3.12. Проверка функционирования системы охлаждения и морозоустойчивости охлаждающей жидкости, замена жидкости
Шланги, также как и приводные ремни, имеют свойство выходить из строя в самый неподходящий момент - во избежание неприятностей, связанных с разрывом шлангов радиатора или отопителя, внимательно осматривайте их, как показано на иллюстрации
|
|
|
- Многие серьезные нарушения в работе двигателя связаны с неисправностями системы охлаждения. Если автомобиль оборудован автоматической трансмиссией, то ее функционирование и срок службы также напрямую связаны с работой системы охлаждения.
- Проверка системы охлаждения должна производиться при холодном двигателе, поэтому лучше заняться ею перед первой за текущий день поездкой или не ранее, чем через три часа после выключения двигателя.
- Медленно, соблюдая осторожность на случай, если двигатель еще не совсем остыл, снимите крышку расширительного бачка. Тщательно промойте ее изнутри и снаружи чистой водой. Также промойте заливную горловину бачка. Наличие следов коррозии в заливной горловине означает, что охлаждающую жидкость следует заменить (см. ниже). Охлаждающая жидкость внутри расширительного бачка должен быть сравнительно чистым и прозрачным. Если он имеет буроватый цвет, опорожните систему и залейте в нее новую охлаждающую жидкость.
- Тщательно проверьте шланги радиатора, а также шланги отопителя, которые имеют меньший диаметр. Проверяйте шланги системы охлаждения по всей длине, при выявлении трещин, вздутий и признаков старения материала производите замену. Трещины легче обнаружить путем сжимания шланга. Особое внимание обращайте на места установки крепежных хомутов, которые могут порезать или проткнуть шланги, что приведет к развитию утечек охлаждающей жидкости.
- Удостоверьтесь в надежности крепления всех шланговых соединений. Утечки охлаждающей жидкости обычно проявляются в виде белых или ржавого цвета отложений в области нарушения герметизации. Если на Вашем автомобиле используются хомуты проволочного типа, то имеет смысл заменить их на хомуты винтового типа.
- С помощью сжатого воздуха или мягкой щетки очистите переднюю часть радиатора (а также конденсатор кондиционера воздуха, там, где он имеется). Удалите всех насекомых, листья и прочие посторонние предметы, попавшие на ребра радиатора, - будьте очень осторожны, чтобы не повредить ребра и не порезать о них пальцы.
- Если уровень охлаждающей жидкости постоянно падает, а Вы не обнаружили никаких утечек, следует произвести проверку системы охлаждения давлением в условиях СТО Mercedes-Benz.
|
|
Проверка морозоустойчивости охлаждающей жидкости
|
Не допускайте попадания антифриза на Вашу кожу и окрашенные поверхности автомобиля. При попадании немедленно смывайте обильным количеством воды. Антифриз чрезвычайно токсичен и смертельно опасен при попадании в организм. Не оставляйте антифриз в открытом контейнере или пролитым на полу; его сладковатый запах легко может привлечь к себе детей или домашних животных. Справьтесь о местных правилах утилизации отработавшего антифриза. Во многих районах имеются специальные центры по его приемке.
|
|
- Перед началом зимнего сезона необходимо обязательно проверить концентрацию антифриза в охлаждающей жидкости, особенно если в систему в процессе эксплуатации заливалась чистая вода, - воспользуйтесь ареометром с градуировкой на морозоустойчивость.
- Слегка прогрейте двигатель так, чтобы нагрелся верхний шланг радиатора. При измерении концентрации антифриза температура жидкости должна составлять около +20°С.
- Осторожно отверните пробку расширительного бачка.
|
При горячем двигателе пробку расширительного бачка следует открывать осторожно. Имеется опасность ожога! Необходимо положить на пробку тряпку. Пробку открывайте только при температуре жидкости не более + 90°С.
|
- Наберите жидкость с помощью груши ареометра.
- В наших широтах достаточна концентрация антифриза, обеспечивающая защиту системы до температуры -25°С, при особо холодном климате до -35°С.
|
|
Замена охлаждающей жидкости
|
- Приготовьте сливную емкость подходящего объема.
|
-
Снимите крышку расширительного бачка.
|
|
-
Откройте регулировочный краник отопителя.
-
Снимите защиту картера.
|
-
Поочередно слейте охлаждающую жидкость сначала из радиатора (см. сопр. иллюстрации а и b), затем из картера двигателя (см. сопр. иллюстрацию с).
|
a.
b.
c.
|
-
Проверьте проходимость открытых участков каналов охладительного тракта, в случае необходимости произведите их прочистку.
- Оцените состояние уплотнительных шайб сливных пробок, дефектные шайбы замените.
- Через горловину расширительного бачка залейте в систему требуемое количество свежей охлаждающей жидкости. При эксплуатации автомобиля в условиях с температурой до -25°С концентрация антифриза в охлаждающей жидкости должна составлять порядка 40%. При опускании столбика термометра до отметки -35°С концентрацию следует увеличить до 50% (см. Спецификации).
|
|
Если требуется более высокая степень защиты от замерзания, можно повысить уровень концентрации антифриза до 60% (такая концентрация обеспечит защиту от замерзания при температурах до -40°С). Дальнейшее повышение содержания в охлаждающей жидкости антифриза приводит к снижению эффективности ее действия как при отводе тепла, так и при защите двигателя от коррозии.
|
|
-
Запустите двигатель и выпустите из охладительного тракта воздушные пробки (см. ниже).
- Закрепите на крышке расширительного бачка ярлык с указанием концентрации, марки антифриза и даты его замены. Любое последующее пополнение системы (до плановой замены) должно проводиться только жидкостью того же состава, либо дистиллированной водой
|
|
Удаление воздушных пробок
|
- Если после замены жидкости двигатель перегревается, причина, скорее всего, в наличии воздушных пробок в системе. Пробки обычно появляются в результате спешки при заправке системы не нарушают исправность циркуляции охлаждающей жидкости.
- Присутствие в резиновых шлангах системы охлаждения воздушных пробок обычно достаточно просто выявляется на ощупь. После выполнения замены охлаждающей жидкости воздушные пробки обычно исчезают при первом запуске двигателя.
- При работающем прогретом до нормальной рабочей температуры двигателе включите отопитель и его вентилятор, - теплый воздух должен поступать в салон в достаточном количестве. Одной из причин недостаточного прогрева воздуха может являться присутствие в тракте системы охлаждения воздушных пробок.
- Появление в охладительном тракте воздушных пробок чревато порой самыми серьезными последствиями, а не просто приводит к снижению эффективности отдачи отопителя. Достаточно объемная пробка может воспрепятствовать циркуляции жидкости внутри водяной рубашки двигателя. Для того чтобы удостовериться в отсутствии пробок внутри двигателя, пощупайте верхний шланг радиатора: при работающем двигателе он должен быть горячим. Недостаточный прогрев шланга может свидетельствовать о присутствии в рубашке воздушных пробок, а также о возможной неисправности термостата.
|
|
Бензиновые модели
|
- Если после первого запуска двигателя после выполнения процедуры замены охлаждающей жидкости в системе останутся воздушные пробки, заглушите двигатель и дождитесь полного его остывания, затем снимите крышку расширительного бачка и посжимайте шланги охладительного. В худшем случае систему охлаждения придется полностью опорожнить и заправить свежей охлаждающей жидкостью (см. выше).
|
|
Дизельные модели
G270 CDI (М612)
Подготовка к удалению воздушных пробок из тракта системы охлаждения турбированного двигателя (1 из 4)
|
Подготовка к удалению воздушных пробок из тракта системы охлаждения турбированного двигателя (2 из 4)
|
|
Подготовка к удалению воздушных пробок из тракта системы охлаждения турбированного двигателя (3 из 4)
|
|
Подготовка к удалению воздушных пробок из тракта системы охлаждения турбированного двигателя (4 из 4)
|
|
-
Переключите рычаг селектора АТ в положение «Р» и выключите зажигание.
-
Выверните крепежные болты (1), оттяните вниз крышку (2) справа под панелью приборов, выверните болты (3) и снимите крышку (4).
|
|
На моделях, оборудованных системой аварийного вызова TELE AID (код ЕТ2), отсоедините электропроводку от соответствующего громкоговорителя правой передней двери.
|
|
- Откройте правую переднюю дверь и высвободите из фиксаторов боковую крышку (5) справа на панели приборов с целью облегчения доступа к модулю управления охладителя воздуха наддува (N90).
|
- Снимите модуль N90 и перемкните между собой клеммы №№ 2 и 5 контактной колодки с целью замыкания контура питания циркуляционного насоса (М44).
|
|
|
Будьте внимательны: нумерация клемм на колодке и на разъеме модуля не совпадает!
|
|
-
Откройте крышку расширительного бачка и включите зажигание, - активация циркуляционного насоса приведет к удалению пробок из тракта системы охлаждения.
- Удостоверившись в полноте удаления воздуха, выключите зажигание и установите на место снимавшиеся компоненты.
|
|
G400 CDI (М628)
|
В ходе выполнения процедуры постоянно следите за уровнем жидкости в расширительном бачке, в случае необходимости производите соответствующую корректировку! Когда температура охлаждающей жидкости достигнет значения 60-70°С крышку расширительного бачка следует закрыть.
|
|
- На моделях, оборудованных двигателем серии 628 удаление воздуха из охладительного тракта производится также путем активации электромотора циркуляционного насоса (М44).
- Подсоедините и активируйте считыватель STAR DIAGNOSIS (действуйте в соответствии с указаниями, приведенными в инструкции изготовителей прибора).
- Произведите выбор модели автомобиля с указанием типа двигателя и рулевого привода.
- Войдите в главную группу модулей управления и выберите требуемый драйвер.
- Укажите тип системы питания (CDI-V1).
- Выберите режим активации, в качестве целевой точки указав электромотор циркуляционного насоса (М44).
- Для активации насоса нажмите функциональную клавишу «F3», - насос будет функционировать только при нажатой клавише.
|
|
|
Клавиша должна быть нажата физически, а не виртуально при помощи мыши!
|
Удаление масла из охладительного и отопительного трактов дизельных двигателей
|
Не открывайте крышку расширительного бачка до тех пор, пока охлаждающая жидкость не прогреется до температуры 90°С. При открывании крышки соблюдайте осторожность, - не ошпарьтесь!
|
Удаление масла из охладительного/отопительного тракта дизельного двигателя
|
|
|
|
-
Снимите защиту картера. Опорожните систему охлаждения (см. выше).
- Снимите термостат системы охлаждения (см. Главу Системы охлаждения, отопления, вентиляции и кондиционирования воздуха).
|
- При помощи плоскогубцев снимите стопорную пластину (6), затем потянув вниз и одновременно поворачивая, извлеките из кожуха (4) термостата рабочий элемент (5). Далее кожух может быть использован в качестве приспособления для удаления из системы охлаждения масла.
|
|
- Включите отопитель на максимальную производительность (см. Часть Устройства обеспечения комфорта), при соответствующей комплектации активируйте также дополнительный отопитель (см. там же).
- Залейте в систему охлаждения специальный промывающий раствор (5% концентрата на 95% воды).
- Запустите двигатель и на умеренных оборотах прогрейте его до температуры порядка 80°С (потребуется около 5 минут).
- Заглушите двигатель и дайте ему остыть до температуры приблизительно 50°С.
- Слейте раствор из системы охлаждения (см. выше).
- Заправьте систему охлаждения чистой водой, на 5 минут запустите двигатель, затем вновь заглушите и слейте воду.
- Залейте в систему охлаждения свежую охлаждающую жидкость, удалите из охладительного тракта воздух (см. выше) и осмотрите компоненты системы на наличие признаков развития утечек.
|
|
|