1. Все детали следует
хорошо проверить. Если на деталях видны следы борозд, выемок или износа,
их необходимо заменить. Следует произвести следующую проверку поршней:
|
|
2. Измерьте зазоры
поршневых колец в канавках по высоте, устанавливая кольца по очереди
в соответствующие канавки. Зазор между поверхностью кольца и поверхностью
канавки поршня определяется с помощью плоского щупа. Если зазор кольца
превышает 0.12 мм, значит изношены кольца или поршни. Номинальная
величина составляет 0.02–0.07 мм. |
|
3. Вставьте по порядку все поршневые
кольца с нижней стороны блока цилиндров в цилиндры. С помощью перевернутого
поршня кольца следует вдавить примерно на 15 мм вниз. При этом оба
края кольца следует сдвинуть, чтобы измерить зазор в замке кольца. |
4. Номинальные значения
указаны в Спецификациях. Граница износа также различна для различных
поршневых колец. |
|
5. При слишком малом зазоре (например, если
кольцо новое), края кольца следует сточить, для этого нужно зажать
напильник в тиски. При слишком большом зазоре в замке кольца соответствующее
кольцо следует заменить. |
6. Поршневые пальцы и втулки шатунов
следует проверить на износ и наличие стертых мест. Если хотя бы один
шатун непригоден, следует заменить весь комплект. |
7. Гайки шатунных подшипников должны
быть заменены. |
8. Шатуны следует проверить на изгиб
и скручивание в специальном приспособлении. |
9. Проверьте болты шатунов на наличие
повреждений и при необходимости замените. В данном случае применяются
растяжные болты, и их следует заменить такими же. |
Сборка шатунно–поршневой группы |
|
10. Если снималось масляное сопло для охлаждения
поршня, его следует завернуть вместе с предохранительным клапаном
(27 Н м). Сопла расположены в нижней части цилиндров. |
11. Если заменяются поршни, следует
проверить, чтобы все поршни были одного типа. |
12. Нагрейте поршни до температуры
60°С (положите в горячую воду). Следует позаботиться о наличии подходящего
инструмента, который можно приставить к внутренней стороне поршневого
пальца. |
13. Вдавите пальцы от руки в нагретые
поршни и в шатуны. |
14. При сборке поршней и шатунов
следует выполнить следующее требование:
– Стрелка на днище поршня (или нарисованная или выбитая на новом поршне)
должна быть обращена к передней стороне двигателя.
– Литые выступы на шатуне и крышке подшипника должны быть обращены
к шкиву.
– Обозначения номеров цилиндров на шатунах и крышках подшипников должны
совпадать. |
|
15. Проверьте, чтобы после сборки поршень
мог свободно качаться на шатуне, если перемещать его в направлении
стрелки. |
16. С помощью плоскогубцев для поршневых
колец установите кольца в канавки по очереди. Оба компрессионных кольца
можно перепутать, а поэтому необходимо проверить их сечение перед
установкой. Кроме того, оба компрессионных кольца помечены с одной
стороны словом “Тор” или “Oben” и это обозначение после установки
кольца должно читаться сверху. |
17. Установите маслосъемное кольцо,
состоящее из трех частей, распределив равномерно замки. |
Установка шатунно–поршневой группы |
18. Хорошо смажьте цилиндры. |
19. Разложите все шатуны согласно
номерам цилиндров. Литые выступы на шатунах и крышках подшипников
должны быть обращены к шкиву коленчатого вала. |
20. Стрелки на днище поршней должны
указывать на переднюю сторону двигателя. |
21. Расположите замки поршневых
колец на одинаковом расстоянии по окружности поршня, т.е. через 120°. |
|
22. Расположите стяжную ленту для поршневых
колец, как изображено на иллюстрации и вдавите поршневые кольца в
канавки. Проверьте, чтобы они были хорошо вдавлены. |
23. Наденьте короткие отрезки резиновых
или пластмассовых трубок на шпильки шатуна, чтобы не поцарапать цилиндры. |
24. Проверните коленчатый вал, чтобы
две шейки вала находились в положении НМТ. |
25. Вдвиньте шатун в цилиндр сверху.
Двигатель для этого нужно положить набок, чтобы можно было подвести
шатуны к шейкам подшипников и не поцарапать при этом цилиндры или
шатунные шейки. Вкладыш шатунного подшипника уже должен при этом находиться
в шатуне, выступом в выемке. |
26. Вдвиньте поршень, пока кольца
одно за другим не вдвинутся в цилиндр, а основание шатуна сядет на
шейку коленчатого вала. При этом не поцарапайте шейку подшипника. |
27. Уложите вкладыш второго подшипника
в крышку, хорошо смажьте вкладыш, оденьте крышку на шпильки шатуна
и слегка забейте. Отрезки резиновых трубок нужно предварительно снимите.
Обязательно следует обратить внимание на то, чтобы литые выступы на
шатуне и крышке шатунного подшипника совпадали, иначе в последний
момент можно сделать ошибку. |
28. Смажьте поверхности прилегания
гаек на крышках шатунных подшипников маслом. |
29. Затяните гайки крышек шатунных
подшипников попеременно моментом 30 Нм и из этого положения дотяните
еще на 90°, т.е. на четверть оборота. |
|
30. После затягивания шатунных подшипников
следует еще раз осмотреть каждый подшипник. Из опыта известно, что
дефекты шатунных подшипников иногда проявляются после окончания ремонта,
когда крышка подшипника и шатун не стянуты безупречно. Цифрой 1 на
иллюстрации обозначены оба вышеупомянутых литых выступа, а цифрой
2 – обозначения крышки шатунного подшипника и шатуна, в данном случае
для второго цилиндра. Указанные метки должны располагаться на всех
шатунах друг напротив друга. Такую проверку следует обязательно произвести
перед закрыванием картера двигателя. |
31. После установки шатунов коленчатый
вал нужно несколько раз провернуть, чтобы определить, нет ли заеданий.
Если есть, нужно еще раз проверить, находятся ли поршни в правильном
положении, т.е. стрелки на днищах должны быть направлены вперед (в
сторону шкива). |
|
32. С помощью измерительного щупа проверьте
боковой зазор шатуна к щеке коленчатого вала. При этом следует надавить
шатунный подшипник вправо, чтобы измерить зазор измерительным щупом.
Это осевой зазор подшипника шатуна, и он не должен превышать 0.37
мм. Установите поддон картера.
Момент затяжки болтов крепления для них различный. |
33. С передней стороны двигателя
ослабьте болты шкива коленчатого вала (демпфера крутильных колебаний),
удерживая маховик. |
34. На автомобилях с автоматической
трансмиссией отверните приводной диск описанным выше способом. |
35. Снимите головку цилиндров вместе
с впускным трубопроводом и выпускным коллектором. Некоторые детали
снимаются уже при снятии двигателя (в зависимости от его типа). |
36. Отверните шкив от насоса охлаждающей
жидкости и нижнюю крышку зубчатого ремня. |
37. Пометьте направление вращения
зубчатого ремня краской с внешней стороны. |
38. После ослабления гайки натяжения
ремня снимите зубчатый ремень с шестерен привода и натяжителя. Распределительный
вал (валы) после этого нельзя проворачивать. |
39. Отверните поддон картера. |
40. Снимите масляный насос. |
41. Если необходимо, снимите только
коленчатый вал, поршни и шатуны можно оставить в блоке цилиндров.
В противном случае нужно снимите поршни и шатуны. Если поршни и шатуны
остаются в блоке, следует пометить по порядку крышки шатунных подшипников,
снимите их и храните вместе с вкладышами подшипников. Не забывать,
что поврежденные растяжные болты следует обязательно заменить. |
|
42. Установите стрелочный измеритель (индикатор)
на штативе к передней стороне блока цилиндров или закрепите его с
помощью магнитного крепления на блоке цилиндров, приставив измерительный
щуп к коленчатому валу. С помощью отвертки надавите коленчатый вал
в одну сторону, установите стрелочный измеритель на ноль и надавите
вал в другую сторону. Стрелочный измеритель покажет осевой зазор коленчатого
вала и эту величину следует записать. Если она превышает 0.25 мм,
это должно быть учтено при сборке. Вкладыши средних подшипников снабжены
регулировочными полукольцами, определяющими осевой зазор. |
|
43. Если нет в наличии стрелочного измерителя,
зазор можно измерить на среднем подшипнике между фланцем подшипника
и поверхностью коленчатого вала при помощи измерительного щупа лезвийного
типа. Для проверки измерительным щупом (толщиной не более 0.25 мм),
вал необходимо отжать в одну сторону. |
44. Отверните болты крепления уплотнительного
фланца на передней стороне двигателя и снимите фланец с прокладкой. |
45. Снимите промежуточную пластину
двигателя, отверните болты фланца сальника и снимите фланец с сальником.
Промежуточная пластина направляется с помощью направляющих втулок. |
46. Ослабьте постепенно крест–накрест
болты крышек подшипников коленчатого вала и снимите их по порядку.
Проверьте, чтобы номера крышек были хорошо видны. Крышка №1 расположена
со стороны шкива. |
47. Снимите вкладыши подшипников
и коренных шеек и храните их вместе с соответствующими крышками подшипников.
Следует иметь ввиду, что одни вкладыши снабжены смазочными канавками,
а другие – нет. |
48. Осторожно извлечь коленчатый
вал из картера двигателя. |
49. Выньте оставшиеся вкладыши из
картера двигателя и храните их вместе с другими вкладышами и крышками
подшипников. Эти вкладыши снабжены смазочными каналами и при сборке
должны быть снова установлены в картер двигателя. |
50. Снимите нижние полукольца на
среднем подшипнике. Их следует пометить на боковой стороне. |