9.2.2. Диагностика отказов АТ/CVT - общая информацияОтказы АТ чаще всего происходят по одной из следующих пяти причин:
a) Снижение эффективности отдачи двигателя;
b) Нарушение регулировок;
c) Неисправность гидравлики;
d) Механические повреждения;
e) Отказы бортового процессора/его сигнальной цепи.
Диагностика отказов всегда должна начинаться с наиболее простых проверок: оцените
уровень и состояние ATF (см. Главу
Настройки и текущее обслуживание),
проверьте регулировку приводов переключения передач и дроссельной заслонки. Далее,
проведите ходовые испытания автомобиля с целью определения эффективности внесенных
исправлений. Если устранить проблему не удалось, следует отогнать автомобиль на
станцию техобслуживания для более подробной диагностики с применением специального
оборудования. Описание некоторых из симптомов отказов АТ приведено в Разделе,
посвященном диагностике отказов узлов и систем автомобиля в начале Настоящего
Руководства.
Первичные проверки
|
1. В ходе короткой поездки прогрейте трансмиссию
до нормальной рабочей температуры.
2. Проверьте уровень ATF (см. Главу
Настройки и
текущее обслуживание):
a) Если жидкости явно недостаточно, произведите соответствующую
корректировку, долив необходимое количество свежей ATF. Убедитесь
в правильности проведенной корректировки по показаниям измерительного
щупа, затем проверьте трансмиссию на наличие признаков внешних утечек
(см. ниже);
b) Если уровень чрезмерно высок, слейте избыток ATF, затем проверьте
ее на наличие следов присутствия охлаждающей жидкости, свидетельствующих
о нарушении герметичности внутренних переборок радиатора, отделяющих
его теплообменник от боковых резервуаров с ATF (см. Главу
Системы
охлаждения, отопления);
c) Если ATF вспенена, опорожните трансмиссию и заправьте ее свежей
жидкостью, - слитую ATF проверьте на наличие следов присутствия
охлаждающей жидкости.
3. Проверьте установку оборотов холостого хода двигателя (см. Главу
Системы питания и выпуска). В случае необходимости
отгоните автомобиль на станцию техобслуживания для выполнения соответствующих
регулировок.
|
Если двигатель не в порядке,
не следует приступать к выполнению первичных проверок трансмиссии
до тех пор, пока не будут внесены соответствующие исправления.
|
4. Проверьте свободу перемещения троса управления приводом переключения
передач (см. Раздел
Проверка, регулировка и замена троса переключения передач), удостоверьтесь в правильности регулировки
и плавности хода тяги.
|
|
Диагностика утечек ATF
Общая информация
Большинство утечек легко выявляются при визуальной проверке. Ремонт обычно состоит
в замене соответствующего дефектного сальника или прокладки. Если выявить источник
утечки в ходе внешнего осмотра не удается, действуйте, как описано ниже.
В первую очередь необходимо исключить вероятность ошибки в определении природы
утечки. Не следует путать ATF с двигательным маслом или тормозной жидкостью (трансмиссионная
жидкость обычно имеет темно-красный цвет).
Для выявления источника утечки совершите короткую (несколько километров) поездку,
затем запаркуйте автомобиль над расстеленным чистым листом картона. Спустя пару
минут источник утечки может быть выявлен по следам капающей на картон жидкости.
Внимательно осмотрите подозреваемый участок и окружающую его поверхность, особое
внимание уделяя стыкам сопрягаемых прокладочных поверхностей. С целью расширения
угла обзора воспользуйтесь карманным зеркальцем.
Если выявить источник утечки по-прежнему не удается, тщательно протрите поверхность
подозреваемого участка смоченной растворителем ветошью, затем просушите ее.
Совершите еще одну короткую поездку, на этот раз часто меняя скорость движения,
затем вновь осмотрите вычищенный подозреваемый участок.
После выявления источника утечки, следует определить и устранить причину ее развития,
и лишь затем переходить к выполнению необходимых восстановительных работ. Замена
поврежденной прокладки не приведет к желаемому результату, если оставить неустраненным
дефект сопрягаемой поверхности, приведший к выходу уплотнителя из строя. Так,
деформированный фланец необходимо отрихтовать.
В нижеследующих подразделах перечислены наиболее типичные причины развития утечек
ATF и условия, которые должны быть выполнены, чтобы не произошло рецидивов.
|
Часть из перечисленных требований
не могут быть выполнены без применения специального оборудования. В этом
случае автомобиль следует отогнать на станцию техобслуживания.
|
Утечки через прокладочные поверхности
Периодически осматривайте поддон картера трансмиссии. Проверяйте наличие на своих
местах и надежность затягивания крепежных болтов, следите, чтобы на крышке не
появлялось следов механических повреждений (деформация поддона может привести
к выходу из строя расположенной внутри трансмиссии клапанной сборки).
К числу возможных причин развития утечек через поддон относятся чрезмерно тугое
затягивание крепежных болтов, повреждение уплотнительной поверхности картера трансмиссии,
разрушение прокладки, а также возникновение трещин или порозности стенок картера.
Если прокладка поддона или картера трансмиссии формируется подушкой герметика,
не исключена вероятность неправильного выбора типа последнего. К утечкам чрез
прокладку поддона может приводить также переполнение картера трансмиссионной жидкостью,
либо повышение давления ATF.
Утечки через сальники и манжеты
К числу наиболее типичных причин выхода сальников трансмиссии из строя относятся
чрезмерно высокий уровень ATF, нарушение проходимости вентиляционного патрубка,
механическое повреждение стенок посадочного гнезда, повреждение собственно сальника,
либо неправильная установка последнего. Не исключена также вероятность повреждения
цапфы продетого в сальник вала, либо чрезмерный люфт последнего в результате износа
подшипников.
Проверьте состояние и правильность посадки уплотнительной манжеты направляющей
трубки измерительного щупа. Периодически осматривайте на наличие признаков утечек
поверхность в районе расположения приводной шестерни спидометра/датчика скорости
(VSS). В случае необходимости производите замену уплотнительного кольца.
Утечки через дефекты в стенках картера трансмиссии
Причиной развития утечек ATF может являться образование трещин или пор в теле
картера трансмиссии. Проконсультируйтесь у специалистов автосервиса.
Проверьте герметичность штуцерных узлов подсоединения шлангов охладителя ATF.
Утечки через сапун и заливную горловину
Утечки через сапун вентиляции или заливную горловину могут происходить вследствие
переполнения трансмиссии, попадания в ATF охлаждающей жидкости, нарушения проходимости
сапуна/вентиляционного патрубка или возвратных дренажных отверстий.
Диагностические коды неисправностей АТ
Отвечающий за функционирование АТ бортовой процессор постоянно отслеживает имеющие
место нарушения в системе (включая контуры информационных датчиков и исполнительных
устройств). При выявлении неисправности в память блока управления заносится соответствующий
диагностический код. На станции техобслуживания занесенные в память процессора
коды неисправностей могут быть извлечены при помощи устройства, известного под
названием “CONSULT”, либо считывателей сканерного типа. Владелец автомобиля может
произвести считывание кодов самостоятельно, используя сигналы, высвечиваемые контрольной
лампой отключения режима повышения передачи “OD OFF” на приборном щитке автомобиля.
Модели 1993 и 1994 г.г. вып.
|
1. Запустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры.
2. Поверните ключ зажигания в положение OFF.
3. Переведите селектор режима функционирования АТ в положение AUTO.
4. Переведите переключатель режима повышающей передачи в положение
ON.
5. Переведите рычаг селектора в положение “Р”.
6. Не запуская двигатель, включите зажигание.
7. Контрольная лампа OD OFF должно включиться приблизительно на
две секунды:
a) Отказ включения лампы свидетельствует о неисправности процессора
управления функционированием АТ (прежде удостоверьтесь, что не вышла
из строя собственно лампа). Составители настоящего Руководства не
рекомендуют производить измерение сопротивления и напряжения на
клеммах процессора, так как случайные скачки напряжения/ пропускание
через блок управления чрезмерно высокого тока способны вывести последний
из строя. Отгоните автомобиль для проверки на станцию техобслуживания.
b) Если контрольная лампа OD OFF срабатывает исправно, переходите
к следующему этапу проверки.
8. Выключите зажигание.
9. Переведите рычаг селектора в положение “D”.
10. Отключите повышающую передачу, повернув переключатель режима
в положение OFF.
11. Не запуская двигатель, включите зажигание.
12. Спустя не менее двух секунд после включения зажигания переведите
рычаг селектора в положение “2”.
13. Повернув переключатель в положение ON, включите повышающую передачу.
14. Переведите рычаг селектора в положение “1”.
15. Отключите режим повышающей передачи (OFF).
16. Выжмите педаль газа до упора, затем отпустите ее.
17. Теперь процессор должен перейти в режим выдачи информации. Считывание
занесенных в память блока кодов неисправностей может быть произведено
по проблескам контрольной лампы OD OFF.
|
|
Модели с 1995 по 1997 г.г. вып.
|
1. Запустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры.
2. Выключите зажигание и, прежде чем приступать к выполнению процедуры,
обождите не менее пяти секунд.
3. Поверните ключ зажигания в положение АСС
4. Переведите переключатель режима повышающей передачи в положение
ON.
5. Переведите рычаг селектора в положение “Р”.
6. Не запуская двигатель, включите зажигание.
7. Контрольная лампа OD OFF должно включиться приблизительно на
две секунды:
a) Отказ включения лампы свидетельствует о неисправности процессора
управления функционированием АТ (прежде удостоверьтесь, что не вышла
из строя собственно лампа). Составители настоящего Руководства не
рекомендуют производить измерение сопротивления и напряжения на
клеммах процессор, так как случайные скачки напряжения/ пропускание
через блок управления чрезмерно высокого тока способны вывести последний
из строя. Отгоните автомобиль для проверки на станцию техобслуживания.
b) Если контрольная лампа OD OFF срабатывает исправно, переходите
к следующему этапу проверки.
8. Выключите зажигание.
9. Вновь включите зажигание не запуская двигатель.
10. Переведите рычаг селектора в положение “D”.
11. Отключите повышающую передачу, повернув переключатель режима
в положение OFF.
12. Не запуская двигатель, включите зажигание.
13. Спустя не менее двух секунд после включения зажигания переведите
рычаг селектора в положение “2”.
14. Повернув переключатель в положение ON, включите повышающую передачу.
15. Переведите рычаг селектора в положение “1”.
16. Отключите режим повышающей передачи (OFF).
17. Выжмите педаль газа до упора, затем отпустите ее.
18. Теперь процессор должен перейти в режим выдачи информации. Считывание
занесенных в память блока кодов неисправностей может быть произведено
по проблескам контрольной лампы OD OFF.
|
|
Модели 1998 и 1999 г.г. вып.
|
1. Запустите двигатель и прогрейте его до нормальной рабочей температуры.
2. Выключите зажигание и, прежде чем приступать к выполнению процедуры,
обождите не менее пяти секунд.
3. Переведите селектор режима функционирования АТ в положение “Р”.
4. Не запуская двигатель, включите зажигание.
5. Контрольная лампа OD OFF должно включиться приблизительно на
две секунды:
a) Отказ включения лампы свидетельствует о неисправности процессора
управления функционированием АТ (прежде удостоверьтесь, что не вышла
из строя собственно лампа). Составители настоящего Руководства не
рекомендуют производить измерение сопротивления и напряжения на
клеммах процессор, так как случайные скачки напряжения/ пропускание
через блок управления чрезмерно высокого тока способны вывести последний
из строя. Отгоните автомобиль для проверки на станцию техобслуживания.
b) Если контрольная лампа OD OFF срабатывает исправно, переходите
к следующему этапу проверки.
6. Выключите зажигание.
7. Поверните ключ зажигания в положение АСС.
8. Переведите рычаг селектора в положение “D”.
9. Не запуская двигатель, включите зажигание.
10. Отключите режим повышающей передачи (утопите кнопку переключателя
в положение OFF), затем выключите зажигание и снова его включите.
Отпустите переключатель повышающей передачи (лампа должна погаснуть).
11. Спустя не менее двух секунд после включения зажигания переведите
рычаг селектора в положение “2”.
12. Утопите кнопку переключателя повышающей передачи и, удерживая
ее нажатой, переведите рычаг селектора в положение “1”.
13. Выключите повышающую передачу (лампа должна погаснуть).
14. Выжмите педаль газа до упора, затем отпустите ее.
15. Теперь процессор должен перейти в режим выдачи информации. Считывание
занесенных в память блока кодов неисправностей может быть произведено
по проблескам контрольной лампы OD OFF.
|
|
Все модели
|
1. Если все отслеживаемые контуры функционируют
исправно, контрольная лампа выдаст один длинный проблеск, затем
десять коротких через равные промежутки между ними.
2. Начала отсчета высвечивания каждого из кодов отмечается одним
длинным проблеском, вслед за которым следуют десять последовательных
проблесков, определяющих собственно номер кода:
a) Если первый проблеск из десяти значащих является длинным, следовательно,
имеет место неисправность в цепи датчика оборотов;
b) Длинный второй проблеск означает отказ в цепи VSS;
c) Третий длинный проблеск соответствует отказу в цепи TPS;
d) Четвертый - в цепи электромагнитного клапана переключения передач
А 4
e) Пятый - в цепи электромагнитного клапана переключения передач
В;
f) Шестой - в цепи электромагнитного клапана-переключателя обгонной
муфты;
g) Седьмой - в цепи электромагнитного клапана-переключателя сцепления
преобразователя вращения;
h) Восьмой - в цепи датчика температуры ATF;
i) Девятый - в сигнальной цепи оборотов двигателя;
j) Десятый - в цепи электромагнитного клапана давления в тракте;
k) Чередование длинных проблесков с длинными затмениями контрольной
лампы свидетельствует о низком уровне заряда батареи;
l) На моделях по 1998 г. вып. отказ включения контрольной лампы
OD OFF свидетельствует о нарушении исправности функционирования
датчика-выключателя разрешения запуска/огней заднего хода, переключателя
повышающей передачи, либо TPS;
m) На моделях 1999 г. вып. отказ включения лампы обычно связан с
выходом из строя датчика-выключателя разрешения запуска/огней заднего
хода, либо TPS.
3. Устранение выявленных в ходе проверки неисправностей требует
от исполнителя высокой квалификации и должно быть поручено специалистам
автосервиса. Исключение составляет лишь ремонт/замена VSS и TPS
(см. Главу
Системы управления двигателем).
|
|
Очистка памяти процессора от кодов
|
1. Очистка памяти процессора входит в число ремонтных
процедур, выполняемых специалистами станции техобслуживания. Если
считывание кодов и необходимые исправления производились владельцем
автомобиля самостоятельно, действуйте в следующем порядке:
2. Выключите зажигание (если оно включено), обождите не менее пяти
секунд и вновь его включите.
3. Выполните процедуры считывания кодов неисправностей (см. выше).
4. Повернув селектор на модуле управления (РСМ), переключите систему
из режима Mode II в режим Mode I (см. Главу
Системы
управления двигателем).
|
|
|