4.5. Какие ядовитые вещества образуются?
- Угарный газ (СО) является самым токсичным соединением, образующимся при
работе двигателя, поэтому производятся замеры содержания его в отработанных
газах. При работе дизеля также вырабатывается угарный газ при неполном сгорании
топлива, однако, в сравнительно небольших количествах (на две трети меньше,
чем в бензиновом двигателе с отрегулированным катализатором!).
- Вырабатывается углеводород (CН), если пламя свечи зажигания гаснет на непрогретом
двигателе. В основном углеводород образуется при слишком обогащенной или обедненной
смеси. Дизель вырабатывает это соединение в незначительном количестве.
- Окислы азота (NO
х
) образуются прежде всего благодаря тому, что
воздух состоит на 3/4 из азота. Их доля значительно возрастает при высоких
температурах горения, на которых работает дизель. По сравнению с бензиновым
двигателем с катализатором дизель производит примерно в два раза больше окислов
азота.
- Частицы сажи являются типичным явлением для дизеля, в связи с его принципом
работы. Они состоят из несгоревших углеводородов и золы. Образование сажи
усиливается при высокой нагрузке двигателя и низкой частоте вращения. Опасным
является свойство сажи перемещать вредные для здоровья углеводородные соединения,
в связи с чем дизель и получил свою славу двигателя с тяжелым запахом.
- Двуокись серы (SO
2
) образуется в незначительных количествах
из-за содержания серы в дизельном топливе.
Воздействие вредных веществ
- Угарный газ опасен при вдыхании и может привести к смерти в закрытом помещении!
В воздухе угарный газ относительно быстро взаимодействует с кислородом и образует
безвредный углекислый газ (CO
2
).
- Углеводородные соединения представляют собой широкий спектр веществ, начиная
от безвредных и заканчивая канцерогенными соединениями, образующимися при
работе дизеля, которые могут привести к возникновению рака. В воздухе углеводородные
соединения в сочетании с окислами азота образуют смог (тяжело растворимые
облака выхлопных газов).
- Окислы азота приводят в определенных концентрациях к раздражению органов
дыхания. При взаимодействии с водой образуют азотную кислоту (кислотные дожди).
- Частицы сажи имеют неприятное свойство впитывать в себя вредные для здоровья
(возможно, являющиеся возбудителями рака) соединения углеводорода и переносить
их в атмосферу. Соединения углеводорода придают тяжелый запах выхлопу дизеля.
- Двуокись серы, взаимодействуя с кислородом из воздуха, образует серную
или сернистую кислоту, оба вида кислот участвуют в образовании кислотных дождей.
Правда, транспорт образует лишь 3% сернистых кислот (SO
2
).
Нейтрализация выхлопных газов
Топливо состоит из углерода и водорода. При сгорании в двигателе углерод взаимодействует
с кислородом из воздуха и образует двуокись углерода (CО
2
). Водород
(H), взаимодействуя с кислородом (O
2
), образует пары воды (H
2
O).
Из одного литра топлива получается около 0,9 литра воды, которая находится не
в обычном состоянии из-за высокой температуры отработанных газов, а выходит
из глушителя в виде паров. На холодном двигателе, особенно в холодное время
года, хорошо виден выхлоп белого цвета, содержащий конденсат воды.
Хотя дизельный двигатель имеет несколько отличный от бензиновых двигателей принцип
работы, но и он вырабатывает вредные вещества.
|