10.2. Сцепление - общая информация и проверка состояния компонентовНа всех моделях, оборудованных РКПП, используется однодисковое сцепление сухого
типа с диафрагменной пружиной. Ступица фрикционного (ведомого) диска сцепления
оборудована продольными шлицами, входящими в зацепление со шлицами цапфы первичного
вала коробки передач. Фрикционный и нажимной диски сцепления удерживаются в контакте
друг с другом за счет усилия, развиваемого диафрагменной пружиной нажимного диска.
Типичная конструкция сборки сцепления
|
|
|
Выключение сцепления производится гидравлическим способом. Привод выключения состоит
из педали сцепления, оборудованного резервуаром главного гидравлического цилиндра,
соединительных линий и исполнительного цилиндра, оказывающего воздействие на рычаг
выключения сцепления и выжимной подшипник.
При выжимании педали сцепления в тракте системы поднимается гидравлическое давление,
результирующее воздействие которого прикладывается к наружному концу рычага выключения.
При повороте рычага, пальцы его вала упираются в выжимной подшипник, который,
в свою очередь, смещаясь, прижимается к лепесткам диафрагменной пружины нажимного
диска в корзине сцепления. Выгибаясь, пружина прерывает контакт нажимного и ведомого
дисков, освобождая последний.
При обслуживании сцепления, помимо замены компонентов, имеющих очевидные механические
повреждения, необходимо произвести некоторые первичные проверки (предполагается,
что коробка передач находится в исправном состоянии):
- В первую очередь следует произвести оценку уровня жидкости в резервуаре
главного гидравлического цилиндра сцепления (см. Главу Текущее
обслуживание). В случае необходимости произведите соответствующую корректировку,
добавив требуемое количество гидравлической жидкости, и внимательно осмотрите
систему на наличие признаков утечек. При опустошении резервуара главного цилиндра
необходимо удалить из гидравлического тракта воздушные пробки (см. Раздел
Снятие, обслуживание и установка передних приводных валов)
затем проверить исправность функционирования сцепления;
- Для оценки времени переключения сцепления запустите двигатель на нормальные
обороты холостого хода. Удостоверьтесь, что включена нейтральная передача
и отпустите педаль сцепления. Теперь выжмите педаль сцепления и, выждав несколько
секунд, включите заднюю передачу. Переключение не должно приводить к возникновению
скрежета и других посторонних шумов, с высокой степенью вероятности указывающих
на неисправность ведомого диска или сборки корзины сцепления;
- Для проверки полноты выключения сцепления взведите стояночный тормоз и
запустите двигатель. Удерживая педаль сцепления на высоте около 13 мм над
полом, попереключайте коробку между первой и задней передачами. Наличие помех
при переключении рычага говорит о неисправности компонентов механизма выключения.
Оцените величину хода толкателя исполнительного цилиндра сцепления. При полностью
выжатой педали толкатель должен выдвигаться на заметную величину, в противном
случае следует проверить уровень гидравлической жидкости в главном цилиндре;
- Произведите визуальную проверку состояния осевых втулок в верхней части
педали сцепления. Удостоверьтесь в отсутствии признаков заклинивания и чрезмерного
люфта оси;
- Забравшись под автомобиль, удостоверьтесь в прочности посадки рычага выключения
сцепления на шаровом пальце сферической опоры.
|