5.1. Общая информация
Расположение компонентов систем охлаждения, отопления и кондиционирования
воздуха в двигательном отсеке автомобиля
|
1 — Радиатор
2 — Конденсатор
3 — Вентилятор системы охлаждения
4 — Водяной насос
|
5 — Термостат
6 — Расширительный бачок
7 — Аккумулятор/осушитель
|
Компоненты термостата
|
1 — Фланец
2 — Поршень
3 — Клапан прокачки
4 — Главная винтовая пружина
|
5 — Седло клапана
6 — Основной клапан
7 — Рама
8 — Вторичная винтовая пружина
|
Схема циркуляции охлаждающей жидкости с двигателях DOHC
Схема циркуляции охлаждающей жидкости с двигателях SOHC
Принципиальная схема системы кондиционирования воздуха
Функциональная схема системы кондиционирования воздуха
Система охлаждения двигателя
Все модели рассматриваемых в настоящем Руководстве автомобилей оборудованы работающей
при избыточном давлении системой охлаждения двигателя с термостатическим управлением
циркуляцией рабочей жидкости. Водяной насос роторного типа закреплен на блоке
двигателя и обеспечивает прокачку охлаждающей жидкости сквозь охладительный тракт
последнего. Поток жидкости омывает районы расположения каждого из цилиндров в
блоке и направляется в заднюю часть двигателя. Проложенные в литье блока и головки
цилиндров охладительные каналы обеспечивают интенсивное охлаждение впускных и
выпускных портов, районов установки свечей зажигания и направляющих втулок выпускных
клапанов.
Воскозаполненный термостат контролирует рабочую температуру двигателя в процессе
его разогрева. В первые минуты после запуска холодного двигателя термостат остается
закрытым, предотвращая тем самым циркуляцию охлаждающей жидкости через радиатор.
Когда температура двигателя достигает нормального рабочего значения, клапан термостата
открывается, подключая к контуру охлаждения радиатор, обеспечивающий максимальную
интенсивность теплоотвода от рабочего тела (охлаждающей жидкости).
Система охлаждения имеет герметичную конструкцию и плотно закрыта крышкой радиатора,
способной выдерживать определенное избыточное давление, что обеспечивает повышение
точки кипения охлаждающей жидкости и, соответственно, эффективности теплоотвода
через радиатор. При превышении внутренним давлением в системе некоторого определенного
значения, подпружиненная тарелка вмонтированного в крышку радиатора предохранительного
клапана приподнимается над своим седлом, обеспечивая перетекание избытка охлаждающей
жидкости по соединительной (переливной) трубке в расширительный бачок. По мере
остывания системы жидкость автоматически возвращается из бачка в радиатор.
Доливание охлаждающей жидкости в систему производится через горловину расширительного
бачка, который одновременно выступает также в роли ресивера, аккумулирующего в
себе вытесняемый из радиатора избыток жидкости.
Ввиду перечисленных особенностей конструкции, такая система охлаждения получила
название замкнутой, так как в ней исключены какие-либо функциональные потери охлаждающей
жидкости.
Система отопления
Основными компонентами системы отопления салона являются электрический вентилятор
и теплообменник, расположенные в коробчатом кожухе отопителя. Теплообменник посредством
резиновых шлангов соединен с системой охлаждения двигателя. Блок управления функционированием
отопителя/кондиционера воздуха вмонтирован в панель приборов автомобиля. Разогретая
в двигателе охлаждающая жидкость циркулирует через теплообменник отопителя, отдавая
свое тепло заполняющему кожух воздуху. При включении отопления салона происходит
открывание пластинчатой заслонки, в результате чего внутренний объем кожуха отопителя
соединяется с объемом салона. При включении вентилятора крыльчатка последнего
начинает прогонять подаваемый в салон воздух через теплообменник, обеспечивая
его интенсивный разогрев.
Система кондиционирования воздуха
Функциональная и принципиальная схемы системы кондиционирования воздуха представлена
на сопроводительных иллюстрациях.
В состав системы входят установленный впереди радиатора конденсатор, расположенный
рядом с теплообменником отопителя испаритель, закрепленный на блоке двигателя
компрессор, и ресивер-осушитель (аккумулятор), оборудованный редукционным клапаном
высокого давления. Все компоненты соединены между собой рефрижераторными линиями.
Вентилятор прогоняет поступающий в салон воздух сквозь теплообменник испарителя,
работающий в режиме, обратном режиму функционирования радиатора. Прокачиваемый
через теплообменник хладагент закипает и, испаряясь, отбирает у воздуха избыток
тепла. Температура внутри салона при этом снижается до требуемого комфортного
значения (по выбору оператора). Компрессор поддерживает циркуляцию хладагента
в системе, прокачивая разогретую жидкость через конденсатор, где она охлаждается
и поступает обратно в испаритель.
|
Рассматриваемые в настоящем Руководстве
автомобили оборудованы системой дополнительной безопасности SRS, более
известной как подушка безопасности. Прежде чем выполнять какие-либо работы
вблизи сборки подушки или рулевой колонки, в обязательном порядке отключайте
систему во избежание получения травм в результате случайного ее срабатывания,
- отсоедините от батареи сначала отрицательный, затем положительный провод
и обождите не менее двух минут, прежде чем приступать к обслуживанию компонентов,
расположенных вблизи датчиков направленных перегрузок (см. Главу Бортовое
электрооборудование). Изоляция и контактные разъемы электропроводки
цепи SRS окрашены в ярко-желтый цвет. Не следует подключать к данной цепи
никакие диагностические приборы! |
|