2.4. Поршни и шатуныПоршень и шатун
1 – поршневое кольцо;
2 – поршень;
3 – поршневой палец;
4 – шатун;
|
5 – шатунные вкладыши;
6 – крышка шатуна;
7 – гайка, 29–34 Н•м
|
Снятие
Снятие поршней с шатунами необходимо проводить на двигателе, с которого
снята головка блока цилиндров и масляный поддон. Проверьте отсутствие ступеньки
и нагара в верхней части каждого цилиндра.
Предупреждение
Если производить снятие
поршней не убрав ступеньку в верхней части цилиндра, это может привести к повреждению
поршневых колец и поршней. Используя специальный инструмент удалите ступеньку
в верхней части цилиндров
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
1. Промаркируйте крышки шатунов
и шатуны в соответствии с номером цилиндра, в котором они установлены. |
Предупреждение
Отметьте шатуны
и крышки шатунов так, чтобы при установке они заняли правильное
положение и направление. При неправильной установке шатунов будет
нарушена подача смазки в шатунные вкладыши, что приведет к их быстрому
повреждению.
|
2. Проверните коленчатый вал двигателя
так, чтобы поршни второго и третьего цилиндров установились в нижней
мертвой точке и аналогичным образом промаркируйте шатуны и крышки
шатунов. |
3. Отверните гайки крепления крышки
шатуна и легкими ударами пластикового молотка сбейте крышку. |
4. Снимите крышку шатуна. |
Предупреждение
Для защиты
шеек коленчатого вала оденьте на болты крепления крышек шатунов
отрезки резиновой или пластмассовой трубки.
|
|
5. Деревянным бруском или ручкой
молотка вытолкните поршень с шатуном из цилиндра. |
6. Повторите эти операции на остальных
цилиндрах. |
7. Промаркируйте поршни в соответствии
с номерами цилиндров, в которых они были установлены. |
|
8. Специальными пассатижами разожмите поршневые
кольца и снимите их с поршня. |
|
9. Установите поршень вертикально и проверьте
плавность перемещения шатуна. |
10. Перемещая шатун, проверьте отсутствие люфта и заеданий.
|
Предупреждение
Не раскачивайте
шатун очень широко, так как он может войти в соприкосновение с юбкой
поршня и повредить ее, что приведет к необходимости замены поршня.
|
11. Если шатун перемещается с заеданиями,
проверьте отверстие для поршневого пальца в поршне и шатун на отсутствие
деформации. |
|
12. Снимите стопорные кольца с торцов поршневого
пальца. |
13. Наклоните поршень и позвольте
поршневому пальцу выскользнуть из поршня. При необходимости выдавите
поршневой палец из поршня. |
14. Извлеките шатун из поршня. При
разборке держите вместе поршень, шатун, поршневой палец и стопорные
кольца поршневого пальца. |
|
Проверка поршневых колец
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
|
1. Вставьте новое поршневое
кольцо в канавку поршня и щупом измерьте зазор между поршневым кольцом
и стенкой канавки.
Номинальный зазор:
Двигатель A5D: 0,03–0,07 мм
Двигатель A3E: 0,04–0,08 мм
Предельно допустимый зазор: 0,10 мм
|
2. Если зазор превышает предельно
допустимое значение, замените поршень. |
3. Проверьте поршневые кольца на
отсутствие повреждений, износа или поломки. |
4. При необходимости замените поршневые
кольца. |
5. Измерьте зазор в замке поршневых
колец, вручную вставив поршневое кольцо в цилиндр двигателя. |
|
6. Днищем поршня протолкните
поршневое кольцо в нижнюю часть цилиндра. |
|
7. Щупом измерьте зазор в замке
поршневого кольца.
|
|
Зазор в замках поршневых колец
Поршневое кольцо
|
A3E
|
A5D
|
Первое компрессионное кольцо
|
0,20–0,35 мм
|
0,15–0,30 мм
|
Второе компрессионное кольцо
|
0,37–0,52 мм
|
0,40–0,55 мм
|
Маслосъемное кольцо
|
0,20–0,70 мм
|
0,20–0,70 мм
|
Предельно допустимый зазор
|
1,0 мм
|
Установка
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ |
1. Установите поршень в шатун
и вставьте поршневой палец через поршень и шатун до фиксации его уже
установленным стопорным кольцом. |
Предупреждение
Проверьте,
чтобы относительное положение поршня и шатуна было таким же, как
и до разборки.
|
|
2. Установите второе пружинное
стопорное кольцо поршневого пальца в канавку с другой стороны поршня. |
|
3. Держите поршень вертикально и проверьте
свободу перемещения шатуна. |
|
4. Установите три части маслосъемного кольца
на поршень:
– смажьте чистым моторным маслом
расширитель маслосъемного кольца и верхнюю и нижнюю части кольца;
– установите расширитель маслосъемного
кольца на поршень так, чтобы концы расширителя были направлены вверх;
– установите нижнюю часть маслосъемного
кольца на поршень. Кольцо может быть установлено любой стороной вверх;
– установите верхнюю часть маслосъемного
кольца на поршень. Кольцо может быть установлено любой стороной вверх. |
|
5. Проверьте, что расширитель маслосъемного
кольца разделяет верхнюю и нижнюю части маслосъемного кольца и свободно
проворачивается на поршне. |
6. Пассатижами для разжатия поршневых
колец установите на поршень 2-е компрессионное кольцо. |
7. Пассатижами для разжатия поршневых
колец установите на поршень 1-е компрессионное кольцо. |
Предупреждение
Метки "R"
или "Y" на компрессионных кольцах должны быть направлены
к верхней части поршня.
|
|
|
8. Расположите замки поршневых колец
как показано на рисунках. |
9. Установите шатунный вкладыш в
шатун |
|
10. Для защиты шейки коленчатого вала от повреждения оденьте
на болты крепления крышек шатунов отрезки резиновой или пластиковой
трубки.
|
11. Установите поршень с поршневыми
кольцами над первым цилиндром, при этом метка F на поршне должна быть
направлена к передней части блока цилиндров. |
12. Проверните коленчатый вал в
такое положение, чтобы шатунная шейка коленчатого вала 1-го цилиндра
находилась в нижней мертвой точке. |
|
13. Специальным приспособлением сожмите поршневые
кольца на поршне. |
14. Ручкой молотка вдавите поршень
в цилиндр так, чтобы нижняя головка шатуна установилась на шейку коленчатого
вала. |
15. Установите шатунный вкладыш
в крышку шатуна. |
16. Расположите отрезки пластикового
измерительного стержня Plastigauge на шейках шатунных подшипников
коленчатого вала. |
17. В соответствии с маркировкой
установите крышки шатунов и закрепите их гайками.
Момент затяжки: 29–34 Н•м
|
Предупреждение
При установке
шатунов совместите метки, нанесенные на шатун и крышку шатуна и
правильно сориентируйте шатун по отношению к блоку цилиндров, так
как в противном случае будет нарушена подача смазки к шатунным вкладышам.
После установки
всех поршней поверните коленчатый вал в такое положение, чтобы поршни
расположились между ВМТ и НМТ, затем установите головку блока цилиндров.
Это исключит соударение поршней и клапанов, которое может привести
к деформации клапанов и повреждению двигателя.
|
|
18. Выверните гайки и снимите крышку шатуна. |
19. Измерительным шаблоном измерьте ширину деформированного
пластикового стержня Plastigauge и определите величину зазора. Удалите
деформированный пластиковый стержень Plastigauge с шеек коленчатого
вала и вкладышей шатунных подшипников.
Номинальный зазор в шатунном подшипнике: 0,026–0,054 мм
Предельно допустимый зазор: 0,10 мм
|
20. Если зазор превышает предельно
допустимое значение, перешлифуйте шейки коленчатого вала и используйте
ремонтные вкладыши увеличенного размера. |
| 21. Нанесите тонкий слой моторного масла на шатунную
шейку коленчатого вала и шатунный вкладыш в крышке шатуна.
|
22. Установите крышку шатуна и закрепите
гайками.
Момент затяжки: 29–34 Н•м
|
|
23. Щупом, вставленным между шатуном и коленчатым
валом, измерьте боковой зазор шатуна.
Номинальный боковой зазор шатуна: 0,110–0,262 мм
Предельно допустимый зазор: 0,30 мм
|
Предупреждение
Не измеряйте
зазор между крышкой шатуна и коленчатым валом.
|
24. Если боковой зазор шатуна превышает
предельно допустимое значение, замените шатун и крышку шатуна. |
|
|