3.4. Проверка уровней жидкостей, контроль утечек
|
Ниже описан порядок процедуры, производимых на ежемесячной основе. Описание проверок уровней прочих жидкостей можно найти далее в соответствующих Разделах, посвященных конкретным процедурам обслуживания. Вне зависимости от оговоренных Графиком интервалов, старайтесь не оставлять без внимание факты появления потеков жидкостей под автомобилей, - подобные признаки указывают на наличие подлежащих незамедлительному устранению неисправностей.
|
|
При проверке уровня любой рабочей жидкости автомобиль должен располагаться строго горизонтально!
|
Жидкости являются неотъемлемой составной частью систем смазки, охлаждения, торможения и омывания стекол. Ввиду нормального расходования и тенденции к загрязнению в процессе эксплуатации автомобиля, следует периодически производить проверки состояния/уровней и замену рабочих жидкостей, - ознакомьтесь с требованиями Спецификаций к типам применяемых составов и объемам заполнения соответствующих систем.
Двигательное масло
Визуальный контроль утечек
|
- При заметном замасливании силового агрегата и большом расходе масла внимательно осмотрите места наиболее вероятного развития утечек:
- Уплотнительный элемент крышки заливной горловины двигательного масла, - проверьте на наличие трещин и прочих механических повреждений;
- Компоненты системы вентиляции картера (в частности, - вентиляционный шланг, идущий от крышки головки цилиндров к впускному воздуховоду);
- Прокладка крышки(ек) головки цилиндров;
- Прокладка головки(ок) цилиндров;
- Уплотнительный элемент сливной пробки поддона картера двигателя;
- Прокладка масляного фильтра, - внимательно изучите место прилегания фильтра к посадочному фланцу;
- Прокладка поддона картера;
- Передний и задний сальники коленчатого вала.
- Заверните генератор в полиэтилен, опрыскайте двигатель обычным холодным очистителем, - затем, через непродолжительное время, - промойте агрегат на автомойке.
- Стыки сопрягаемых поверхностей и уплотнительные элементы силового агрегата присыпьте снаружи известью или тальком.
- Проверьте уровень масла, в случае необходимости произведите соответствующую корректировку (см. ниже).
- В ходе короткой (порядка 30 км) поездки (желательно по скоростной трассе) прогрейте двигатель до нормальной рабочей температуры, - горячее масло отличается повышенной текучестью и легче просачивается через неплотности.
- Запаркуйте автомобиль в безопасном месте и, подсвечивая себе лампой, исследуйте двигатель с целью локализации источников утечек масла. Устраните причины развития утечек.
|
|
Проверка уровня
|
|
Максимальный
допустимый расход двигательного масла составляет 1л/1000 км,
реальный уровень потребления масла зависит от манеры вождения,
- частое движение с высокими оборотами двигателя ведет к увеличению
расхода масла.
Информация по принципу функционирования контрольной
лампы уровня двигательного масла приведена в Разделе
Комбинация
приборов, измерители и контрольные лампы и световые индикаторы.
|
- Об опасном падении уровня двигательного масла водителя предупреждает
встроенная в сборку замка зажигания контрольная лампа (см. Раздел
Комбинация приборов, измерители и контрольные
лампы и световые индикаторы). Датчик уровня/температуры/качества
масла помещается под автомобилем, в правом переднем углу поддона
картера двигателя (см. сопр. иллюстрацию).
|
На моделях
ML 230 используется датчик-выключатель уровня масла (S43).
|
- Проверка уровня двигательного масла производится при помощи
измерительного щупа, продетого в направляющую трубку и опускаемого
в двигатель до нижней точки поддона его картера. Проверка уровня
масла должна производиться перед первой в текущий день поездкой,
либо спустя порядка 5 минут после остановки двигателя. Если выполнить
проверку немедленно после выключения двигателя, результаты ее
не будут адекватно отражать ситуацию, так как часть масла окажется
распределенной по внутренним галереям и компонентам двигателя.
|
Проверка уровня двигательного
масла
|
- Извлеките измерительный щуп из направляющей трубки и насухо
протрите его лезвие чистой ветошью или бумажным полотенцем. Заправьте
щуп обратно в трубку до упора, затем вновь извлеките. Осмотрев
лезвие щупа, оцените величину смоченного маслом участка. Уровень
масла должен находиться между верхней и нижней отметками на лезвии
щупа. В случае необходимости долейте в двигатель соответствующее
количество масла требуемого сорта.
|
Уровень масла должен находиться
между нижней (MIN) и верхней (МАХ) отметками на лезвии измерительного
щупа
|
- Опускание уровня за пределы нижней границы допустимого диапазона
ведет к развитию масляного голодания двигателя, чреватого серьезными
механическими повреждениями последнего. Старайтесь также не переливать
масло выше верхней отметки, так как это может привести к забрасыванию
свечей зажигания или выходу из строя сальников силового агрегата
в результате чрезмерного повышения давления.
- Для того чтобы залить масло в двигатель необходимо снять резьбовую
крышку заливной горловины. Во избежание разбрызгивания масла во
время заправки его в двигатель воспользуйтесь воронкой, либо масленкой
с длинным носиком. Залив масло, наверните и прочно затяните крышку
заливной горловины, затем запустите двигатель и внимательно осмотрите
на наличие признаков утечек сливную пробку и сопрягаемую с блоком
поверхность масляного фильтра. Заглушите двигатель, обождите 5-10
минут, в течение которых масло сольется в поддон, затем еще раз
проверьте его уровень.
|
Избыток масла
необходимо слить или откачать из картера, - чрезмерный уровень
двигательного масла может явиться причиной выхода из строя
каталитического преобразователя. Проследите за надежностью
затягивания крышки заливной горловины.
|
- Проверка уровня моторного масла является важной профилактической
процедурой обслуживания двигателя. Постоянное снижение уровня
свидетельствует о наличии утечек масла в результате выхода из
строя сальников, повреждения уплотнительных прокладок, износа
поршневых колец или направляющих втулок клапанов. Если масло по
цвету или консистенции напоминает молоко, либо в нем присутствуют
капли воды, это говорит о возможном повреждении прокладки головки
цилиндров, либо образовании трещин в теле головки(ок) или блока.
Проверка должна быть произведена без промедления. Во время измерения
уровня масла всегда проверяйте также его состояние. Большим и
указательным пальцами снимите с лезвия щупа следы масла, - в случае
присутствия в нем мелких металлических частиц масло подлежит замене
(см. Раздел
Замена двигательного масла и масляного фильтра).
|
|
Охлаждающая жидкость двигателя
|
|
Не допускайте попадания антифриза на открытые участки тела и окрашенные поверхности автомобиля. Случайные брызги без промедления смывайте обильным количеством воды. Помните, что антифриз является в высшей степени токсичной жидкостью и попадание его внутрь организма даже в небольших количествах чревато самыми серьезными последствиями, вплоть до летального исхода. Никогда не оставляйте антифриз хранящимся в неплотно закрытой таре, без промедления собирайте пролитую на пол охлаждающую жидкость. Помните, что сладковатый запах антифриза может привлечь к себе внимание детей и животных. О способах утилизациях отработанной охлаждающей жидкости проконсультируйтесь с местными властями, - во многих регионах мира обустроены специальные пункты по приему различного рода отработок. Ни в коем случае не сливайте старую охлаждающую жидкость в канализацию и на землю!
|
|
В последнее время были разработаны нетоксичные сорта антифриза, тем не менее, они также должны утилизироваться в организованном порядке.
|
- Все автомобили, рассматриваемые в данном Руководстве, оборудованы системой охлаждения компенсационного типа, работающей при избыточном давлении. Белый пластиковый расширительный бачок расположен в двигательном отсеке и соединен шлангом с радиатором. По мере разогрева двигателя в процессе его работы расширяющаяся охлаждающая жидкость заполняет бачок. При остывании двигателя охлаждающая жидкость автоматически поступает обратно в систему охлаждения, что обеспечивает поддержания постоянного значения его уровня. Об опасном падении уровня охлаждающей жидкости водителя предупреждает включенная в состав комбинации приборов контрольная лампа (см. Раздел
Комбинация приборов, измерители и контрольные лампы и световые индикаторы). Датчик-выключатель уровня охлаждающей жидкости помещается в нижней части расширительного бачка системы охлаждения.
- Проверка уровня охлаждающей жидкости в резервуаре должна производиться регулярно, при строго горизонтальном положении автомобиля и выключенном двигателе. В холодном состоянии уровень охлаждающей жидкости должен доходить до отметки «COLD LEVEL», нанесенной на полупрозрачную стенку бачка. После разогрева двигателя уровень охлаждающей жидкости поднимается еще приблизительно на 1.0 -1.5 см. В случае необходимости произведите соответствующую корректировку, - добавляйте только жидкость требуемого состава (см.
Спецификации).
- Совершив на автомобиле короткую поездку, еще раз измерьте уровень охлаждающей жидкости, - незначительная корректировка может быть произведена путем доливания дистиллированной воды, однако, следует помнить, что частые добавления воды приводят к разжижению антифриза, поэтому разумнее всегда доливать в систему смесь требуемого состава.
- Регулярно возникающая необходимость в корректировке уровня охлаждающей жидкости свидетельствуют о наличии ее утечек (внешних или внутренних), - внимательно изучите внешнее состояние радиатора, соединительных шлангов, крышки заливной горловины, сливных пробок и водяного насоса (см. Раздел
Проверка функционирования системы охлаждения и морозоустойчивости охлаждающей жидкости, замена жидкости). Если выявить источник утечки не удается, проверьте герметичность посадки крышек расширительного бачка и радиатора в условиях СТО.
- Снятие крышек компонентов системы охлаждения должно производиться после полного остывания двигателя. Оберните крышку ветошью и отверните ее до первой точки ослабления сопротивления, - если при этом из-под крышки начнет вырываться пар или охлаждающая жидкость, дайте двигателю еще немного остыть, и лишь затем окончательно снимайте крышку.
- Необходимо также проверять состояние охлаждающей жидкости, она должна быть относительно чистой. Если жидкость имеет красновато-бурую окраску, ее необходимо слить, затем промыть тракт системы охлаждения и заполнить его свежей смесью требуемого состава. Даже если охлаждающая жидкость выглядит нормально, входящие в ее состав ингибиторы коррозии со временем теряют свою эффективность, поэтому замену в любом случае следует производить в соответствии с
Графиком текущего обслуживания.
- Проверка сопротивляемости охлаждающей жидкости замерзанию производится при помощи ареометра.
|
|
Тормозная жидкость
|
|
Тормозная жидкость
может причинить вред Вашим глазам и повредить окрашенные поверхности
автомобиля, поэтому будьте крайне осторожны при обращении
с ней. Не пользуйтесь тормозной жидкостью, которая долгое
время стояла открытой, или которой больше одного года. Тормозная
жидкость имеет свойство поглощать влагу из воздуха, что может
привести к опасной потере эффективности тормозной системы.
Используйте только рекомендованный тип тормозной жидкости.
Смешивание различных типов жидкости может привести к отказу
тормозной системы.
|
- Главный цилиндр тормозной системы установлен в заднем левом
углу двигательного отсека. О падении уровня тормозной жидкости
водителя предупреждает срабатывание встроенной в комбинацию приборов
контрольной лампы (см. Раздел
Комбинация приборов,
измерители и контрольные лампы и световые индикаторы), поплавковый
датчик-выключатель которой встроен в крышку резервуара главного
тормозного цилиндра (ГТЦ).
|
Датчик-выключатель уровня
тормозной жидкости встроен в крышку резервуара ГТЦ
|
- Уровень тормозной жидкости проверяется визуально и должен находиться
между отметками «MAX» и «MIN», нанесенными на полупрозрачные стенки
резервуара ГТЦ. В случае необходимости произведите соответствующую
корректировку, долив требуемое количество свежей жидкости через
горловину резервуара, - перед отворачиванием крышки протрите резервуар
снаружи во избежание попадания в гидравлический тракт грязи.
|
Не следует
заливать в резервуар чрезмерное количество жидкости.
|
- При снятой крышке проверьте жидкость и стенки резервуара ГТЦ
на наличие признаков загрязнения. В случае выявления присутствия
частиц ржавчины, грязи или капель воды, жидкость следует заменить
с последующей «прокачкой» тормозной системы.
- Закончив корректировку/замену, проследите за ровностью посадки
и надежностью затягивания крышки резервуара.
- Постепенное опускание уровня жидкости в резервуаре ГТЦ связано
с износом тормозных колодок. Необходимость в добавлении жидкости
отсутствует, если ее уровень не опускается ниже отметки «MIN»,
- в случае необходимости проверьте состояние фрикционных накладок
колодок, - замена колодок приведет к автоматическому выравниванию
уровня.
- Если необходимость в корректировке уровня тормозной жидкости
возникает регулярно, следует без тщательно проверить гидравлический
тракт тормозной системы на наличие признаков развития утечек,
- внимательно обследуйте состояние суппортов/колесных цилиндров,
ГТЦ, тормозных трубок, шлангов и их штуцерных соединений, (см.
Разделы
Проверка тормозной системы и
Проверка состояния и замена шлангов двигательного отсека, локализация утечек).
- При опускании уровня жидкости в резервуаре ГТЦ ниже отметки
«MIN» тормозную систему следует «прокачать» (см. Главу
Тормозная
и вспомогательные системы).
|
|
Жидкость системы гидроусиления руля (ГУР)
|
|
Если уровень жидкости в резервуаре опустился ниже зоны, соответствующей текущему температурному диапазону, рулевое управление с гидравлическим усилителем рулевого механизма необходимо проверить в специализированной мастерской, поскольку имеет место потеря жидкости, - простой корректировки уровня в данном случае будет недостаточно!
|
Проверка уровня жидкости ГУР производится при температуре порядка 20°С. Уровень жидкости должен находиться между отметками «MIN» и «МАХ» на стенках резервуара системы гидроусиления руля. Полный объем резервуара составляет 1.2 л.
|
|
Жидкость омывания стекол/линз фар
|
|
Концентрат стеклоомывающего
средства легко воспламеняем! При обращении с концентратом
стеклоомывающего средства применение огня, открытого пламени
и курение запрещаются.
|
- Резервуар жидкости омывания стекол установлен в левом переднем
углу двигательного отсека, позади левой блок-фары и оборудован
заливной горловиной с крышкой байонетного типа. Вместимость резервуара
составляет порядка 7.6 л (см.
Спецификации).
|
Местоположение резервуара
жидкости омывания стекол/линз фар в двигательном отсеке (для
всех моделей)
|
- О падении уровня жидкости водителя предупреждает срабатывание
встроенной в комбинацию приборов контрольной лампы, - датчик-выключатель
контрольной лампы вмонтирован в верхнюю часть резервуара омывающей
жидкости.
- В районах с умеренным климатом систему можно заправить обычной
водой, но рекомендуется добавлять в воду средства для мытья стекол
(летний концентрат МВ имеет маркировку S). Резервуар должен заполняться
не более чем на две трети, чтобы оставалось свободное пространство
на случай расширения воды при замерзании. В районах с холодными
климатическими условиями следует использовать специальный концентрат
для омывания ветрового стекла (маркировка W), снижающий точку
замерзания жидкости, который можно приобрести в любом магазине
автомобильных аксессуаров. Обычно он продается в концентрированном
или готовом виде. Если Вы приобрели концентрированный антифриз,
смешайте его с водой в соответствии с инструкцией производителя
на упаковке.
|
Не используйте
антифриз системы охлаждения - он повредит окрашенные поверхности
автомобиля!
|
|
|
|