|
|
3.18. Проверки и регулировки тормозной системы
Схема расположения компонентов барабанного тормозного механизма
Измерение свободного хода педали тормоза
|
|
|
|
|
Помните,
что вырабатываемая при функционировании тормозных механизмов
пыль может содержать чрезвычайно вредный для здоровья человека
асбест. Ни в коем случае не сдувайте пыль сжатым воздухом
и не вдыхайте ее, при обслуживании механизмов надевайте защитную
маску или респиратор. Ни в коем случае не используйте для
протирки компонентов тормозной системы бензин или растворители
на нефтяной основе - применяйте только фирменные чистящие
средства или метиловый спирт! Старайтесь при замене колодок
использовать только не содержащие асбест компоненты.
|
|
Более подробный иллюстративный
материал приведен в Главе
Тормозная система на диске 2.
|
1. Состояние компонентов тормозной системы, помимо регулярных,
оговоренных Графиком текущего обслуживания, проверок, должно оцениваться
каждый раз при снятии колес или при возникновении признаков нарушения
функционирования системы. Колодки дисковых тормозных механизмов
обычно оборудованы специальными индикаторами, оповещающими о чрезмерном
износе фрикционных накладок характерным визгом при торможении. Перечисленные
ниже симптомы могут являться признаком неисправности компонентов
тормозных механизмов:
a) При торможении автомобиль теряет курсовую устойчивость (происходит
увод в одну из сторон);
b) Во время торможения тормозные механизмы издают визг или скрип;
c) Чрезмерно возрастает ход педали ножного тормоза;
d) При выжимании тормозной педали ощущаются пульсации;
e) Имеют место следы утечки тормозной жидкости (обычно на внутренней
поверхности дисков колес и шин).
2. Ослабьте гайки крепления колес.
3. Поддомкратьте автомобиль и установите его на подпорки.
4. Снимите колеса.
|
|
Проверка состояния тормозных линий (каждые 50 000 км [30 000
миль] пробега или раз в 24 месяца)
|
1. Осмотрите все тормозные линии на наличие признаков
повреждений, износа, разрушения в результате старения материала,
следов утечек, изгибов, скручиваний и прочих деформаций, особе внимание
уделяя местам подсоединения гибких шлангов к суппортам/колесным
цилиндрам тормозных механизмов. Проверьте надежность крепления шлангов
хомутами.
|
В случае необходимости
воспользуйтесь зеркалом.
|
2. Удостоверьтесь, что никакие из тормозных шлангов не соприкасаются
с острыми углами расположенных по соседству компонентов кузова,
системы выпуска отработавших газов или подвески (при любых положениях
рулевого колеса). В случае необходимости произведите соответствующий
ремонт или подкорректируйте маршрут прокладки линий. Дефектные компоненты
замените (см. Главу
Тормозная система на диске 2).
3. Изучите на наличие признаков развития утечек/коррозии и механических
повреждений поверхности ГТЦ, колесных цилиндров и клапана управления
давлением. Замените дефектные компоненты.
|
|
Дисковые тормозные механизмы передних и задних колес (каждые
25 000 км [15 000 миль] пробега или раз в 12 месяцев)
|
|
1. Суппорт каждого из тормозных
механизмов оборудован двумя колодками, - внутренней и наружной.
Торцы колодок хорошо просматриваются через специальные смотровые
окна в корпусе суппорта после снятия колеса.
|
2. Оценка остаточной толщины колодок производится визуально через
упомянутые выше смотровые окна. Если фрикционные накладки изношены
свыше допустимого предела, необходимо произвести комплексную замену
тормозных колодок.
|
Помните, что фрикционные
накладки приклепаны или приклеены к металлической подложке.
Ее толщина входит в размер, приведенный в Спецификациях.
|
3. Если визуально оценить остаточную толщину колодок оказывается
затруднительно, либо имеется необходимость в более подробном осмотре
колодок, снимите суппорт(ы) и извлеките колодки для более детального
изучения (см. Главу
Тормозная система на диске 2).
|
4. После того как колодки будут
извлечены из суппорта, очистите их при помощи специального
средства и измерьте остаточную толщину накладок при помощи
линейки или штангенциркуля с нониусной шкалой.
|
|
5. Микрометром измерьте толщину
тормозных дисков, затем определите величину их бокового биения
в точке, расположенной не дальше 5 мм от наружного края. Сравните
результаты измерений с нормативными требованиями (см. Спецификации).
Если толщина или величина бокового биения какого-либо из дисков
выходит за границу допустимого диапазона, замените его (см.
Главу
Тормозная система на диске 2). Если толщина
диска в норме, проверьте его общее состояние. Обращайте внимание
на такие дефекты, как глубокие царапины, борозды, задиры,
следы перегрева и т.п., в случае необходимости снимите диск
и отдайте его в проточку (см. Главу
Тормозная
система на диске 2). Изношенные или деформированные пружинные фиксаторы
колодок также подлежат замене.
|
Замену
тормозных колодок следует производить в комплекте для
обоих колес одной оси автомобиля!
|
|
|
|
Барабанные тормозные механизмы (только модели 2001 года) (каждые
50 000 км [30 000 миль] пробега или раз в 24 месяца)
|
1. Схема расположения компонентов барабанного тормозного
механизма представлены на иллюстрации.
2. Снимите тормозные барабаны (см. Главу
Тормозная
система на диске 2).
|
3. Произведите тщательную чистку
тормозных механизмов с применением специального чистящего
состава.
|
Ни
в коем случае не сдувайте тормозную пыль с поверхности
компонентов сжатым воздухом и не вдыхайте ее - пыль
может содержать вредный для Вашего здоровья асбест!
|
Оцените остаточную толщину фрикционных накладок тормозных
башмаков (переднего и заднего), проверьте компоненты на наличие
следов загрязнения тормозной жидкостью и маслом. Если фрикционная
накладка выступает над головками заклепок менее чем на 1.6
мм, башмаки подлежат замене в комплекте для тормозных механизмов
обоих колес (см. Главу
Тормозная
система на диске 2). Башмаки следует заменять также
в случае выявления трещин, заполированных до блеска участков
накладок, либо следов попадания тормозной жидкости.
|
4. Удостоверьтесь в правильности подсоединения и исправности состояния
всех пружин сборки тормозного механизма (см. Главу
Тормозная
система на диске 2). Пренебрежение
заменой деформированных или ослабевших пружин чревато преждевременным
износом башмаков в результате «прихватывания» тормозов.
|
5. Проверьте компоненты сборки
на наличие следов утечек тормозной жидкости. Осторожно поддев
пальцем или маленькой отверткой, снимите резиновые пыльники
с колесного цилиндра, расположенного распирающего верхние
концы башмаков. Выявление любых признаков утечек в этих местах
требует проведения немедленного восстановительного ремонта
сборки цилиндра (см. Главу
Тормозная
система на диске 2). Также проверьте на наличие
следов утечек все тормозные шланги и их штуцерные соединения.
|
|
6. Тщательно протрите внутренние
поверхности барабана пропитанной метиловым спиртом чистой
ветошью. Старайтесь не вдыхать содержащую асбест тормозную
пыль. Осмотрите рабочую поверхность барабана на наличие трещин,
задиров, следов перегрева и прочих повреждений. Если дефекты
не могут быть удалены путем обработки поверхности мелкозернистой
наждачной бумагой, барабан следует отдать для проточки в мастерскую
автосервиса, либо заменить (см. Главу
Тормозная
система на диске 2). Измерьте внутренний
диаметр барабана.
|
7. Повторите процедуру для компонентов противоположного тормозного
механизма. Установите на место барабаны, закрепите колеса и опустите
автомобиль на землю. Затяните колесные гайки с требуемым усилием.
|
Регулировка
основных барабанных тормозных механизмов производится автоматически.
|
|
|
Регулировки педали ножного тормоза (каждые 50 000 км [30 000
миль] пробега или раз в 24 месяца)
|
1. Измерьте величину свободного хода педали ножного
тормоза при нажатии на нее с усилием чуть менее 1 кГс. Сравните
результат измерения с требованиями Спецификаций, в случае необходимости
произведите соответствующую корректировку (см. далее).
2. Заглушите двигатель и, несколько раз выжав педаль ножного тормоза,
полностью сбросьте остаточное разрежение в сервоприводе вакуумного
усилителя.
3. Разрезной палец толкателя вакуумного усилителя тормозов должен
иметь люфт подсоединения к рычагу педали.
4. Надавите рукой на колодку педали ножного тормоза.
5. При отсутствии люфта разрезного пальца произведите корректировку
посадки датчика-выключателя стоп-сигналов, обеспечив между регулировочной
гайкой и упорной шайбой зазор порядка 0.3 мм.
|
6. Измерьте величину резервного
хода педали ножного тормоза, для чего запустите двигатель,
нажмите на педаль с усилием порядка 50 кГс и измерьте расстояние
от колодки педали до нижнего края обода рулевого колеса. Затем
отпустите педаль и повторите измерение. Величина резервного
хода педали определяется путем вычитания результат второго
измерения из результата первого измерения и не должна превышать
значение в 95 мм. Чрезмерная величина резервного хода педали
ножного тормоза обычно является следствием попадания в гидравлический
тракт воздуха. Если эта величина больше, возможно, в гидравлическом
модуле находится воздух, - прокачайте тормозную систему (см.
Раздел
Замена тормозной жидкости/прокачка гидравлического тракта).
А = l1 – l2
Величина резервного хода педали
ножного тормоза
|
7. В ходе короткой поездки проверьте исправность функционирования
тормозной системы, - при торможении на ровном горизонтальном покрытии
транспортное средство должно сохранять курсовую устойчивость.
|
|
Вакуумный усилитель (каждые 50 000 км [30 000 миль] пробега
или раз в 24 месяца)
|
1. Проверка исправности функционирования вакуумного
усилителя тормозов производится с водительского места.
2. При выключенном двигателе несколько раз выжмите педаль ножного
тормоза с одинаковым усилием и удостоверьтесь, что величина ее хода
перестала изменяться (остаточное разрежение сброшено).
3. При полностью выжатой педали ножного тормоза запустите двигатель,
- педаль должна еще немного провалиться.
4. При работающем двигателе несколько раз выжмите педаль ножного
тормоза, - величина хода педали должна оставаться неизменной.
5. Выжмите педаль, заглушите двигатель и продолжайте удерживать
педаль нажатой в течение еще около 30 секунд, в течение которых
она не должна ни проваливаться ниже, ни подниматься.
6. Снова запустите двигатель, дайте ему поработать с минуту, затем
опять заглушите. Вновь несколько раз твердо выжмите педаль, - величина
хода должна сокращаться с каждым качком.
7. Проверьте исправность функционирования встроенного в вакуумный
шланг усилителя контрольного клапана. Отсоедините шланг и подуйте
в него со стороны сборки сервопривода, - клапан должен свободно
пропускать воздух в сторону двигателя. Подуйте в шланг с противоположного
конца, - клапан должен блокировать проходное сечение. В случае необходимости
замените шланг в сборе с клапаном.
|
При установке
шланга обратите внимание на его маркировку: обращенная к двигателю
сторона сборки помечена надписью «ENGINE».
|
|
8. Направьте поток воздуха
в конец вакуумного шланга со стороны усилителя тормозов. Воздух
должен выходит из конца шланга со стороны двигателя. Затем
направьте поток воздуха в конец вакуумного шланга со стороны
двигателя. Воздух не должен выходит из конца шланга со стороны
усилителя тормозов. Если этого не происходит, замените вакуумный
клапан вместе со шлангом. Конец шлага со стороны двигателя
имеет маркировку «ENGINE».
|
9. Проверьте шланг на наличие трещин и прочих повреждений, проследите
за плотностью его посадки на штуцерах. Внимание: При установке вакуумного
шланга не смачивайте штуцеры никакой смазкой или мыльной водой!
|
|
Стояночный тормоз (задний дисковый тормоз) (каждые 25 000 км
[15 000 миль] пробега или раз в 12 месяца)
Проверка
|
1. Проверяйте фрикционные накладки башмаков и барабаны
обоих стояночных тормозных механизмов одновременно.
|
2. Осмотрите тормозные башмаки
на наличие деформаций и механических повреждений. Измерьте
толщину тормозных накладок.
|
|
3. Осмотрите рабочую поверхность
барабана на наличие трещин, задиров, следов перегрева и прочих
повреждений. Если дефекты не могут быть удалены путем обработки
поверхности мелкозернистой наждачной бумагой, барабан следует
отдать для проточки в мастерскую автосервиса, либо заменить
(см. Главу
Тормозная
система на диске 2). Измерьте внутренний диаметр тормозных барабанов.
|
4. Если натяжение стяжной пружины ослабло, замените ее, - не перепутайте
нижнюю и верхнюю пружины.
|
|
Регулировка
|
|
1. Для регулировки стояночного
тормоза прокачайте тормозной тракт и снимите заднюю резиновую
заглушку, установленную с задней стороны тормозного щита.
|
2. При помощи отвертки с плоским жалом разверните колесо регулятора
плоской вверх до упора, затем верните его обратно на 3-4 зубца и
установите на место резиновую заглушку.
|
|
|
|