3.23. Проверка состояния и замена свечей зажигания
Инструменты, необходимые при замене свечей зажигания
|
Если оригинальные свечи
после проверки состояния будут вновь устанавливаться на двигатель, они
должны вворачиваться строго в прежние цилиндры, - произведите соответствующую
маркировку.
|
Общая информация
|
Свеча зажигания представляет из себя металлическую
оболочку, обрамляющую керамический (фарфоровый) изолятор. В осевой части
изолятора предусмотрен вертикальный канал внутрь которого заправлен штырь
центрального электрода. Верхняя часть штыря подключается к резьбовому
наконечнику, вворачиваемому в верхнюю часть изолятора, нижняя выступает
снизу, образуя рабочую часть электрода. Боковой электрод приварен непосредственно
к металлу оболочки свечной сборки и, загибаясь под 90° выходит к центральной
части нижней торцевой поверхности свечи, располагаясь непосредственно
над торцом рабочей части центрального электрода. Воздушный зазор, образуемый
между двумя электродами получил название межэлектродного и является одним
из главных, рабочих параметров свечи. Величина зазора должна выставляться
строго в соответствии с нормативными требованиями, определяемыми типами
свечей и двигателя. При подаче на свечу ВВ напряжения ( 20 ÷ 50
кВ) от катушки зажигания в между электродами образуется искра, обеспечивающая
воспламенение воздушно-топливной смеси в камере сгорания двигателя. Интенсивность
искрообразования собственно и определяется величиной межэлектродного зазора.
|
|
Еще одним из основоопределяющих параметров
любой свечи является ее калильное число. Калильное число определяет способность
свечи к рассеиванию тепла. Чем длиннее нижняя резьбовая часть оболочки
свечи (чем глубже заправляются электроды в камеру сгорания), тем горячее
будет ее рабочая температура. Установка на двигатель чрезмерно “холодных”
свечей зажигания приводит к быстрому образованию на их электродах масляных
и угольных отложений, в конечном итоге, что приводит к возникновению пропусков
зажигания. Использование слишком “горячих” свечей может привести к проблемам,
связанным с уками угла опережения зажигания (слишком раннее зажигание),
кроме того, может возникать дизель-эффект, когда двигатель продолжает
работать в течение еще некоторого времени после выключения зажигания.
Обычно применяется следующее правило: при поездках на дальние расстояния
с высокими скоростями передвижения следует применять более холодные свечи,
для эксплуатации автомобиля в режиме напряженного городского цикла, характеризующегося
частыми короткими поездками больше подходят “горячие” свечи. Наилучший
компромисс всегда достигается при использовании оригинальных свечей зажигания,
рекомендуемым заводом-изготовителем автомобиля (см. Спецификации).
|
Проверка и регулировка
|
|
В ходе нормальной
эксплуатации автомобиля величина межэлектродного зазора свечей
зажигания увеличивается в среднем на 0.025 мм на каждые 4000
км побега, что ведет к постепенному снижению интенсивности
искрообразования. Проводит регулировку/замену свечей строго
в соответствии с Графиком текущего обслуживания автомобиля
(см. Раздел График текущего обслуживания автомобилей Mitsubishi Galant/Mirage/Diamante).
|
1. В большинстве случаев для замены свечей зажигания требуется наличие специальной
свечной головки (с эластичным вкладышем внутри) в комплекте с храповым
приводом, а также набора удлинителей привода ключа и приспособления
для проверки и корректировки межэлектродных зазоров. Для безопасного
отсоединения наконечников ВВ проводов от хвостовиков свечей зажигания
также выпускается специальный инструмент, хотя его применение и
не является строго обязательным. Использование динамометрического
ключа позволит добиться правильного усилия затягивания свечей.
2. Правильнее всего постоянно держать в автомобиле комплект сменных
свечей зажигания с правильным образом отрегулированным межэлектродным
зазором. При покупке новых свечей следите за тем, чтобы они отвечали
по своим параметрам требованиям двигателя Вашего автомобиля. Необходимая
информация приведена в Спецификациях к настоящей
Главе, а также на ярлыке VECI, закрепленном под капотом (в случае
разночтений предпочтение следует отдавать информации с VECI).
3. Приступайте к выворачиванию свечей только после полного остывания
двигателя. Чтобы не терять зря время, воспользуйтесь паузой для
проверки состояния сменного комплекта. Внимательно осмотрите новые
свечи, - при выявлении малейших трещин в изоляторе соответствующая
свеча должна быть отбракована. Измерьте величину межэлектродных
зазоров нового комплекта (см. далее).
4. Межэлектродный зазор свечи проверяется путем введения в него
соответствующего щупа измерителя и должен соответствовать требованиям,
приведенным в спецификациях/на ярлыке VECI. Требуемой толщины щуп
должен с легким сопротивлением проскальзывать между боковым и центральным
электродами свечи. Корректировка зазора может быть произведена при
помощи специального приспособления, обычно входящего в состав измерителя
- подогните соответствующим образом боковой электрод свечи.
|
|
5. Если боковой электрод оказывается расположен не точно над центральным,
подкорректируйте его положение соответствующим образом. Удостоверьтесь
в отсутствии трещин и иных повреждений в фарфоровом изоляторе свечи.
Наличие любого рода дефектов изолятора недопустимо.
|
|
Снятие и установка
|
1. Во избежание нарушения порядка зажигания при
подключении электропроводки следует производить обслуживание каждой
из свечей в индивидуальном порядке.
2. Дождитесь полного остывания двигателя. Отсоедините отрицательный
провод от батареи.
|
Если установленная
на автомобиле стереосистема оборудована охранным кодом, прежде
чем отсоединять батарею удостоверьтесь в том, что располагаете
правильной комбинацией для ввода аудиосистемы в действие!
|
3. При соответствующей комплектации снимите центральную крышку.
На моделях 3.0 л (двигатели SOHC и DOHC) и 3.5 л с целью обеспечения
доступа к свечам зажигания заднего ряда цилиндров необходимо снять
верхнюю секцию впускного трубопровода (см. Главу Двигатель).
|
4. Отсоедините ВВ провод от
свечи зажигания первого цилиндра, - тяните только за наконечник,
а ни в коем случае не за провод! Разумно будет воспользоваться
специальным инструментом.
|
5. При наличии под рукой источника сжатого воздуха, воспользуйтесь
им для удаления мусора из свечных ниш двигателя (для этой цели не
хуже подойдет и обычный велосипедный насос).
|
При использовании
сжатого воздуха не забывайте надевать защитные очки!
|
|
6. Выверните свечу зажигания
при помощи торцевого ключа со специальной, оборудованной резиновым
вкладышем, свечной головкой (в случае необходимости предварительно
капните в свечную нишу немного проникающего масла).
|
7. Сверьте вывернутую свечу с идентификационной картой, приведенной
на фотографической вставке, что позволит качественно оценить общее
состояние двигателя. Также оцените состояние наконечников ВВ проводов,
замените дефектные компоненты.
8. Прежде чем вворачивать новые свечи, слегка смажьте их резьбовую
часть антиприхватывающим герметиком. Вручную наживите одну из новых
свечей в соответствующее отверстие в двигателе. Удостоверившись,
что свеча не перекошена в резьбе, затяните ее с требуемым усилием
(при наличии под рукой динамометрического ключа). Для облегчения
процедуры наживления свечи натяните на ее хвостовик отрезок гибкого
топливного шланга. При этом исключается вероятность срыва резьбы,
так как при малейшем закусывании шланг начнет попросту проворачиваться.
9. Вращательно-поступательными движениями посадите наконечник ВВ
провода на хвостовик свечи зажигания.
|
Прежде чем
подсоединять к свечам ВВ провода оцените их состояние.
|
10. Повторите процедуру для оставшихся свечей зажигания, выполняя
все действия поочередно во избежание нарушения порядка зажигания.
11. Установите на место все снимавшиеся с целью обеспечения доступа
компоненты.
|
|
Угольные отложения
|
Симптомы: Наличие сажи
указывает на переобогащение топливно-воздушной смеси или слабую интенсивность
искры. Вызывает пропуски зажигания, затрудняет запуск и приводит к нестабильности
работы двигателя.
Рекомендации: Проверьте не забит ли воздухоочиститель, не слишком
ли высок уровень топлива в поплавковой камере, не заклинена ли воздушная
заслонка и не слишком ли изношены контакты. Попробуйте использовать свечи
с более длинным изолятором, что повышает сопротивляемость загрязнению.
|
Нормальное состояние свечи
|
Симптомы: Серо-коричневый
цвет и легкий износ электродов. Калильное число свечей соответствует типу
двигателя и общему его состоянию.
Рекомендации: При замене свечей устанавливайте свечи того же типа.
|
Замасливание
|
Симптомы: Замасливание
свечи вызывается износом маслоотражательных колпачков. Масло попадает
в камеру сгорания через изношенные направляющие клапанов или поршневые
кольца. Вызывает пропуски зажигания, затрудняет запуск и приводит к нестабильности
работы двигателя.
Рекомендации: Произведите механические восстановительные работы
и замените свечи. |
Пеплообразование
|
Симптомы: Мягкие коричневатого
цвета отложения на одном или обоих электродах свечи. Источником их образования
являются применяемые присадки к маслу и/или топливу. Чрезмерное накопление
может привести к изоляции электродов и вызвать пропуски зажигания и нестабильную
работу двигателя при ускорении.
Рекомендации: При быстром накоплении отложений поменяйте маслоотражательные
колпачки, что предотвратит попадание масла в камеры сгорания. Попробуйте
сменить марку топлива. |
Перегрев
|
Симптомы: Пористый,
белый изолятор, эрозия электродов и отсутствие каких-либо отложений. Приводит
к сокращению срока службы свечи.
Рекомендации: Проверьте соответствует ли требованиям Спецификаций
калильное число установленных свечей, правильно ли выставлен угол опережения
зажигания, не подается ли слишком бедная топливно-воздушная смесь, нет
ли утечек вакуума впускного трубопровода и не заклинены ли клапаны. Проверьте
так же уровень охладителя и не закупорен ли радиатор. |
Износ
|
Симптомы: Скругление
электродов с небольшим скоплением отложений на рабочем конце. Цвет нормальный.
Приводит к затруднению запуска двигателя в холодную влажную погоду и повышению
расхода топлива.
Рекомендации: Поменяйте свечи на новые, того же типа. |
Слишком раннее зажигание
|
Симптомы: Электроды
оплавлены. Изолятор имеет белый цвет, но может быть и загрязнен вследствие
пропусков зажигания или попадания в камеры сгорания посторонних частиц.
Может привести к выходу двигателя из строя.
Рекомендации: Проверьте калильное число установленных свечей, угол
опережения зажигания, качество смеси (не слишком ли обеднена), не закупорена
ли система охлаждения и нормально ли функционирует система смазки. |
Детонация
|
Симптомы: Изоляторы
могут оказаться сколотыми или треснутыми. К повреждению изолятора может
привести также неаккуратная техника регулировки свечного зазора. Может
привести к повреждению поршней. |
Электропроводящий глянец
|
Симптомы: Изолятор имеет
желтоватый цвет и полированный вид. Говорит о внезапном повышении температуры
в камерах сгорания при резком ускорении. Обычные отложения при этом оплавляются,
приобретая вид лакового покрытия. Приводит к пропускам зажигания при высоких
скоростях движения.
Рекомендации: Смените свечи (более холодные, при сохранении манеры
езды). |
Забрызгивание
|
Симптомы: После пропусков
зажигания в течение длительного промежутка времени отложения могут разрыхляться
при сохранении рабочей температуры в камере сгорания. При высоких скоростях
отложения хлопьями отрываются от поршня и налипают на горячий изолятор,
вызывая пропуски зажигания.
Рекомендации: Замените свечи или зачистите и установите на место
старые. |
Замыкание электродов
|
Симптомы: Отходы продуктов
сгорания попадают в межэлектродное пространство. Твердые отложения скапливаются,
образуя перемычку между электродами. Приводит к отказу зажигания в цилиндре.
Рекомендации: Удалите отложения из межэлектродного пространства.
|
Механические повреждения
|
Симптомы: Могут быть
вызваны попаданием посторонних материалов в камеру сгорания или возникнуть
при ударе поршня о слишком длинную свечу. Приводят к отказу функционирования
цилиндра и к повреждению поршня.
Рекомендации: Удалите из двигателя посторонние частицы и/или замените.
|
|