10.3.2. СтартерТехническая характеристика стартера
Стартер представляет собой небольшой, но достаточно мощный электродвигатель, который в сочетании с полностью заряженной аккумуляторной батареей и системой зажигания обеспечивает надежный пуск двигателя. Неисправности системы электропуска двигателя приведены в табл. 10.4.
Таблица 10.4
Неисправности системы электропуска двигателя, их возможные причины и методы устранения
Снятие и установка
Отсоедините провод от отрицательной клеммы аккумуляторной батареи.
Отсоедините трос привода спидометра и тяги переключения передач.
Отсоедините контактный разъем и провод от вывода двигателя стартера.
|
Рис. 10.9. Расположение гайки (1) болта (2) крепления стартера (4) и гайки (3) крепления провода к двигателю стартера
|
Выверните гайку и болт, затем снимите двигатель стартера ( рис. 10.9).
Установка проводится в последовательности, обратной снятию.
Снятие упорного и стопорного колец
|
Рис. 10.10. Стартер: 1 – тяговое реле; 2 – упорное кольцо; 3 – винт; 4 – передняя крышка; 5 – стопорное кольцо; 6 – муфта свободного хода; 7 – шестерня внутреннего зацепления; 8 – солнечное зубчатое колесо; 9 – планетарная шестерня; 10 – шарик; 11 – уплотнение «А»; 12 – винты крепления планетарной передачи; 13 – задняя крышка; 14 – щеткодержатель; 15 – ротор; 16 – статор
|
Выверните два сквозных болта и снимите переднюю крышку стартера ( рис. 10.10).
|
Рис. 10.11. Использование оправки (1) для перемещения упорного кольца в сторону шестерни (2) муфты свободного хода (3) для доступа к стопорному кольцу (4)
|
Для снятия муфты свободного хода с вала якоря необходимо снять стопорное кольцо. Оправкой передвиньте упорное кольцо в сторону шестерни и снимите его ( рис. 10.11). Снимите с вала упорное кольцо.
Установите упорное и стопорное кольца с передней стороны вала ротора, после чего переместите упорное кольцо к пружинному кольцу.
Регулировка зазора шестерни
Отсоедините провод от клеммы «М» тягового реле стартера.
Подсоедините дополнительными проводами клеммы аккумуляторной батареи к выводам «S» и «М» тягового реле стартера – шестерня стартера выдвинется вперед.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Проверку необходимо проводить как можно быстрее (менее чем за 10 с), чтобы не перегорела катушка соленоида тягового реле.
|
|
Рис. 10.12. Место измерения (А) зазора между стопором (1) и шестерней (2)
|
Плоским щупом проверьте зазор между шестерней и стопором (зазор шестерни) ( рис. 10.12).
Зазор шестерни должен быть 0,5–2,0 мм.
Если зазор шестерни не соответствует требуемому, отрегулируйте его, добавив или убрав регулировочные прокладки между тяговым реле и передней крышкой.
Замена щеток и пружин
Щетки, изношенные до линии предельного износа или пропитанные маслом, надо заменить.
При замене щеток обмотки возбуждения разломайте пассатижами изношенную щетку, соблюдая осторожность, чтобы не повредить плетеный провод.
Шкуркой зачистите конец плетеного повода, чтобы обеспечить его надежный контакт с новой щеткой.
|
Рис. 10.13. Место пайки (3) плетеного провода (1) к щетке (2) обмотки возбуждения
|
Вставьте плетеный провод в отверстие щетки и припаяйте его. Убедитесь, что плетеный провод и избыточный припой не выходят на поверхность щетки ( рис. 10.13).
При замене «массовой» щетки извлеките ее из щеткодержателя, отведя назад отверткой фиксирующую пружину.
Очистка деталей стартера
Не погружайте детали стартера в растворитель. Погружение в растворитель тягового реле, статора и/или ротора повредит изоляцию проводов. Протирайте эти детали только чистой ветошью.
Не промывайте в растворителе муфту свободного хода, так как из нее будет вымыта смазка.
Муфту свободного хода можно очистить щеткой с очищающимся растворителем и протереть сухой тканью.
Проверка эксплуатационных характеристик стартера
Проверка на включение соленоида тягового реле
Отсоедините контактный разъем от вывода «М» тягового реле стартера.
Подсоедините дополнительными проводами клеммы аккумуляторной батареи к выводам «S» и «М» тягового реле стартера.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Проверку необходимо проводить как можно быстрее (менее чем за 10 с) для исключения перегорания катушки соленоида тягового реле.
|
Если шестерня муфты свободного хода выдвинется вперед, катушка соленоида тягового реле исправна. В противном случае замените тяговое реле.
Проверка на удерживание соленоида тягового реле
Отсоедините контактный разъем от клеммы «М» тягового реле стартера.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Эту проверку необходимо проводить как можно быстрее (менее чем за 10 с), чтобы не перегорела катушка соленоида тягового реле.
|
Подсоедините дополнительными проводами клеммы аккумуляторной батареи к клемме «S» и корпусу стартера.
Если шестерня останется выдвинутой, значит, все исправно. Если шестерня переместится назад, цепь удерживания разомкнута, магнитный переключатель неисправен, и его необходимо заменить.
Проверка на возврат соленоида тягового реле
Отсоедините контактный разъем от клеммы «М» тягового реле стартера.
Подсоедините дополнительными проводами клеммы аккумуляторной батареи к клемме «М» и корпусу стартера.
ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ
Эту проверку необходимо проводить как можно быстрее (менее чем за 10 с), чтобы не перегорела катушка соленоида тягового реле.
|
Вытяните шестерню, а затем отпустите ее. Если она быстро вернется в первоначальное положение, значит, все в порядке. В противном случае замените соленоид тягового реле.
Эксплуатационные проверки (без нагрузки)
Закрепите стартер в тисках.
|
Рис. 10.14. Схема соединения элементов и приборов для проведения эксплуатационных проверок стартера: 1 – двигатель стартера;
2 – переключатель; 3 – реостат с графитовым стержнем; 4 – амперметр; 5 – аккумуляторная батарея напряжением 12 В; 6 – вольтметр с пределом измерения 15 В
|
Проведите проверку стартера без нагрузки, для этого соберите схему, как показано на рис. 10.14.
Подсоедините амперметр (с пределом измерения 100 А) и угольный реостат, как показано на рис. 10.14.
Подсоедините вольтметр с пределом измерения 0–15 В.
Поверните движок реостата в положение максимального сопротивления.
Подсоедините провод от отрицательной клеммы батареи к корпусу стартера.
Установите движок реостата в такое положение, при котором вольтметр покажет напряжение 11,0 В.
Проверьте ток, потребляемый стартером, и убедитесь, что вал стартера проворачивается легко и плавно.
Сила ток должна быть не более 90 А.
Частота вращения – 3000 мин-1 .
Проверка элементов стартера
Проверка коллектора
Установите ротор на V-образных блоках и индикатором часового типа проверьте биение коллектора. Если биение превышает предельно допустимое значение, проточите коллектор или замените ротор.
Номинальное биение – 0,05 мм, предельно допустимое – 0,1 мм.
Измерьте диаметр коллектора. Если диаметр меньше требуемого значения, замените ротор.
Диаметр коллектора – 29,4 мм, минимально допустимый диаметр коллектора – 28,4 мм.
Измерьте глубину канавок между контактными пластинами коллектора. Если глубина меньше предельно допустимого значения, замените ротор.
Номинальная глубина – 0,5 мм, минимально допустимая – 0,2 мм.
Проверка щеткодержателя
Омметром проверьте проводимость между каждой изолированной щеткой и пластиной щеткодержателя. При наличии проводимости замените щеткодержатель.
Проверка муфты свободного хода
Проверьте шестерню и зубья муфты свободного хода на наличие износа и повреждений, при необходимости замените муфту свободного хода. Проверьте зубчатый венец маховика на наличие повреждений.
Удерживая неподвижно вал стартера, вращайте шестерню муфты свободного хода. Она должна вращаться по часовой стрелке свободно и блокироваться при повороте ее против часовой стрелки.
Проверка реле стартера
Снимите реле стартера и проверьте проводимость между его контактами.
|
Рис. 10.15. Расположение контактов реле стартера
|
Если к контактам «85» и «86» не подается напряжение, контакты «87» и «30» должны быть разомкнуты, а при подаче напряжения к контактам «85» и «86» – контакты «87» и «30» должны быть замкнуты ( рис. 10.15).
|