2.2.5. Система дополнительной безопасности (SRS)
|
В этом разделе рассматриваются лишь общие положения, касающиеся принципов функционирования системы SRS. Подробное описание её компонентов приведено в
Главе Бортовое электрооборудование.
|
|
Не располагайте твёрдых или острых предметов между своим телом и подушками безопасности, не перевозите твёрдые или острые предметы на коленях и не курите трубку при управлении автомобилем, т.к. это может привести к получению тяжёлых травм при аварии. С целью предотвращения риска несанкционированного срабатывания подушек безопасности старайтесь не прижимать руки к местам расположения подушек и их модулей. Места расположения подушек безопасности отмечены надписями «AIRBAG».
|
В число устройств и компонентов системы дополнительной безопасности (SRS) входят:
- Две передние и две боковые подушки безопасности. Модуль передней водительской подушки безопасности помещен в ступицу рулевого колеса; подушка безопасности переднего пассажира помещена в специальную полость в правой части панели приборов автомобиля. Боковые подушки безопасности размещены во внешних сторонах спинок передних сидений;
- Датчики направленных перегрузок, срабатывающие при сильном лобовом или боковом ударе;
- Электронная система самодиагностики, которая при включённом зажигании обеспечивает постоянное тестирование датчиков перегрузок, блока управления, газогенераторов подушек, пиропатронов аварийных натяжителей ремней безопасности и соединительной электропроводки соответствующих цепей;
- Автоматические аварийные натяжители ремней безопасности, вмонтированные в штатные натяжители ремней безопасности передних сидений;
- Контрольная лампа SRS, вмонтированная в комбинацию приборов;
- Запасной автономный источник питания, предназначенный для дублирования основной системы питания в случае выхода её из строя во время столкновения.
Принцип функционирования подушек безопасности
|
При слабых фронтальных и боковых столкновениях, а также при опрокидывании автомобиля подушки безопасности срабатывать не должны.
|
Датчики направленных перегрузок реагируют на превышение некоторого предельного значения, которое может возникнуть при сильном лобовом или боковом столкновении. По сигналу датчиков блок управления включает газогенераторы подушек безопасности, вызывая их мгновенное наполнение.
Во время столкновения ремень безопасности удерживает от смещения нижнюю часть туловища сидящего. Передние подушки безопасности помогают предотвратить травмирование водителя и переднего пассажира в результате удара их головой и грудной клеткой об рулевое колесо/панель приборов или удара головой об стойки кузова/стёкла дверей.
Обе передние подушки безопасности срабатывают одновременно, равно как и обе боковые подушки. Однако не исключена вероятность срабатывания лишь одной из пары подушек, - это становится возможным, когда величина возникших при столкновении направленных перегрузок находилась на грани диапазона чувствительности датчиков. В этом случае ремни безопасности обеспечивают достаточно надёжную защиту водителя и переднего пассажира, в то время, как эффект от срабатывания подушки безопасности будет минимальным.
Сразу после срабатывания и выполнения подушками своих функций газ из них выпускается, что позволяет водителю сохранять обзорность и свободно манипулировать всеми органами управления автомобилем.
Полная продолжительность процесса от момента подачи сигнала датчиками перегрузок до выпуска газа из подушек занимает не более десятой доли секунды. Срабатывание модулей происходит настолько быстро, что человеческое ухо просто не способно воспринять хлопок газогенераторов при заполнении подушек.
После срабатывания подушек безопасности объём салона автомобиля выглядит слегка задымленным из-за взвеси тонкодисперсного порошка, которым обычно пересыпаются сложенные оболочки подушек. Люди с заболеванием органов дыхания могут испытывать определённый дискомфорт от содержащихся в воздухе газообразных продуктов, выделяемых газогенераторами подушек.
Контрольная лампа SRS
Контрольная лампа (К/Л) SRS вмонтирована в комбинацию приборов автомобиля (см. Раздел Комбиниция приборов, измерители, контрольные лампы и индикаторы).
При включении зажигания К/Л загорается примерно на 6 секунд и затем гаснет, подтверждая исправность функционирования всех узлов системы SRS.
Если лампа не выключается, не гаснет, а также при произвольном срабатывании К/Л в любой другой момент владельцу автомобиля следует при первой же возможности обратиться к специалистам СТО, т.к. при перечисленных выше признаках система SRS может отказать во время аварии автомобиля. Если К/Л не гаснет, это указывает на неисправность передних подушек безопасности; если же К/Л начинает мигать, неисправны боковые подушки безопасности и/или аварийные натяжители ремней безопасности.
Ремни безопасности с автоматическими аварийными натяжителями
Аварийными автоматическими натяжителями оборудованы возвратные устройства ремней безопасности передних сидений. Натяжители приводятся в действие при сильных фронтальных перегрузках, возникающих при лобовом столкновении, и обеспечивают мгновенную выборку слабины ремней, в результате чего ленты последних плотно охватывают тело сидящего, в значительно степени повышая степень защиты водителя и переднего пассажира.
Натяжитель вмонтирован в сборку возвратного механизма ремня. Порядок пользования такими ремнями безопасности аналогичен порядку пользования обычными ремнями, оборудованными инерционными возвратными устройствами. Механизм срабатывания натяжителя абсолютно прозрачен для пользователя и не требует от последнего никаких дополнительных навыков и знаний.
Активация натяжителей происходит только при значительных фронтальных перегрузках. Срабатывание модулей сопровождается громким хлопком и небольшим выбросом дыма.
|
Выделяющийся при срабатывании натяжителей дым безопасен для здоровья человека, однако при непосредственном вдыхании может вызывать раздражение слизистых оболочек.
|
Как и в случае подушек безопасности, модули аварийных натяжителей рассчитаны на однократное срабатывание и после такового подлежат замене в сборе с ремнями, - обращайтесь на СТО.
|