|
|
7.5. Система зажигания - общая информация и меры предосторожности
Схема расположения основных компонентов системы зажигания на 4-цилиндровых
моделях
Схема расположения основных компонентов системы зажигания на 6-цилиндровых
моделях
Функциональная схема системы зажигания (4-цилиндровые модели)
Схема организации системы зажигания DIS с холостой искрой, используемой
на 4-цилиндровых моделях
На рассматриваемых в настоящем Руководстве моделях используется система прямого
зажигания (DIS), работающая под управлением ECM (см. Главу
Системы
питания и выпуска). Модуль управления
определяет параметры угла опережения зажигания, основываясь на основании данных,
поступающих от различных информационных датчиков, непрерывно отслеживающих рабочие
параметры и текущее состояние двигателя, и вырабатывает соответствующие команды
модулю зажигания/катушечным сборкам. Схемы расположения компонентов системы зажигания
представлена на иллюстрациях. В качестве примера на иллюстрации представлена функциональная
схема системы прямого зажигания, используемая на 4-цилиндровых моделях.
С целью воспламенения воздушно-топливной смеси в цилиндрах двигателя система генерирует
высоковольтное (ВВ) напряжение и выдает его на ввернутые в каждый из цилиндров
двигателя свечи зажигания. Напряжение должно быть достаточно высоким, чтобы обеспечить
«пробой» воздушного зазора между электродами свечи. Кроме того, «пробой» должен
происходить в строго определенный момент времени, соответствующий текущему положению
поршня в цилиндре и отвечающий запросам двигателя в широком диапазоне эксплуатационных
параметров.
В состав системы прямого зажигания входят датчики положения распределительного
и коленчатого валов (СМР и СКР) и объединенный в единый блок с модулем зажигания
комплект из двух катушек, индивидуальных для каждой пары цилиндров (4-цилиндровые
модели)/шесть индивидуальных катушек, объединенных с собственными модулями зажигания
в единые сборки (6-цилиндровые модели). На 4-цилиндровых моделях выходное напряжение
катушек зажигания подается на свечи по ВВ проводам, на 6-цилиндровых вторичная
клемма каждой из катушек крепится непосредственно к хвостовику свечи зажигания
соответствующего цилиндра. Отказ от использования ВВ электропроводки в значительной
мере повышает надежность функционирования системы за счет устранения таких отрицательных
факторов, как утечки тока, падение вторичного напряжения и утечки тока. ЕСМ вырабатывает
опорные сигналы, определяющие порядок подключения модуля зажигания к каждой из
катушек в соответствии с текущим положением коленчатого вала. Как уже упоминалось
выше, установка угла опережения зажигания осуществляется модулем управления на
основании анализа сигналов, поступающих от различных информационных датчиков,
входящих в состав систем зажигания впрыска топлива. Сюда входят датчики ЕСТ, VSS,
TPS, положения АТ, измеритель расхода воздуха/датчик MAF, датчик детонации (KS)
- см. Главу
Системы питания и выпуска. Модуль зажигания осуществляет
распределение сигнала между катушками и/или контролирует длительность импульсов
их срабатывания (по первичному току).
Схема организации системы зажигания DIS, используемой на 6-цилиндровых
моделях
На 4-цилиндровых моделях катушки
зажигания (по одной на пару цилиндров) объединены с модулем зажигания
в единую сборку
|
|
На 6-цилиндровых моделях индивидуальная
для каждого цилиндра, катушечно-модульная сборка подсоединяется непосредственно
к хвостовику своей свечи зажигания
1 — Разъем выходной клеммы
2 — Сборка катушки с модулем зажигания
|
В системе DIS 4-цилиндровых моделей при распределении зажигания используется холостая
искра. По команде ЕСМ искрообразование происходит в одновременно двух цилиндрах,
поршень одного из которых находится в конце такта сжатия, другого - в конце выпускного
такта. При этом основное падение напряжения приходится на свечу цилиндра, находящегося
в такте сжатия ввиду значительно более высокого давления внутри него. Мощность
искрообразования во втором цилиндре будет минимальна (холостая искра), обеспечивая
при этом дожигание остающихся в камере сгорания молекул воздушно-топливной смеси,
что позволяет добиться более эффективного снижения токсичности отработавших газов.
Искрообразование происходит единовременно в цилиндрах 1/2 и 3/4.
При обслуживании систем прямого зажигания следует соблюдать особые меры предосторожности:
a) При работе с системой зажигания надевайте рабочую одежду, включая головной
убор, защитные очки и обувь. Некоторые элементы какое-то время после остановки
двигателя остаются горячими, - не обожгитесь!
b) Прежде чем приступать к процедурам снятия, разборки и установки компонентов
системы зажигания, удалите с их поверхности следы грязи и коррозии. Также оберегайте
снятые части от попадания на них пыли и грязи;
c) Избегайте лишних процедур снятия, установки, разборки и замены;
d) Следите за соблюдением усилий затягивания резьбового крепежа;
e) Если двигатель не запускается, не держите ключ зажигания непрерывно повернутым
в положение ON в течение более чем 10 секунд подряд;
f) Следите, чтобы подключение тахометра осуществлялось строго в соответствии с
инструкциями изготовителей, - некоторые из выпускаемых измерителей могут не подходить
для использования на данных моделях;
g) Ни в коем случае не допускайте заземления контактных клемм катушек зажигания
на массу, - малейшая неосторожность в этом вопросе может привести к выходу из
строя модуля зажигания и/или собственно катушки;
h) Не отсоединяйте батарею при работающем двигателе;
i) Рассоединяйте контактные разъемы электропроводки датчиков и модулей управления
только предварительно удостоверившись, что от аккумуляторной батареи отсоединен
отрицательный провод;
j) Следите за правильностью заземления модулей зажигания.
|
|