3.4.12. Головка блока цилиндров
Предупреждение
Соблюдайте осторожность,
чтобы грязь не попала в топливный насос.
При установке головки блока
цилиндров, верхних направляющих и звездочки распределительного вала необходимо
использовать новые болты.
Расположение шлангов подачи охлаждающей жидкости в передней части головки
блока цилиндров
Расположение болтов крепления крышки цепи к головке блока цилиндров и одного
болта крепления головки к блоку цилиндров
Снятие
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Слейте охлаждающую жидкость
из системы охлаждения. |
2. Снимите провод массы с аккумулятора
и крышку головки блока цилиндров. |
3. Снимите вакуумный насос тормозной
системы. |
4. Установите поршень первого цилиндра
в верхней мертвой точке в такте сжатия и зафиксируйте коленчатый вал. |
5. Для улучшения доступа к крышке
звездочки топливного насоса выполните следующие действия:
– снимите кожух воздушного фильтра и переднюю выхлопную
трубу;
– снимите вспомогательный приводной ремень;
– отвинтите гайку крепления с рамы подвески силового агрегата
и приподнимите двигатель настолько, чтобы не деформировать шланги
и трубы. |
6. Снимите верхний натяжитель цепи. |
7. Снимите механизм натяжения приводного
ремня. |
8. Отвинтите болты и снимите крышку
звездочки топливного насоса. |
9. Нанесите метки совмещения между
верхней цепью и звездочками, а также между звездочкой распределительного
вала и распределительным валом. |
10. Отвинтите болты и снимите верхнюю
направляющую цепи. |
11. Перед отвинчиванием болтов
крепления верхней направляющей цепи болты необходимо нагреть для того,
чтобы размягчить состав, препятствующий отвинчиванию болтов. |
12. Используя гаечный ключ, зафиксируйте
распределительный вал от проворачивания и отвинтите болты крепления
звездочки распределительного вала. Перед отвинчиванием болта извлеките
штифт блокирования коленчатого вала и после отвинчивания болта установите
штифт на место. |
13. Снимите цепь со звездочки распределительного
вала и извлеките звездочку с двигателя. Под цепь установите отвертку
или стальной стержень для того, чтобы предотвратить ее падение в головку
блока цилиндров. |
|
|
14. Очистите область около соединения
трубопровода подачи топлива к топливному насосу и отвинтите болты
крепления трубопроводов (указаны стрелками). Отсоедините обратную
трубку от топливного насоса. Отсоедините трубопроводы от скоб крепления
и переместите их в сторону от головки блока цилиндров. |
15. Снимите впускной и выпускной
коллекторы. Если не требуется разборка головки блока цилиндров, она
может быть снята вместе с коллекторами после выполнения следующих
действий:
– на моделях турбо отсоедините впускные каналы и металлическую
трубу от турбонагнетателя;
– отвинтите болт крепления жгута проводов к верхней части
впускного коллектора и отсоедините электрические разъемы;
– отсоедините электрический разъем от датчика коленчатого
вала;
– отсоедините трубы от топливных форсунок;
– отсоедините вакуумные шланги от выключателя впускного
коллектора и EGR клапана;
– отсоедините электрические провода от свеч накаливания
и снимите жаростойкий экран турбонагнетателя;
– отсоедините маслопроводы турбонагнетателя от блока цилиндров,
отсоедините вакуумный шланг диафрагмы заслонки;
– снимите жаростойкий экран стартера. |
|
16. Ослабьте хомуты и отсоедините
шланги подачи охлаждающей жидкости к головке блока цилиндров. |
|
17. Отвинтите верхний болт крепления
генератора и переместите генератор от головки блока цилиндров. |
18. Отвинтите три болта крепления
правого конца головки блока цилиндров к верхней части крышки цепи
и одного болта, крепящего головку блока цилиндров к блоку цилиндров. |
|
19. Постепенно и последовательно,
в обратном порядке, отвинтите 10 болтов крепления головки блока цилиндров. |
20. Извлеките болты крепления головки
блока цилиндров вместе с шайбами. |
|
|
21. Снимите головку блока цилиндров.
Снимите прокладку головки блока цилиндров. |
Предупреждение
Не укладывайте
головку блока цилиндров нижней частью на стол, а только на деревянные
бруски, так как из головки блока цилиндров выступают топливные форсунки
и свечи накаливания.
|
|
Подготовка к установке
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Сопрягаемые поверхности головки
и блока цилиндров двигателя необходимо тщательно очистить от остатков
прокладки и нагара, используя пластиковый или деревянный скребок.
Также необходимо очистить верхние части поршней. При очистке исключите
возмож-ность попадания продуктов очистки в масляные каналы системы
охлаждения. Тщательно очистите внутренние поверхности цилиндров. |
2. Проверьте поверхности сопряжения
головки и блока цилиндров двигателя на наличие дефектов. Незначительные
повреждения устраняются механической обработкой. Также используя металлическую
линейку и щуп, проверьте плоскостность прилегания поверхностей. |
3. Очистите отверстия под болты
в блоке. Завинчивание болта в заполненное маслом отверстие может разорвать
блок из-за гидравлического давления. |
|
4. В зависимости от величины
выступания поршней из блока цилиндров необходимо использовать прокладку
головки строго определенной толщины. Толщина прокладки идентифицирована
отверстиями, пробитыми в левом переднем углу прокладки (см. таблицу
N1). |
|
5. Проверьте, что коленчатый
вал находится в положении верхней мертвой точки поршня первого цилиндра.
Установите индикатор часового типа на кронштейне на блок цилиндров.
Установите измерительный наконечник на блок цилиндров и установите
шкалу индикатора на 0. Установите измерительный наконечник на поршень
первого цилиндра и незначительно поверните коленчатый вал в обе стороны
и отметьте самое высокое значение на индикаторе. Запишите это значение. |
6. Аналогично измерьте выступание
поршня на цилиндре N4. Затем поверните распределительный вал на 180°
и повторите измерение выступания поршней на цилиндрах 2 и 3. Проверните
распределительный вал на 540° и установите его в исходное положение. |
7. Используя величину максимального выступания
поршня, подберите прокладку головки блока цилиндров (см. таблицу
N2).
|
|
|
|
Таблица N1
КОЛИЧЕСТВО ОТВЕРСТИЙ
|
ТОЛЩИНА ПРОКЛАДКИ
|
Без отверстия
|
1,20 мм
|
1 отверстие
|
1,30 мм
|
2 отверстия
|
1,40 мм
|
3 отверстия
|
1,50 мм
|
Таблица N2
ВЫСТУПАНИЕ ПОРШНЯ
|
ТОЛЩИНА ПРОКЛАДКИ
|
0,40 – 0,50 мм
|
1,20 мм
|
0,51 – 0,60 мм
|
1,30 мм.
|
0,61 – 0,70 мм
|
1,40 мм
|
Установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Протрите сопрягаемые поверхности
блока цилиндров и головки блока цилиндров. |
|
2. Проверьте, что два направляющих
штифта установлены в головку блока цилиндров и установите прокладку
головки блока цилиндров. |
3. Проверьте, что коленчатый вал
зафиксирован в положении верхней мертвой точки поршня первого цилиндра
в такте сжатия, а кулачки распределительного вала первого цилиндра
направлены вверх и паз на левой стороне распределительного вала параллелен
поверхности головки блока цилиндров. |
4. Установите головку блока цилиндров.
Извлеките верхнюю цепь на верх головки блока цилиндров и закрепите
ее на головке, используя лезвие отвертки или стальной стержень. |
5. Смажьте болты крепления головки
блока цилиндров моторным маслом, вставьте их в головку и затяните
от руки. |
|
6. Постепенно и последовательно
в несколько этапов затяните болты крепления головки блока цилиндров. |
7. Завинтите болты крепления крышки
цепи к правой стороне головки блока цилиндров. |
8. Поверните генератор к двигателю
и закрепите верхний болт крепления генератора. |
9. Подсоедините шланги подачи охлаждающей
жидкости головки блока цилиндров и закрепите их хомутами. |
10. Установите впускной и выпускной
коллекторы. |
11. Установите звездочку распределительного
вала на распределительный вал. |
12. Установите трубопроводы подачи
топлива с новыми шайбами и закрепите их требуемым моментом. |
13. Залейте охлаждающую жидкость
в систему охлаждения двигателя. |
|
|