3.5. Проверка уровней жидкостей, контроль утечек
|
Ниже описан порядок процедуры, производимых на ежемесячной основе. Описание проверок уровней прочих жидкостей можно найти далее в соответствующих Разделах, посвященных конкретным процедурам обслуживания. Вне зависимости от оговоренных Графиком интервалов, старайтесь не оставлять без внимания факты появления потеков жидкостей под автомобилей, - подобные признаки указывают на наличие подлежащих незамедлительному устранению неисправностей.
|
|
При проверке уровня любой рабочей жидкости автомобиль должен располагаться строго горизонтально!
|
Жидкости являются неотъемлемой составной частью систем смазки, охлаждения, торможения и омывания стекол. Ввиду нормального расходования и тенденции к загрязнению в процессе эксплуатации автомобиля, следует периодически производить проверки состояния/уровней и замену рабочих жидкостей, - ознакомьтесь с требованиями Спецификаций к типам применяемых составов и объемам заполнения соответствующих систем.
Двигательное масло
Визуальный контроль утечек
|
- При заметном замасливании силового агрегата и большом расходе масла внимательно осмотрите места наиболее вероятного развития утечек:
- Уплотнительный элемент крышки заливной горловины двигательного масла, - проверьте на наличие трещин и прочих механических повреждений;
- Компоненты системы вентиляции картера (в частности, - вентиляционный шланг, идущий от крышки головки цилиндров к впускному воздуховоду);
- Прокладка крышки(ек) головки цилиндров;
- Прокладка головки(ок) цилиндров;
- Уплотнительный элемент сливной пробки поддона картера двигателя;
- Прокладка масляного фильтра, - внимательно изучите место прилегания фильтра к посадочному фланцу;
- Прокладка поддона картера;
- Передний и задний сальники коленчатого вала.
- Заверните генератор в полиэтилен, опрыскайте двигатель обычным холодным очистителем, - затем, через непродолжительное время, - промойте агрегат на автомойке.
- Стыки сопрягаемых поверхностей и уплотнительные элементы силового агрегата присыпьте снаружи известью или тальком.
- Проверьте уровень масла, в случае необходимости произведите соответствующую корректировку (см. ниже).
- В ходе короткой (порядка 30 км) поездки (желательно по скоростной трассе) прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры, - горячее масло отличается повышенной текучестью и легче просачивается через неплотности.
- Запаркуйте автомобиль в безопасном месте и, подсвечивая себе лампой, исследуйте двигатель с целью локализации источников утечек масла. Устраните причины развития утечек.
|
|
Проверка уровня
|
Максимальный допустимый расход двигательного масла составляет 1л/1000 км, реальный уровень потребления масла зависит от манеры вождения, - частое движение с высокими оборотами двигателя ведет к увеличению расхода масла.
|
|
- Функция контроля уровня двигательного масла заложена в Раздел «Стандартная индикация» главного меню бортового компьютера (обратитесь к руководству по эксплуатации автомобиля, - спрашивайте в магазинах автомобильной литературы).
- Физическая проверка уровня масла производится при помощи измерительного щупа, продетого в направляющую трубку и опускаемого в двигатель до нижней точки поддона его картера (см. иллюстрации
Двигательный отсек бензиновых моделей (на примере G55 AMG),
Двигательный отсек дизельных моделей G270 CDI
и
Двигательный отсек дизельных моделей G400 CDI). Проверка уровня масла должна производиться перед первой в текущий день поездкой, либо спустя порядка 5 минут после остановки двигателя. Если выполнить проверку непосредственно после выключения двигателя, результаты ее не будут адекватно отражать ситуацию, так как часть масла окажется распределенной по внутренним галереям и компонентам двигателя.
|
- Извлеките измерительный щуп из направляющей трубки и насухо протрите его лезвие чистой ветошью или бумажным полотенцем. Заправьте щуп обратно в трубку до упора, затем вновь извлеките. Осмотрев лезвие щупа, оцените величину смоченного маслом участка. Уровень масла должен находиться между верхней и нижней отметками на лезвии щупа. В случае необходимости долейте в двигатель соответствующее количество масла требуемого сорта.
|
|
|
Для того, чтобы поднять уровень от нижней отметки на лезвии щупа до верхней требуется порядка 2 л масла.
|
|
- Опускание уровня за пределы нижней границы допустимого диапазона ведет к развитию масляного голодания двигателя и чреватого серьезными механическими повреждениями последнего. Старайтесь также не переливать масло выше верхней отметки, так как это может привести к забрасыванию свечей зажигания или выходу из строя сальников силового агрегата в результате чрезмерного повышения давления.
- Для того чтобы залить масло в двигатель необходимо снять резьбовую крышку заливной горловины (см. иллюстрации
Двигательный отсек бензиновых моделей (на примере G55 AMG),
Двигательный отсек дизельных моделей G270 CDI
и
Двигательный отсек дизельных моделей G400 CDI). Во избежание разбрызгивания масла во время заправки его в двигатель воспользуйтесь воронкой, либо масленкой с длинным носиком. Залив масло, наверните и прочно затяните крышку заливной горловины, затем запустите двигатель и внимательно осмотрите на наличие признаков утечек сливную пробку и сопрягаемую с блоком поверхность масляного фильтра. Заглушите двигатель, обождите 5-10 минут, в течение которых масло сольется в поддон, затем еще раз проверьте его уровень.
|
|
Избыток масла необходимо слить или откачать из картера, - чрезмерный уровень двигательного масла может явиться причиной выхода из строя каталитического преобразователя. Проследите за надежностью затягивания крышки заливной горловины.
|
|
- Проверка уровня моторного масла является важной профилактической процедурой обслуживания двигателя. Постоянное снижение уровня свидетельствует о наличии утечек масла в результате выхода из строя сальников, повреждения уплотнительных прокладок, износа поршневых колец или направляющих втулок клапанов. Если масло по цвету или консистенции напоминает молоко, либо в нем присутствуют капли воды, это говорит о возможном повреждении прокладки головки цилиндров, либо образовании трещин в теле головки(ок) или блока. Проверка должна быть произведена без промедления. Во время измерения уровня масла всегда проверяйте также его состояние. Большим и указательным пальцами снимите с лезвия щупа следы масла, - в случае присутствия в нем мелких металлических частиц масло подлежит замене (см. Раздел Замена двигательного масла и масляного фильтра).
|
|
Охлаждающая жидкость двигателя
|
Не допускайте попадания антифриза на открытые участки тела и окрашенные поверхности автомобиля. Случайные брызги без промедления смывайте обильным количеством воды. Помните, что антифриз является в высшей степени токсичной жидкостью и попадание его внутрь организма даже в небольших количествах чревато самыми серьезными последствиями, вплоть до летального исхода. Никогда не оставляйте антифриз хранящимся в неплотно закрытой таре, без промедления собирайте пролитую на пол охлаждающую жидкость. Помните, что сладковатый запах антифриза может привлечь к себе внимание детей и животных. О способах утилизациях отработанной охлаждающей жидкости проконсультируйтесь с местными властями, - во многих регионах мира обустроены специальные пункты по приему различного рода отработок. Ни в коем случае не сливайте старую охлаждающую жидкость в канализацию и на землю!
|
|
В последнее время были разработаны нетоксичные сорта антифриза, тем не менее, они также должны утилизироваться в организованном порядке.
|
|
- Все автомобили, рассматриваемые в данном Руководстве, оборудованы системой охлаждения компенсационного типа, работающей при избыточном давлении. Пластмассовый расширительный бачок расположен справа в двигательном отсеке и соединен шлангами с радиатором и водяной рубашкой силового агрегата (см. иллюстрацию
Двигательный отсек бензиновых моделей (на примере G55 AMG)). По мере разогрева двигателя в процессе его работы расширяющаяся охлаждающая жидкость заполняет бачок. При остывании двигателя охлаждающая жидкость автоматически поступает обратно в систему охлаждения, что обеспечивает поддержания постоянного значения его уровня.
|
- Проверка уровня охлаждающей жидкости в резервуаре должна производиться регулярно, при строго горизонтальном положении автомобиля и выключенном двигателе. В холодном состоянии уровень охлаждающей жидкости должен доходить до контрольной отметки на стенке/внутри расширительного бачка, в зависимости от варианта исполнения. После разогрева двигателя уровень охлаждающей жидкости поднимается еще приблизительно на 1.0 - 1.5 см. В случае необходимости произведите соответствующую корректировку, - добавляйте только жидкость требуемого состава (см. Спецификации).
|
|
-
Совершив на автомобиле короткую поездку, еще раз измерьте уровень охлаждающей жидкости, - незначительная корректировка может быть произведена путем доливания дистиллированной воды, однако, следует помнить, что частые добавления воды приводят к разжижению антифриза, поэтому разумнее всегда доливать в систему смесь требуемого состава.
-
Регулярно возникающая необходимость в корректировке уровня охлаждающей жидкости свидетельствуют о наличии ее утечек (внешних или внутренних), - внимательно изучите внешнее состояние радиатора, соединительных шлангов, крышки заливной горловины, сливных пробок и водяного насоса (см. Раздел Проверка функционирования системы охлаждения и морозоустойчивости охлаждающей жидкости, замена жидкости). Если выявить источник утечки не удается, проверьте герметичность посадки крышек расширительного бачка и радиатора в условиях СТО.
-
Снятие крышек компонентов системы охлаждения должно производиться после полного остывания двигателя. Оберните крышку ветошью и отверните ее до первой точки ослабления сопротивления, - если при этом из-под крышки начнет вырываться пар или охлаждающая жидкость, дайте двигателю еще немного остыть, и лишь затем окончательно снимайте крышку.
-
Необходимо также проверять состояние охлаждающей жидкости, она должна быть относительно чистой. Если жидкость имеет красновато-бурую окраску, ее необходимо слить, затем промыть тракт системы охлаждения и заполнить его свежей смесью требуемого состава. Даже если охлаждающая жидкость выглядит нормально, входящие в ее состав ингибиторы коррозии со временем теряют свою эффективность, поэтому замену в любом случае следует производить в соответствии с Графиком текущего обслуживания.
-
В случае необходимости проверка сопротивляемости охлаждающей жидкости замерзанию может быть произведена при помощи ареометра, - сравните результаты измерения с требованиями Спецификаций.
|
|
Контрольная точка уровня охлаждающей жидкости внутри расширительного бачка (проверяется через горловину)
Тормозная жидкость
|
При обслуживании гидравлического тракта тормозной системы соблюдайте крайнюю осторожность. Не допускайте попадания тормозной жидкости в глаза, рот и на окрашенные поверхности автомобиля! Помните, что тормозная жидкость в высокой степени гигроскопична, т.е. обладает свойством поглощения содержащейся в воздухе влаги, - ни в коем случае не доливайте в тормозную систему гидравлическую жидкость, долгое время хранившуюся в неплотно закрытой таре! Используйте только рекомендованные типы тормозной жидкости, - смешивание различных типов жидкости может привести к отказу тормозной системы!
|
|
- Оснащенный резервуаром главный цилиндр тормозной (ГТЦ) системы установлен в заднем левом углу двигательного отсека. О падении уровня тормозной жидкости водителя предупреждает срабатывание встроенной в комбинацию приборов контрольной лампы (см. Раздел Комбинация приборов, измерители, контрольные лампы и световые индикаторы), поплавковый датчик-выключатель которой встроен в крышку (модели выпуска до 12.2000)/корпус (модели выпуска с 12.2000) резервуара ГТЦ.
|
a.
b.
|
- Уровень тормозной жидкости проверяется визуально и должен находиться между отметками «MAX» и «MIN», нанесенными на полупрозрачные стенки резервуара ГТЦ. В случае необходимости произведите соответствующую корректировку, долив требуемое количество свежей жидкости через горловину резервуара, - перед отворачиванием крышки протрите резервуар снаружи во избежание попадания в гидравлический тракт грязи.
|
|
Не следует заливать в резервуар чрезмерное количество жидкости.
|
|
- При снятой крышке проверьте жидкость и стенки резервуара ГТЦ на наличие признаков загрязнения. В случае выявления присутствия частиц ржавчины, грязи или капель воды, жидкость следует заменить с последующей «прокачкой» тормозной системы (см. Главу Тормозная и вспомогательные системы).
- Закончив корректировку/замену, проследите за ровностью посадки и надежностью затягивания крышки резервуара.
- Постепенное опускание уровня жидкости в резервуаре ГТЦ связано с износом тормозных колодок. Необходимость в добавлении жидкости отсутствует, если ее уровень не опускается ниже отметки «MIN», - в случае необходимости проверьте состояние фрикционных накладок колодок тормозных механизмов, - замена колодок приведет к автоматическому выравниванию уровня.
- Если необходимость в корректировке уровня тормозной жидкости возникает регулярно, следует без промедления тщательно проверить гидравлический тракт тормозной системы на наличие признаков развития утечек, - внимательно обследуйте состояние суппортов/колесных цилиндров, ГТЦ, тормозных трубок, шлангов и их штуцерных соединений, (см. Разделы Проверка тормозной системы и Проверка состояния и замена шлангов двигательного отсека, локализация утечек).
- При опускании уровня жидкости в резервуаре ГТЦ ниже отметки «MIN» тормозную систему следует «прокачать» (см. Главу Тормозная и вспомогательные системы).
|
|
Жидкость системы гидроусиления руля (ГУР)
|
Если уровень жидкости в резервуаре ГУР опустился ниже зоны, соответствующей текущему температурному диапазону, состояние гидроусиленного рулевого механизма необходимо проверить на фирменной СТО Mercedes-Benz, - простой корректировки уровня в данном случае будет недостаточно.
|
|
В рамках выполнения процедур планового ТО контроль уровня жидкости ГУР не производится.
|
|
- Проверка уровня жидкости ГУР производится при температуре порядка 20°С. Резервуар ГУР оснащен оборудованной измерительным щупом резьбовой крышкой и помещается справа в двигательном отсеке (см. иллюстрацию
Двигательный отсек бензиновых моделей (на примере G55 AMG)
и сопроводительные иллюстрации). На дизельных моделях для обеспечения доступа к резервуару ГУР необходимо снять панель отделки головки цилиндров. Уровень жидкости должен находиться между отметками «MIN» и «МАХ» на лезвии щупа.
|
a.
b.
c.
|
|
Жидкость гидропривода блокировки дифференциалов
|
В гидравлическом тракте привода блокировки дифференциалов используется тормозная жидкость, при обращении с которой следует соблюдать особые меры предосторожности (см предупреждение выше в соответствующем подразделе).
|
|
В рамках выполнения процедур планового ТО контроль уровня жидкости гидропривода блокировки дифференциалов не производится.
|
|
- Местоположение резервуара гидропривода блокировки дифференциалов показано на иллюстрации
Двигательный отсек бензиновых моделей (на примере G55 AMG)
и сопроводительных иллюстрациях.
а
— Местоположение резервуара (1) гидропривода блокировки дифференциалов на моделях выпуска до 12.2000 г.
b
— Местоположение резервуара (1) гидропривода блокировки дифференциалов на моделях выпуска
с 12.2000 г.
|
a.
b.
|
- Уровень жидкости должен находиться чуть выше отметки MAX, нанесенной полупрозрачную стенку резервуара, - в случае необходимости произведите соответствующую корректировку, предварительно проверив гидравлический тракт гидропривода на наличие признаков развития утечек и устранив причины последних.
|
|
Трансмиссионная жидкость (ATF)
|
Используемые на рассматриваемых моделях автомобилей автоматические трансмиссии заполняются трансмиссионной жидкостью на весь срок своей службы и в регулярной проверке и корректировке уровня не нуждаются.
|
Проверка уровня ATF
|
|
|
|
- Проверку уровня ATF правильнее всего производить при прогретых двигателе и трансмиссии, - совершите на автомобиле короткую (порядка 15 км) поездку.
- Запаркуйте автомобиль на ровной горизонтальной поверхности, взведите стояночный тормоз. Для надежной фиксации автомобиля подоприте колеса противооткатными башмаками.
- Запустите двигатель на холостые обороты. Выжмите педаль ножного тормоза и аккуратно переключите рычаг селектора из положения «Р» в положение «D», затем верните обратно. Удостоверьтесь в отсутствии признаков развития внешних утечек ATF.
- Щуп измерения уровня жидкости расположен в задней части трансмиссии. Перед тем как извлечь щуп, тщательно протрите прилегающую к поверхность картера, - попадание грязи внутрь трансмиссии недопустимо.
- Поддев подходящей отверткой, извлеките блокировочный фиксатор (красный язычок фиксатора обламывается, а оставшийся фрагмент выталкивается из крышки вниз) и снимите крышку (см. иллюстрацию выше).
- Запустите двигатель и, удерживая автомобиль неподвижно ножным тормозом, последовательно переведите рычаг селектора через все рабочие диапазоны, в заключение вновь вернув его в положение «Р».
- Предварительно тщательно протерев, заправьте измерительный щуп до упора в заливную горловину трансмиссии. Извлеките щуп и по длине смоченного участка его лезвия определите уровень ATF в картере трансмиссии, при холодном агрегате уровень должен находиться между отметками min и max нижней (25°С) шкалы щупа, при горячем - между идентичными метками верхней (80°) шкалы (см. иллюстрацию выше).
- В ходе короткой поездки прогрейте трансмиссию до нормальной рабочей температуры, обождите порядка 2 минут и еще раз повторите проверку уровня жидкости при работающем двигателе. Если уровень ATF чрезмерно высок, избыток жидкости должен быть откачан из картера АТ в обязательном порядке, - превышение уровня, равно как и недостаток ATF может привести к выходу трансмиссии из строя.
- Установите на место крышку заливной горловины и заблокируйте ее новым блокировочным фиксатором (см. иллюстрацию выше).
- Внимательно осмотрите картер АТ на наличие признаков развития утечек, в случае необходимости произведите необходимые исправления.
|
|
Смазочная жидкость раздаточной коробки
|
В рамках выполнения процедур планового ТО контроль уровня масла в раздаточной коробке не производится.
|
|
- Удостоверьтесь в горизонтальности установки автомобиля. Протрите поверхность картера раздаточной коробки вокруг пробки заливного/контрольного отверстия (см. сопр. иллюстрацию - Местоположение пробки заливного/контрольного отверстия на картере раздаточной коробки серии 750.65).
|
|
-
Выверните пробку и, вставив в отверстие палец, проверьте уровень масла в картере, - он должен доходить ровно до нижнего среза отверстия. В случае необходимости произведите соответствующую корректировку.
|
|
Жидкость омывания стекол/линз фар
|
Концентрат стеклоомывающего средства легко воспламеняем! При обращении с концентратом стеклоомывающего средства применение огня, открытого пламени и курение запрещаются.
|
|
- Резервуар жидкости омывания стекол установлен в правом заднем углу двигательного отсека, позади расширительного бачка системы охлаждения и оборудован заливной горловиной с крышкой байонетного типа (см. сопр. иллюстрацию - Местоположение резервуара жидкости омывания стекол/линз фар в двигательном отсеке (для всех моделей)). Вместимость резервуара составляет порядка 7.5 л (см. Спецификации).
|
|
-
О падении уровня жидкости водителя предупреждает срабатывание встроенной в комбинацию приборов контрольной лампы, - датчик-выключатель контрольной лампы вмонтирован в верхнюю часть резервуара омывающей жидкости.
-
В районах с умеренным климатом систему можно заправлять обычной водой, но рекомендуется добавлять в воду средства для мытья стекол (летний концентрат МВ имеет маркировку S). Резервуар должен заполняться не более чем на две трети, чтобы оставалось свободное пространство на случай расширения воды при замерзании. В районах с холодными климатическими условиями следует использовать специальный концентрат для омывания стекол (маркировка W), снижающий точку замерзания жидкости, который можно приобрести в любом магазине автомобильных аксессуаров. Обычно он продается в концентрированном или готовом виде. Смешивание концентрата с водой следует производить строго в соответствии с изложенной на упаковке инструкцией производителя средства.
|
|
Ни в коем случае не используйте для омывания стекол антифриз системы охлаждения, способный при попадании на кузовные панели повредить лакокрасочное покрытие!
|
|
|
|