), а сами убедитесь в том, что масло подается
свободно. Установив новый турбокомпрессор, проделайте эту процедуру еще раз,
чтобы масло поступило к его подшипникам до начала "настоящей" работы.
Подшипники турбокомпрессора без масла – даже на секунду это худшее, что он может
испытать в своей жизни!
|